Рецензии на произведение «Марк Шагал - поэт»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Геннадий, спасибо большое за статью. Очень вдохновляющая. Рада вернуться к мыслям о любимом мною Шагале. С уважением, Айна.
Ангел Айна 31.01.2020 21:35 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий!
Большое спасибо за живое слово о Марке Шагале. Я открываю его каждый раз для себя по-новому через книги и статьи о нём, и каждый раз для меня открывается новая страница его биографии, новая грань характера и таланта. Перед волшебными синими витражами Марка Шагала замираешь и понимаешь, что тоска по родине, по Витебску была его постоянным гостем, а цвет васильков его детства навечно запечатлён в его творениях. Он создал себя сам, за что ему низкий поклон. А Вам спасибо за то, что ввели меня в мир его поэтических образов.
Ирене Крекер 29.01.2019 03:54 Заявить о нарушении
Спасибо! Такие творцы как Марк Шагал должны быть всегда на виду. Они помогают убрать ту завесу будничности, обыденности, серого, беспросветного потока дней и мыслей. Безысходность отупляет. Гений ведёт по пути, где нет места сладенькой сказочке со счастливым концом, усыпляющей мысль и душу. Мы соприкасаемся с его творчеством и - море! вулкан! испепеляющая лава! буря! шторм! каскад всех тех мыслей и ощущений, что не могли найти выхода, копились в тайника, и теперь - открыты шлюзы, хлынули потоки, а с ними и полёты во сне и наяву!
С благодарностью за Ваш труд и
уважением
Наталия
Натали Соколовская 07.02.2014 09:04 Заявить о нарушении
Геннадий Шалюгин 07.02.2014 09:12 Заявить о нарушении
Очень интересный материал, подборка. Написано просто. Легко читается статья. спасибо!
Наталия Ерецкая 07.02.2014 08:02 Заявить о нарушении
Геннадий Шалюгин 07.02.2014 09:11 Заявить о нарушении
" Странные сочетания цвета и образа посещали художника и поэта Шагала. Как, к примеру, толковать его строки:
Я помню время –
я был двуглавым. Обе головы
скрывались под одной вуалью неги –
и обе улетучились,
как розы багряной аромат
(«К вратам высот»)
Можно ли это толковать как символическое проявление двоесущности творческого начала Шагала? Одна голова – художник, вторая - поэт. Не знаю, не знаю… Иногда кажется, что душа Шагала покидает тело и совершает астральные полеты:
…А я - где я? Бог весть где затерялся.
Меня вы не ищите. Не найду
себя я сам. Я жизнь свою покинул,
ушел…
(«Тот город дальний»)
Шагала, в отличии от поэта-профессионала, не тревожит общая идея стиха, заставляющая идти к устоявшимся формам четверостишия, сонета, катрена, и тому подобное; не подвигает к композиционным ухищрениям вроде «кольца» (когда начало и конец как бы смыкаются). У Шагала – иначе: он может начать во здравие, а кончить за упокой. Но есть стихотворения, от начала до конца проникнутые одним настроением, скрепленные одним образом. Вот стихотворение «Слезы мои», навеянные суровой печалью старозаветных и новозаветных образов:
Слезы мои – это камни падают…
………………
День за днем я несу свой крест...
И пинают меня, и за руки взявши – ведут.
И меркнет свет, и день превращается в ночь...
Боже мой,
Боже мой, для чего ты меня оставил?
(«Слезы мои»)
У художника, воспитанного в патриархальной иудейской семье, заброшенной судьбою в глухой, провинциальный Витебск, просыпаются евангельские мотивы, чувство родства с Христом, который некогда отринул Завет предков… В стихи Шагала вдруг прорывается моление Христа в минуты страдания на смертном кресте. Творчество для Шагала – путь на Голгофу самоотречения, распятие на мольберте отчаяния и воскрешения в гармонии красок… Может, это еще и потому, что в иудейской традиции, как утверждает Анна Гершович, было запрещено изображение человека и животных – дозволялось изображать лишь цветы и орнаменты… В начале XX века, однако, произошла революция в изобразительном искусстве Европы и России. Она была связана с ломкой традиций и созданием новой эстетики авангарда. Большая роль в этом движении принадлежала художникам именно еврейского происхождения. Могу предположить, что, не имея возможности изображать человека (Левитан, когда потребовалось в пейзаж ввести фигуру прохожего, просил об этом Николая Чехова), еврейские художники превращали человека в абстракцию, в набор кубов, треугольников, параллелепипедов…
Это отчасти касалось и Шагала. К мукам творчества добавлялись, как мне кажется, еще и муки надрыва в отношениях с нравственными императивами веры избранного народа… Очень уж проблематично жить в современно европейском обществе и держаться ветхозаветных традиций… Так, между прочим, было с Б.Пастернаком, у которого в романе «Доктор Живаго» вдруг появляется цикл евангельских стихотворений…
Тем не менее, Шагал всегда подчеркивал свои израильские корни. В письме в редакцию американского издания «Идише культур» он писал: «Как бы то ни было - еврей я всегда...». Для нас же, обыкновенных любителей поэзии, в Шагале главное - не его национальная специфика, но всеобъемлющее всечеловеческое начало, которое делает его близким и русскому, и французу, и китайцу..."
Что можно добавить или убавить?... главное - никого НЕ УБИТЬ ! как делают лидеры майдана у нас на Украине, неся ненависть и маразм, не социальной революции, а полит технологии, ради закабаления человечества, чтобы все были послушным стадом в руках работников проплаченых СМИ. Благ всем нам.
Валентин Стронин 05.02.2014 16:36 Заявить о нарушении
Необычно, интересно, прочитала на одном дыхании! Ценность человеческой жизни, тема полета, как это все близко и понятно! спасибо Вам, с уважением.
Лена Дубровская 05.02.2014 09:21 Заявить о нарушении
Геннадий Шалюгин 05.02.2014 09:38 Заявить о нарушении
Спасибо за знакомство с прекрасными стихами.
Нина Тур 19.01.2014 14:41 Заявить о нарушении
Геннадий Шалюгин 05.02.2014 08:44 Заявить о нарушении