Рецензии на произведение «Недостатки системы образования в России»

Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Да, тема более чем актуальна. Тоже усиленно анализировал её одно время: http://www.proza.ru/2009/08/26/982

Максим Гуреев   25.02.2019 22:22     Заявить о нарушении
Спасибо

Лев Балашов   26.02.2019 00:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Уважаемый Лев Евдокимович!
Возможно, этот мой отклик на Вашу публикацию о школьных проблемах первоначально вызовет у Вас негативную реакции (после предыдущего моего отклика). Но, поверьте, прочитав Вашу статью о школьных проблемах и о путях их разрешения, а также Ваши статьи о религии, я подумал, что мы с Вами во многом единомышленники.
Вопросы организации школьного образования меня интересуют уже давно. Еще в 1984 году я написал для «Литературной газеты» большую статью под названием «Предложения к проекту ЦК КПСС об организации образования». Как Вы, естественно, понимаете, никакой реакции не последовало. Я же по-прежнему надеюсь, что та статья была достаточно качественной. Скажем, в ней приводились сетки часов по всем классам (для школы с физмат уклоном в старших классах, поскольку эта область мне известна лучше всего, да и классы данного профиля – база для много другого).
Я считал, и сейчас так считаю, что сетки часов – это первый шаг рациональной организации образования, т.к. под эти сетки уже делаются программы, по ним – учебники, потом планируется необходимая организационная структура и материальное обеспечение и т.д. Таким образом, данный подход позволяет вести конструктивный и конкретный разговор, допускает критику, сравнение вариантов, разумное улучшение вносимых предложений.
Поскольку на протяжении всех прошедших лет я продолжаю иметь непосредственно отношение к образованию (как к школьному, так и к ВУЗовскому (правда, это – до последнего времени)), я разместил на Прозе.ру еще одну статью «Школа: жертва и хищник» http://www.proza.ru/2011/10/08/1167 , с которой Вы, при желании и наличии времени можете ознакомиться. Возможно, Вас она заинтересует.
Что же касается религии, то я вырос и много-много лет жил в атмосфере естественно атеизма (т.е. по поводу бога – ни да, ни нет). Теперь же, когда религиозная активность зашкаливает да еще принимает совершенно неприемлемые формы, когда церковь буквально рвётся в светскую школу, мое отношение к религии «несколько» изменилось.
На занятиях со студентами как-то сам собой у меня сложился небольшой ход рассуждений, который в виде вопросов и ответов (с картинками!) оказался очень эффективным. Может быть, Вам предлагаемые рассуждения пригодятся. Среди студентов теперь ведь достаточно много искренне верующих, которые на задаваемые вопросы будут отвечать «правильно».
Вопрос 1 (В 1). Откуда вы узнали о Боге? Рис. 1. Слово «БОГ» на доске.
Ответ 1 (О 1). Из Библии. (Этот ответ правильный с точки зрения церкви). Рис. 2. БОГ < --- Библия
В 2. Библия – писанный текст. Тот, кто ее писал, откуда узнал о Боге? Рис. 3. БОГ < --- Библия < --- Писатель
О 2. От апостолов. Рис. 4. БОГ < --- Библия < --- Писатель < --- Апостолы.
В.3. Кто такие апостолы?
О 3. Апостолы – ученики Христа. Рис. 5. БОГ < --- Библия < --- Писатель < --- Апостолы < --- Христос.
В. 4. Кто такой Христос?
О 4. Христос – сын божий. Рис. 6. БОГ < --- Библия < --- Писатель < --- Апостолы < --- Христос < --- БОГ .
В. 5. Откуда известно о том, что Христос – сын божий и что Бог есть?
О. 6. Из Библии.
Как Вы понимаете, дело пахнет логической ошибкой «Круг в доказательстве»… Студенты обычно сразу видели, что к чему.
Буду рад, если этот мой отклик Вам пригодится.

Василий Капров   15.11.2017 15:35     Заявить о нарушении
Подумаю.

Лев Балашов   16.11.2017 20:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Хочется отметить Ваше неравнодушие. Но позвольте с Вами не согласиться по большинству изложенных пунктов. Во-первых, пренебрежительное отношение к знаниям возникает у Вас от неясной формулировки самого понятия. Что есть знания? Если это понятийная основа то, смею вас уверить, что как-раз с этим у современной школы большие проблемы. Именно трансформация их от понятий к выученной информации и есть главная проблема образования. Я бы вообще не стала противопоставлять знания, умения, навыки. Это 3 этапа, и умения, а уж тем более навыки невозможны без 1 - знания. Почитайте учебники начальной школы, посмотрите пособия. Вот с воображением как-раз проблем нет, а с упражнениями на развитие сложнее. Ибо невозможен креатив, невозможна свобода мысли, если и мысли нет. Если вместо знаний сути, лишь смутное представление, пир дилетанта. Это ведь не только в школе, это везде. Главная беда образования - бюрократизация, непрофессионализм, инертность, недостаточное внимание развитию. Мы вступили в новую эру - информационную. И риски этого времени вообще не обсуждаются. Физическое развитие - очевидно. Но только ли школа должна этим заниматься? Простым увеличением занятий эту проблему не решить. И вопрос - пробовали ли Вы провести свой урок после урока физкультуры? Как Вы себе представляете эти балы в школе? Занятия танцами во внеурочное время - замечательно, но это будут вовсе не вальсы и мазурки. Что такое семейно-педагогическое занятие? Как вы представляете в реальности, когда родители работают по 12 часов 6 дней в неделю? Или это семейное обучение, где будут рассказывать банальности, как хорошо вступать в брак, рожать детей и учить консервации огурцов? Я двумя руками за огурцы, но современные дети живут в другой реальности, в ней больше не консервируют сами. Пока мы не прочувствуем, что готовит им будущее, надо быть осторожным с советами. И уж тем более с резолюциями - воззваниями. Но вот то, что мы все обязаны сделать - обратить внимание на развитие их психологических процессов. У нас беда с развитием внимания, а соответственно и мышления. Большинство не способны к критичному, самостоятельному мышлению. На это есть объективные причины, очень серьезные. От взрослых зависит только контроль за развитием. И профессиональное образование должно быть иным. Надо принять, что современный выпускник столкнется с частой сменой работы. Это реальность. Он должен обладать навыками для переучивания. Про это тоже ни слова в Вашей статье. Тема огромна.

Елена Гвозденко   14.10.2017 21:48     Заявить о нарушении
Извините, но Вы совсем не поняли мою статью. Вы возражаете против того, что я не утверждал. Например, что я якобы противопоставляю знания и умения... Я их сопоставляю и провожу мысль, что они дополнительны, как дополнительны отрицательный и положительный заряды в атоме, как ассимиляция и диссимиляция в организме. И они, конечно, опосредуют друг друга. Это вытекает из всего содержания моей статьи. Я говорю лишь об абсолютизациях и кренах в ту или иную сторону. И я всё время подчеркиваю необходимость БАЛАНСА (динамического равновесия) разных сторон образования. И еще: Вы от меня требуете, чтобы я в небольшой статье упомянул обо всём, что надо нам в образовании. Побойтесь бога! Моя статья - излагает лишь КОНЦЕПЦИЮ реформирования нашей системы образования. А концепция - как зародыш в утробе матери на первых двух неделях беременности. Требовать от концепции детализации - просто не знать, что такое концепция.

Лев Балашов   14.10.2017 23:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Лев, я знаю, что такое концепция. Но своими доводами я пыталась убедить Вас в том, что концепция ошибочна и далека от практического положения вещей. Да, Вы сейчас говорите про баланс, оптимизацию, но в первой части утверждали, что школа делает акцент на знаниях в ущерб навыкам и развитию. Логично сделать вывод, что именно этот крен в сторону знаний и мешает образованию быть эффективным. Я могла привести множество аргументов, но вижу, что мнение оппонента Вам неинтересно. А по поводу физического развития, есть очень простой и эффективный способ В последнее время выстроено множество ФОКов, мест, предназначенных для занятий спортом. Беда в том, что посещение платное, а доходы в провинции делают невозможными посещение детьми (у нас зарплата учителей с большим стажем около 15 тысяч). Просто государство должно взять на себя финансирование бесплатного посещения этих центров. Хотя бы для детей и студентов.

Елена Гвозденко   15.10.2017 06:50   Заявить о нарушении
Удивительно, но Вы совершенно не хотите видеть в моей статье то, что я критикую систему образования по самому широкому кругу вопросов. Прицепились к первым фразам о знании и не хотите видеть того, что я указываю и на другие недостатки системы образования. Вы просто приводите меня в ярость своей тупостью и некомпетентностью. Простите.

Лев Балашов   15.10.2017 12:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Ув. Лев! Ваша статья своевременна и в общих чертах справедлива.
Вы дали правильную оценку недостаткам в образовании нашего общества, обратили внимание, в каком направлении нужно двигаться, что бы воспитать достойного человека.
Ваша статья, как компас для специалистов, по тем вопросам, которые необходимо детально изучить и применить в образовательном процессе.
Думаю, что ваша статья заставит воспользоваться специалистов вашими пожеланиями, а от себя хочу добавить тот момент, что заниматься образованием нужно не только детей, но и родителей. Как? Возможно проводить специальные лекции, обязательные беседы со специалистами; создать фонд наглядных пособий, фильмов,которые должен изучить каждый человек, имеющий детей, что бы начать образование своего ребенка еще тогда, когда он, ребенок, находиться только в семье.

Гармония 3   05.10.2017 09:37     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. Насчет родителей полностью согласен. Однако, эта задача, так сказать, вторичная-дополнительная по отношению к системе образования подрастающего поколения. Дети как воск, как губка. Что в них вложишь, то и будет. Взрослые же уже не воск и не губка. Работа с ними более трудна и менее эффективна по сравнению с школьно-вузовским образованием. Одним словом, нужно работать по части образования во всех направлениях, в том числе и со взрослыми и даже с пожилыми, с дедушками и бабушками.

Лев Балашов   07.10.2017 14:33   Заявить о нарушении
Согласна, надо работать и образовывать всех, всех, всех, кто соприкасается по жизненно с ребенком. Так как школа учит одному, улица другому, пресса третьему, а в семье и вовсе иному.

Гармония 3   07.10.2017 16:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Согласен с большей частью написанного. Не буду перечислять, лучше обращу внимание на то, с чем не согласен:
Во-первых - совершенно ложный посыл о том, что знания помеха воображению. Скажите, что мы сможем вообразить, не имея знаний? Думаю воображение это будет очень скудным. Не знания сами по себе есть помеха воображению, а восприятие их как догмы, которая не может быть пересмотрена.
По поводу физической культуры согласен, но отчасти. Здесь все очень индивидуально (я имею в виду особенности организма). Общий подход ко всем сразу вряд ли будет правильным. Значит, необходим дифференцированный подход. В этом случае куда лучше подойдет система секций. В СССР она была довольно развита. Не считаю, что СССР пример во всем и всегда, но факт остается фактом.
Ваши слова о том, что необходимо готовить людей к физическому воспроизводству меня глубоко поцарапали. По сути правильно, но по форме звучит цинично, вы бы еще селекцию предложили. Спишем это на неудачный оборот речи. Теперь по сути.
В общем-то правильно - теория и практика семейной жизни вещь нужная. Но почему только семейной жизни? Почему не жизни вообще, где семейная жизнь является частью.
А что есть теория и практика жизни? ЭТИКА. Вы походили вокруг, но так об этом и не упомянули. Об этом важнейшем предмете, который должен быть включен в систему образования с первого класса, а лучше с детского сада.
Разумеется, для каждого возраста, по мере понимания.
Вы упомянули об истории и литературе. В том числе и они могут быть рассмотрены на основе этики, и многое другое. Именно она даст гражданское воспитание.
Разрозненные мелкие части элементов воспитания необходимо упорядочить в систему. Именно этика должна и может быть ее основой.
С уважением

Вал Аф   30.12.2013 12:43     Заявить о нарушении
Отчасти согласен с Вашей критикой.
Насчет этики. Тут надо еще много думать. Это следующий этап реформы системы образования. У меня в моих предложениях неявно присутствует заявка, так сказать, на этот предмет. Ведь я пишу о необходимости БАЛАНСА духовно-психического и материального-физического. В этом БАЛАНСЕ "сидит" ("спрятана", предполагается) и этика.
Насчет преподавания науки о жизни в целом. Тут я с Вами не вполне согласен. И в школе, и в вузе уже есть философия (в школе как раздел обществознания). А именно философия дает ответ на вопрос, в чем смысл жизни и как жить.
В одном я с Вами согласен: нужна более детальная разработка вопросов образования современного человека. В небольшой статье я лишь наметил некоторые ориентиры.
Не согласен с Вами в оценке моей фразы "необходимо готовить людей к физическому воспроизводству" Вы пишете: "меня глубоко поцарапали. По сути правильно, но по форме звучит цинично, вы бы еще селекцию предложили". Вы увидели то, что хотели увидеть. Ничего циничного в моей фразе нет. Надо исходить из общего содержания моей статьи. А общее содержание таково: я глубоко озабочен нынешним состоянием воспроизводства человека. Мою честную откровенность Вы приняли за цинизм. Я говорю людям правду: мы вымираем и надо предметно-жестко ставить вопрос о физическом-биологическом воспроизводстве человека. Вижу в этой Вашей критике след именно такого одностороннего воспитания-образования человека в ХХ-м веке.
Люди еще до конца не понимают, в какую пропасть небытия они себя ввергают нынешней системой образования.

Лев Балашов   30.12.2013 13:50   Заявить о нарушении
Да, меня покоробила Ваша фраза, как она покоробит каждого человека, который не считает человека лишь развитым животным. (привет товарищу Дарвину).
Я считаю, что человек высокодуховное существо с потенциально неограниченной возможностью развития. Прошу заметить - потенциально. То что этот потенциал часта не реализуется - это уже другой вопрос.
Говорить о людях как о стаде кроликов считаю этически неприемлемым. Не буду напоминать, кто собирался выводить породы людей, думаю, Вы и так это помните.
Вторая ваша ошибка - вы пытаетесь отделить семью от общества. Хотите говорить о правильных взаимоотношениях внутри семьи? А как же соседи?
Ваша политика изоляционизма - это полумеры. Надо рассматривать взаимоотношения в комплексе.
О философии - она рассматривается на завершающих этапах обучения. Я же говорил о необходимости этического воспитания с детского сада. Начиная с привития правил обыкновенной порядочности и так далее. Усложняя рассматриваемые вопросы по мере роста человека. На определенном этапе это будет включать в себя и семейные отношения, но как часть. Как часть общих правил поведения в обществе. Только так! Иначе полумеры, которые не приведут к результату. На неподготовленную почву не привьешь нужные знания. Именно это сейчас и пытаются сделать.
Философия? Ха! Прежде чем переходить к философии надо сказать об элементарной порядочности.
И это не ценности 20 века. Это вечные ценности на все времена.


Вал Аф   30.12.2013 17:16   Заявить о нарушении
Я вижу, Вы неадекватно воспринимаете мои тексты. Давайте прекратим дискуссию. Я больше отвечать Вам не буду.

Лев Балашов   30.12.2013 18:19   Заявить о нарушении
если человек не имеет выдержки с оппонентом, как он может кого-то учить тому, как учить. И при том не уделив внимания воспитанию ( окольно подойдя к этой проблеме ) ?

Платан   22.03.2014 12:18   Заявить о нарушении
Нельзя мнение и доводы одного человека использовать для создания програмы образования в стране. Статью Л.Балашова можно и нужно взять за основу, как трафарет, т.к. статья ясно, доступно, емко показала недостатки современного образовательного процесса, недостатки его методов, задач, более того неправильного понимания значения и назначения образования, самого понятия образования. Специалист в одной сфере знаний не может дать полный анализ недостатков и форм их исправлений. Все пункты предложенные Л.Балашовым должны детально изучить специалисты по физическому, социальному, семейному и прочему образованию. Поэтому я не буду копаться в тонкостях изложения статьи, как предыдущий рецензент, я дилетант, знания мои сугубо односторонние, во многих сферах у меня нет знаний, поэтому предлагаю статью взять за основу и детально рассмотреть, предложенные в статье пункты, компетентным специалистам и разработать варианты для применения в практике образования.

Гармония 3   05.10.2017 03:47   Заявить о нарушении
Согласен с комментарием Гармонии-3. Мои мысли об образовании именно философские, высокой степени обобщения. В них в сущности представлена КОНЦЕПЦИЯ реформирования системы образования в нашей стране. На основе концепции нужно разработать детализированную ПРОГРАММУ с дорожной картой реформирования и и сроками исполнения.

Лев Балашов   07.10.2017 16:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Полностью поддерживаю соображения автора.
Мои конкретизированные предложения по теме изложены в статьях "Умение - сила" http://www.proza.ru/2010/01/02/346, "О модернизации школьного образования в России" http://www.proza.ru/2012/02/27/646, "Обучение в школе надо менять кардинально" http://www.proza.ru/2013/01/20/1427.

Анатолий Писцов   01.10.2013 22:12     Заявить о нарушении
Спасибо! Давайте объединять усилия.

Лев Балашов   01.10.2013 22:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

А раньше/соковое образование/ давало нашим школьниками ученым легко переквалифицироваться и подготовиться к экзаменам в любой стране/ слышала не раз от"бывалых".Сомневаюсь что сейчас и в скором времени это будет возможно/образование,увы.сильно падает/

Ирина Давыдова 3   01.10.2013 21:22     Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Замечательная своей актуальностью и грамотным анализом положения дел в современном образовании статья. Согласна со всеми Вашими рассуждениями и выводами - они очень справедливы и убедительны. Страшно оттого, что звучит Ваш голос как "глас вопиющего в пустыне".Но с другой стороны: дите не плачет - мать не разумеет! Что же нам делать, чтобы Вас (=нас) услышали?

Татьяна Ломова   01.10.2013 13:55     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова. Может оформить этот текст в виде открытого письма президенту России и опубликовать его в разных СМИ?

Лев Балашов   01.10.2013 14:35   Заявить о нарушении
Я думаю, разумнее было бы собрать под ней подписи в интернете и передать потом письмо в Г. Думу и Президенту...

Татьяна Ломова   01.10.2013 17:03   Заявить о нарушении
А как собирать подписи?

Лев Балашов   01.10.2013 17:06   Заявить о нарушении
Лев, я где-то на "Прозе.ру" встречала дискуссию о РАН... Вот там шла речь о сайте, на котором размещалось письмо, а уже потом все будущие подписанты копировали ссылку и размещали её где только возможно в интернете. И ведь 100 тыс. собрали!

Татьяна Ломова   01.10.2013 20:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

У физических занятий есть и ещё одно важное свойство - они развивают мозг.
Абстрактно-логическое мышление, как, впрочем, и мышление образное, не являются для мозга основным видом деятельности. Это так, надстройка.
Наиболее развита эта надстройка у одного из видов приматов, называемого Хомо Сапиенс, однако и у этого вида она всё равно имеет добавочный, вспомогательный характер.
А основные функции мозга, процентов, наверное, около 90-95-ти - регулирование и управление системами жизнедеятельности организма. Подавляющее большинство этих регуляторных функций совершенно недоступно сознанию индивидуума.
Сердцебиение, перистальтика, выработка тех или иных гормонов, имунная защита...
Мозг несущегося по горному склону лыжника-слаломиста работает на порядки интенсивней, чем мозг академика, пищущего очередную научную статью.
Мозг нужно тренировать. Причём тренировать не только его вторичные, вспомогательные отделы, но и базовые, отвечающие за само существование организма.
Если угодно, то термин "тренировка" здесь без потери смысла вполне можно заменить на термин - "образование".

Игорь Борский   01.10.2013 11:54     Заявить о нарушении
В основном с Вами согласен. Я занимаюсь бегом на длинные дистанции, бегал марафоны и сверхмарафоны вплоть до 100 км. Мозг при этом работал и работает как бешеный.
Не согласен с противопоставлением работы мозга у горного лыжника-слаломиста и у ученого, пишущего статью. Видимо Вы писали статьи в расслабленном состоянии или не писали вовсе. Мозг настоящего ученого, философа работает не менее, а может быть даже более интенсивно по сравнению с мозгом спортсмена. Я на себе это почти физически чувствую. Знаком и со сверхфизическими нагрузками, и с нагрузками во время умственной работы при обдумывании идей и написании философских текстов.

Лев Балашов   07.10.2017 16:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Недостатки системы образования в России» (Лев Балашов)

Поддерживаю Вашу статью. Но, почему Вы не пишите о том, что личность человека формируется на 92%! до 3-х лет, т. к. к этому времени формируется основная морфологическая структура мозга? Что заложено к этому возрасту, на том и приходится играть всю жизнь. Согласитесь, что на текстовом редакторе компьютера не создать нормальной графики, а графический редактор во-время не заложен.
Всю образовательную мощь надо направить к развитию ребёнка (т. е. человека) в раннем возрасте. Хотя бы, родителям это разъясняли а то ведь, немногие это понимают, надеются в будущем на школу.
Я уверен, что полноценное общество можно реализовать только при исключении вековой ошибки в воспитательно-образовательном процессе.

Эдуард Снежин   01.10.2013 07:57     Заявить о нарушении
Согласен с Вами в том, что человек формируется в основном до 3-5 лет. Тем не менее, возможности корректировки личностных качеств и даже их исправления в отдельных случаях СОХРАНЯЮТСЯ в более старших возрастах. Школьное и вузовское образование как раз и должно этим заниматься. Я, например, прямо говорю своим студентам, что моя миссия как преподавателя-философа заключается помимо всего прочего в том, чтобы "выправлять мозги". Студенты большей частью со мной соглашаются.
Кроме того, школьное-вузовское образование по своей сущности призвано помогать дальнейшему формированию и развитию положительных качеств человека. А вот недостатки нынешней системы образования не помогают, а препятствуют этому процессу или, если человек в первые годы жизни неправильно формировался, усугубляют эти огрехи формирования человека.

Лев Балашов   05.12.2013 12:54   Заявить о нарушении