Рецензии на произведение «Христианская жизнь Москвы 80-х годов»

Рецензия на «Христианская жизнь Москвы 80-х годов» (Наталья Никитина-Карташова)

Прочитал три Ваших работы, включая Сокольники и про то, как Вы бодались с КГБ. Я немного старше Вас, но мои "поиски Бога" проходили во многом похоже и даже где-то пересекались с той разницей, что связанные с этим приключения были гораздо красочней и многообразней. Не обижайтесь, но кружок о. Ал-дра Меня сразу же произвел на меня отталкивающее впечатление царившим там духом сектантства и какой-то пошлой экзальтированности, не говоря уже о том, что сам Мень по своим воззрениям стоял одной ногой в иудействе. Никакой духовности я там не увидел. Обыкновенная модная московско-интеллигентская туса. И сейчас, читая Ваши воспоминания, передо мной вновь ярко предстала атмосфера того давно забытого дурдома. Позвольте спросить Вас, дорогая Наталья: много ли Вы намолили за эти годы? Все эти ужимки и прыжки с так называем "воцерковлением" совершались не иначе как на посмешище сатане. Кстати, перестроечное "небывалое религиозное возрождение" конца 80-х годов было идеологическим детищем и проектом Ю.Андропова. Оно оказалось воистину собачьим цирком, о чем свидетельствует свершающееся на наших глазах безропотное принятие "православной" Россией печати антихриста. Христос русскому народу не нужен, он даже не понимает, Кто это такой. Народу нужно батюшковерие, свечечки и побрякушки, которые продаются в церковных лавках, а там хоть трава не расти.

Сергей Омельченко   15.04.2020 03:56     Заявить о нарушении
Как я понимаю, Вы спрашиваете меня о моем отношению к отцу Александру. У меня не было такого переживания, как у Вас. После смерти о.Александра я стала ходить в разные церкви и исповедоваться разным священником. Но то, что происходило на исповеди у о.Александра, я больше не встречала. Хотя я уже 40 лет хожу в церковь и сейчас стараюсь быть на службе каждое воскресенье, соответственно исповедаюсь примерно раз в месяц. Мне его все равно очень не хватает, особенно в некоторые моменты моей жизни. Чем более я о нем вспоминаю, тем больше я прихожу к мнению, что он святой.

Наталья Никитина-Карташова   01.05.2020 13:48   Заявить о нарушении
Ни в коем случае не хотел покушаться на образ о. Александра, запечатленный в вашей памяти, тем более, что всякий человек имеет абсолютное право иметь собственное мнение относительно любой персоналии и явления. Я просто поделился с Вами собственным впечатлением об этом кружке, а заодно выразил свое отношение к так называемому "воцерковлению" народа, оказавшегося карнавально-поверхностным и совершенно безплодным, что во всей красе показывают нынешние события. Выскажу парадоксальную мысль: даже его атеизм советского периода был ближе к Богу, чем сегодняшнее "христианство". С пожеланиями здоровья и помощи Божией

Сергей Омельченко   01.05.2020 16:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Христианская жизнь Москвы 80-х годов» (Наталья Никитина-Карташова)

Вы описали совершенно не известный мне мир. Не хочу вдаваться в рассуждения о религии и атеизме, я-то воспитан исключительно в духе последнего, и, однако, как ни странно, наши родители были людьми слепой, фанатичной веры, хотя сами об этом вряд ли догадывались, а скажи им - вступили бы в яростный спор. Они-то считали марксизм-ленинизм наукой, и свой атеизм - тоже именно научным! В Ваших записках есть меткое замечание (не помню - чьё: атеизм-де это наука о том, чего нет! Ну да, раз Бога нет, то, значит, и у атеистической науки нет предмета!

В отрочестве я стал центральной фигурой в истории, которая описана в главе "Есть ли Бог?" моей мемуарной (2-й по счёту) книги "Мужская школа": там рассказано, как я выступил на отчётно-выборном школьном комсомольском собрании с разоблачением секретаря комсомольской организации (моего одноклассника) в том, что он ходит в церковь и целует руку священнику. Это была чистая правда, но мне не поверили. Тот, кто попытается увидеть в этом поступке искательство перед властями, карьеристский поступок или попытку доноса - глубоко ошибётся. Наоборот, мой тогдашний "начальник" - директор школы был шокирован моей вылазкой: ведь потом оказалось, что я говорил правду, а он недоглядел: держал на посту комсомольского секретаря религиозного юношу!
Я искренне считал, что этот мой одноклассник ведёт себя криводушно: по уставу комсомола, пребывание в этой организации несовместимо с религиозностью! "Выбирай себе, дружок, один какой-нибудь кружок", - думал я, и разве был неправ?

Другое дело, что спорить, есть ли Бог или Его нет - бесполезно. Доказательства того и другого одинаково убедительны и одинаково отсутствуют. Лично меня держит в плену неверия одно соображение: если бы Он действительно был, то зачем он допускает такие ужасы, как Холокост или Гулаг?! Допустить такое -это...БЕЗБОЖНО!

Однако вера - глубоко человечное свойство. Людей неверящих - нет. Каждому дано по его вере! И мои рассуждения ничуть не предполагают спор и не направлены на ослабление в Вас веры в Создателя. Сохрани меня Господь от этого! :)) С искренним интересом читал Ваши записки. Желаю Вам счастья. =
Из окна моей квартиры открывается вид на знаменитую гору Фавор, или гору Преображения Господня. Хотел бы послать Вам снимок, но в рамках данного сайта сделать это не умею. Мой Е-mail: felixr@yandex.ru Пришлите свой эл. адрес - немедленно вышлю эту фотографию. Если, конечно, хотите.

Феликс Рахлин   03.02.2013 20:08     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташа. Я тоже знала Сандро (так я его называю)и позже принимала участие в его судьбе. Вот он - настоящее Солнце!

Анна-Нина Коваленко   12.06.2016 18:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Христианская жизнь Москвы 80-х годов» (Наталья Никитина-Карташова)

Спасибо,Наташа за ценные воспоминания. Хотелось бы добавить и свои мысли о том периоде нашей жизни. Леон Семенович Черняк говорил,что в СССР "обратное законодательство,как это было в Содоме". При этом он ссылался на Талмуд. Я прочитал об этом в книге "Агада.Сказания и притчи из Талмуда и Мидрашей" в разделе II "Грехи Содома". Кроме продажи иностранной валюты при выезде за границу в примере Л.С.Ч. я отметил бы,что в СССР оптовые цены для граждан были выше розничных ( ...только по 1 кг в руки...дай на лапу продавцу).Цены на товары в спец.распределителях для номенклатуры (товары выше качеством,шире ассортиментом,без очередей)- стоили меньше. Стоимость телефонных переговоров с Заграницей зависила от политического строя,например с Финляндией 3 руб.минута, с Кубой-2 руб. В производственной сфере:чем больше и лучше работаешь,тем меньше зарабатываешь в час (снижали расценки).И вообще,работник мог повысить свой заработок только разрушая своё дело: таксист-туда не еду,еду в парк;продавец-спрятав товар,производственник-фальсифицируя продукцию(маргарин вместо масла,туалетную бумагу в колбасу и проч.). На мой взляд,это положение вообще деформировало психику людей.Мне два раза за трудовую деятельность приходилось сталкиваться с такой ситуацией: повышали зарплату на 15-20 руб.,а в платёжной ведомости я видел сумму меньшую,чем до повышения.На вопрос в бухгалтерии-почему так - мне отвечали-тебе ж повысили! Бугалтера спешили вычесть более высокий подоходный налог,а прибавить зарплату...забывали.
Церковь была настолько пропитана "чекизмом",что во взаимоотношениях верующего и священника возникали (как говорил Сандро Рига) казусы. На исповеди малознакомого прихожанина священник думал,что тот агент КГБ,а прихожанин тоже самое о священнике.


Николай Муратов   30.12.2012 18:41     Заявить о нарушении