Рецензии на произведение «Недостатки системы образования в России»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
День добрый, уважаемый Лев!
По-моему, всё "в точку"! И если систему образования
не начать "срочно лечить", то, действительно, в обозримом
будущем наши внуки увидят "смерть России". До сих пор в
наших школах и так далее "впаривают странные" системы,
сменившие "проклятую советскую". Почему так, зачем?
Ответ, думаю, очевиден. Да, советская школа "после 60-х"
была далека от идеала, но... "То, что производят" наши
школы и ВУЗы сейчас, ...не скажу "ужасно", но всё же
явно "не то". Лечить-менять-спасать - и промедление
смерти подобно!
Спасибо и всего Вам самого доброго!
С поклоном А.Т.
Александр Терентьев 31.01.2022 12:52 Заявить о нарушении
Лев Балашов 31.01.2022 22:37 Заявить о нарушении
Спасибо, Лев Евдокимович, за животрепещущую тему.
За прекрасную статью!
Всё верно вы отразили!Самый главный недостаток нынешнего российского образования в том, что школа не воспитывает нравственную ЛИЧНОСТЬ - Человека!
С уважением,
Элла Лякишева 27.01.2022 10:20 Заявить о нарушении
Лев Балашов 27.01.2022 11:36 Заявить о нарушении
Да, тема более чем актуальна. Тоже усиленно анализировал её одно время: http://www.proza.ru/2009/08/26/982
Максим Гуреев 25.02.2019 22:22 Заявить о нарушении
Уважаемый Лев Евдокимович!
Возможно, этот мой отклик на Вашу публикацию о школьных проблемах первоначально вызовет у Вас негативную реакции (после предыдущего моего отклика). Но, поверьте, прочитав Вашу статью о школьных проблемах и о путях их разрешения, а также Ваши статьи о религии, я подумал, что мы с Вами во многом единомышленники.
Вопросы организации школьного образования меня интересуют уже давно. Еще в 1984 году я написал для «Литературной газеты» большую статью под названием «Предложения к проекту ЦК КПСС об организации образования». Как Вы, естественно, понимаете, никакой реакции не последовало. Я же по-прежнему надеюсь, что та статья была достаточно качественной. Скажем, в ней приводились сетки часов по всем классам (для школы с физмат уклоном в старших классах, поскольку эта область мне известна лучше всего, да и классы данного профиля – база для много другого).
Я считал, и сейчас так считаю, что сетки часов – это первый шаг рациональной организации образования, т.к. под эти сетки уже делаются программы, по ним – учебники, потом планируется необходимая организационная структура и материальное обеспечение и т.д. Таким образом, данный подход позволяет вести конструктивный и конкретный разговор, допускает критику, сравнение вариантов, разумное улучшение вносимых предложений.
Поскольку на протяжении всех прошедших лет я продолжаю иметь непосредственно отношение к образованию (как к школьному, так и к ВУЗовскому (правда, это – до последнего времени)), я разместил на Прозе.ру еще одну статью «Школа: жертва и хищник» http://www.proza.ru/2011/10/08/1167 , с которой Вы, при желании и наличии времени можете ознакомиться. Возможно, Вас она заинтересует.
Что же касается религии, то я вырос и много-много лет жил в атмосфере естественно атеизма (т.е. по поводу бога – ни да, ни нет). Теперь же, когда религиозная активность зашкаливает да еще принимает совершенно неприемлемые формы, когда церковь буквально рвётся в светскую школу, мое отношение к религии «несколько» изменилось.
На занятиях со студентами как-то сам собой у меня сложился небольшой ход рассуждений, который в виде вопросов и ответов (с картинками!) оказался очень эффективным. Может быть, Вам предлагаемые рассуждения пригодятся. Среди студентов теперь ведь достаточно много искренне верующих, которые на задаваемые вопросы будут отвечать «правильно».
Вопрос 1 (В 1). Откуда вы узнали о Боге? Рис. 1. Слово «БОГ» на доске.
Ответ 1 (О 1). Из Библии. (Этот ответ правильный с точки зрения церкви). Рис. 2. БОГ < --- Библия
В 2. Библия – писанный текст. Тот, кто ее писал, откуда узнал о Боге? Рис. 3. БОГ < --- Библия < --- Писатель
О 2. От апостолов. Рис. 4. БОГ < --- Библия < --- Писатель < --- Апостолы.
В.3. Кто такие апостолы?
О 3. Апостолы – ученики Христа. Рис. 5. БОГ < --- Библия < --- Писатель < --- Апостолы < --- Христос.
В. 4. Кто такой Христос?
О 4. Христос – сын божий. Рис. 6. БОГ < --- Библия < --- Писатель < --- Апостолы < --- Христос < --- БОГ .
В. 5. Откуда известно о том, что Христос – сын божий и что Бог есть?
О. 6. Из Библии.
Как Вы понимаете, дело пахнет логической ошибкой «Круг в доказательстве»… Студенты обычно сразу видели, что к чему.
Буду рад, если этот мой отклик Вам пригодится.
Василий Капров 15.11.2017 15:35 Заявить о нарушении
Хочется отметить Ваше неравнодушие. Но позвольте с Вами не согласиться по большинству изложенных пунктов. Во-первых, пренебрежительное отношение к знаниям возникает у Вас от неясной формулировки самого понятия. Что есть знания? Если это понятийная основа то, смею вас уверить, что как-раз с этим у современной школы большие проблемы. Именно трансформация их от понятий к выученной информации и есть главная проблема образования. Я бы вообще не стала противопоставлять знания, умения, навыки. Это 3 этапа, и умения, а уж тем более навыки невозможны без 1 - знания. Почитайте учебники начальной школы, посмотрите пособия. Вот с воображением как-раз проблем нет, а с упражнениями на развитие сложнее. Ибо невозможен креатив, невозможна свобода мысли, если и мысли нет. Если вместо знаний сути, лишь смутное представление, пир дилетанта. Это ведь не только в школе, это везде. Главная беда образования - бюрократизация, непрофессионализм, инертность, недостаточное внимание развитию. Мы вступили в новую эру - информационную. И риски этого времени вообще не обсуждаются. Физическое развитие - очевидно. Но только ли школа должна этим заниматься? Простым увеличением занятий эту проблему не решить. И вопрос - пробовали ли Вы провести свой урок после урока физкультуры? Как Вы себе представляете эти балы в школе? Занятия танцами во внеурочное время - замечательно, но это будут вовсе не вальсы и мазурки. Что такое семейно-педагогическое занятие? Как вы представляете в реальности, когда родители работают по 12 часов 6 дней в неделю? Или это семейное обучение, где будут рассказывать банальности, как хорошо вступать в брак, рожать детей и учить консервации огурцов? Я двумя руками за огурцы, но современные дети живут в другой реальности, в ней больше не консервируют сами. Пока мы не прочувствуем, что готовит им будущее, надо быть осторожным с советами. И уж тем более с резолюциями - воззваниями. Но вот то, что мы все обязаны сделать - обратить внимание на развитие их психологических процессов. У нас беда с развитием внимания, а соответственно и мышления. Большинство не способны к критичному, самостоятельному мышлению. На это есть объективные причины, очень серьезные. От взрослых зависит только контроль за развитием. И профессиональное образование должно быть иным. Надо принять, что современный выпускник столкнется с частой сменой работы. Это реальность. Он должен обладать навыками для переучивания. Про это тоже ни слова в Вашей статье. Тема огромна.
Елена Гвозденко 14.10.2017 21:48 Заявить о нарушении
Лев Балашов 14.10.2017 23:40 Заявить о нарушении
Елена Гвозденко 15.10.2017 06:50 Заявить о нарушении
Лев Балашов 15.10.2017 12:56 Заявить о нарушении
Ув. Лев! Ваша статья своевременна и в общих чертах справедлива.
Вы дали правильную оценку недостаткам в образовании нашего общества, обратили внимание, в каком направлении нужно двигаться, что бы воспитать достойного человека.
Ваша статья, как компас для специалистов, по тем вопросам, которые необходимо детально изучить и применить в образовательном процессе.
Думаю, что ваша статья заставит воспользоваться специалистов вашими пожеланиями, а от себя хочу добавить тот момент, что заниматься образованием нужно не только детей, но и родителей. Как? Возможно проводить специальные лекции, обязательные беседы со специалистами; создать фонд наглядных пособий, фильмов,которые должен изучить каждый человек, имеющий детей, что бы начать образование своего ребенка еще тогда, когда он, ребенок, находиться только в семье.
Гармония 3 05.10.2017 09:37 Заявить о нарушении
Лев Балашов 07.10.2017 14:33 Заявить о нарушении
Гармония 3 07.10.2017 16:19 Заявить о нарушении
Согласен с большей частью написанного. Не буду перечислять, лучше обращу внимание на то, с чем не согласен:
Во-первых - совершенно ложный посыл о том, что знания помеха воображению. Скажите, что мы сможем вообразить, не имея знаний? Думаю воображение это будет очень скудным. Не знания сами по себе есть помеха воображению, а восприятие их как догмы, которая не может быть пересмотрена.
По поводу физической культуры согласен, но отчасти. Здесь все очень индивидуально (я имею в виду особенности организма). Общий подход ко всем сразу вряд ли будет правильным. Значит, необходим дифференцированный подход. В этом случае куда лучше подойдет система секций. В СССР она была довольно развита. Не считаю, что СССР пример во всем и всегда, но факт остается фактом.
Ваши слова о том, что необходимо готовить людей к физическому воспроизводству меня глубоко поцарапали. По сути правильно, но по форме звучит цинично, вы бы еще селекцию предложили. Спишем это на неудачный оборот речи. Теперь по сути.
В общем-то правильно - теория и практика семейной жизни вещь нужная. Но почему только семейной жизни? Почему не жизни вообще, где семейная жизнь является частью.
А что есть теория и практика жизни? ЭТИКА. Вы походили вокруг, но так об этом и не упомянули. Об этом важнейшем предмете, который должен быть включен в систему образования с первого класса, а лучше с детского сада.
Разумеется, для каждого возраста, по мере понимания.
Вы упомянули об истории и литературе. В том числе и они могут быть рассмотрены на основе этики, и многое другое. Именно она даст гражданское воспитание.
Разрозненные мелкие части элементов воспитания необходимо упорядочить в систему. Именно этика должна и может быть ее основой.
С уважением
Вал Аф 30.12.2013 12:43 Заявить о нарушении
Насчет этики. Тут надо еще много думать. Это следующий этап реформы системы образования. У меня в моих предложениях неявно присутствует заявка, так сказать, на этот предмет. Ведь я пишу о необходимости БАЛАНСА духовно-психического и материального-физического. В этом БАЛАНСЕ "сидит" ("спрятана", предполагается) и этика.
Насчет преподавания науки о жизни в целом. Тут я с Вами не вполне согласен. И в школе, и в вузе уже есть философия (в школе как раздел обществознания). А именно философия дает ответ на вопрос, в чем смысл жизни и как жить.
В одном я с Вами согласен: нужна более детальная разработка вопросов образования современного человека. В небольшой статье я лишь наметил некоторые ориентиры.
Не согласен с Вами в оценке моей фразы "необходимо готовить людей к физическому воспроизводству" Вы пишете: "меня глубоко поцарапали. По сути правильно, но по форме звучит цинично, вы бы еще селекцию предложили". Вы увидели то, что хотели увидеть. Ничего циничного в моей фразе нет. Надо исходить из общего содержания моей статьи. А общее содержание таково: я глубоко озабочен нынешним состоянием воспроизводства человека. Мою честную откровенность Вы приняли за цинизм. Я говорю людям правду: мы вымираем и надо предметно-жестко ставить вопрос о физическом-биологическом воспроизводстве человека. Вижу в этой Вашей критике след именно такого одностороннего воспитания-образования человека в ХХ-м веке.
Люди еще до конца не понимают, в какую пропасть небытия они себя ввергают нынешней системой образования.
Лев Балашов 30.12.2013 13:50 Заявить о нарушении
Я считаю, что человек высокодуховное существо с потенциально неограниченной возможностью развития. Прошу заметить - потенциально. То что этот потенциал часта не реализуется - это уже другой вопрос.
Говорить о людях как о стаде кроликов считаю этически неприемлемым. Не буду напоминать, кто собирался выводить породы людей, думаю, Вы и так это помните.
Вторая ваша ошибка - вы пытаетесь отделить семью от общества. Хотите говорить о правильных взаимоотношениях внутри семьи? А как же соседи?
Ваша политика изоляционизма - это полумеры. Надо рассматривать взаимоотношения в комплексе.
О философии - она рассматривается на завершающих этапах обучения. Я же говорил о необходимости этического воспитания с детского сада. Начиная с привития правил обыкновенной порядочности и так далее. Усложняя рассматриваемые вопросы по мере роста человека. На определенном этапе это будет включать в себя и семейные отношения, но как часть. Как часть общих правил поведения в обществе. Только так! Иначе полумеры, которые не приведут к результату. На неподготовленную почву не привьешь нужные знания. Именно это сейчас и пытаются сделать.
Философия? Ха! Прежде чем переходить к философии надо сказать об элементарной порядочности.
И это не ценности 20 века. Это вечные ценности на все времена.
Вал Аф 30.12.2013 17:16 Заявить о нарушении
Лев Балашов 30.12.2013 18:19 Заявить о нарушении
Платан 22.03.2014 12:18 Заявить о нарушении
Гармония 3 05.10.2017 03:47 Заявить о нарушении
Лев Балашов 07.10.2017 16:12 Заявить о нарушении
Полностью поддерживаю соображения автора.
Мои конкретизированные предложения по теме изложены в статьях "Умение - сила" http://www.proza.ru/2010/01/02/346, "О модернизации школьного образования в России" http://www.proza.ru/2012/02/27/646, "Обучение в школе надо менять кардинально" http://www.proza.ru/2013/01/20/1427.
Анатолий Писцов 01.10.2013 22:12 Заявить о нарушении
А раньше/соковое образование/ давало нашим школьниками ученым легко переквалифицироваться и подготовиться к экзаменам в любой стране/ слышала не раз от"бывалых".Сомневаюсь что сейчас и в скором времени это будет возможно/образование,увы.сильно падает/
Ирина Давыдова 3 01.10.2013 21:22 Заявить о нарушении
Замечательная своей актуальностью и грамотным анализом положения дел в современном образовании статья. Согласна со всеми Вашими рассуждениями и выводами - они очень справедливы и убедительны. Страшно оттого, что звучит Ваш голос как "глас вопиющего в пустыне".Но с другой стороны: дите не плачет - мать не разумеет! Что же нам делать, чтобы Вас (=нас) услышали?
Татьяна Ломова 01.10.2013 13:55 Заявить о нарушении
Лев Балашов 01.10.2013 14:35 Заявить о нарушении
Татьяна Ломова 01.10.2013 17:03 Заявить о нарушении
Татьяна Ломова 01.10.2013 20:26 Заявить о нарушении