Рецензии на произведение «Дорожная»

Рецензия на «Дорожная» (Морова Алена)

Настоящие стихи! Меня только смутило вот что: в этом проливном дожде тропов я вдруг попал на вполне сухое место и слышу трезвый голос не то доктора, не то метеоролога:
Создаёт ночная буря
Предвещением беды
Слишком влажные условья
Для ночёвки и еды.
Это разумное замечание, но оно выпадает из целого - из образа дороги под дождём. А образ хороший и мне его жалко.
И ещё: Вам не знакомы такие строчки (это из Сергея Городецкого 10-х годов прошлого века): Бесконечная дорога Убегает без огней От сознания до Бога И от неба до саней - ? - Ваш размер! Я их часто вспоминаю.
С уважением, Борис.

Борис Хаимский   11.02.2014 03:05     Заявить о нарушении
Не знаю просто как Вас благодарить. спасибо огромное!
Да, действительно так.
Я в реальной жизни не выставляю свои творения на показ, думаю, навряд ли вообще кто-то из окружающих знает что я пишу... поэтому мне не хватает, очень не хватает подсказок грамотного стороннего человека. Благодарю от всей души.
Нужно будет подумать...
Писала вообще про неизбежность пути, который уже понятно, что не верный, не правильный, но назад уже не повернуть. Думаю, мой фатализм и тревожное состояние духа в котором я писала эти строки не прозвучали никак в словах и образах потому, что напускная веселость неожиданно для меня самой внесла в общую картину совсем другие оттенки. Вот только что дождь... И дорога, как символ жизненного пути...
Сергей Городецкий произвел на меня очень сильное впечатление. Его стихи нельзя читать, как мне кажется, в отрыве от времени в котором он жил и не зная его биографии. Два вечера читаю... И думаю о том, что историю гораздо точнее передают не цифры и не интерпретации современников, а именно слова, написанные людьми, принадлежащими тому или иному историческому периоду... Я когда хожу по историческим музеям ищу именно эти отголоски: письма, фотографии, газетные вырезки... При чтении Городецкого тревожная эпоха ожила под его строками, она громадой нависла надо мной, кажется так явно, что даже окружающие почувствовали. Ни с того ни с сего заговорили...
Читаешь его стихи и думаешь о том, что не нужно больше самой ничего писать - ведь так много еще непрочитанного, неосмысленного прекрасного и более величественного, чем твои собственные мелочные чувства, может раскрыть чтение старых стихов... "Да, были люди в наше время"... и примитивный сытый мирок современности кажется слабым подобием, тенью прошлого..
Вот так я почувствовала... Очень яркие впечатления.
Спасибо, большое спасибо Вам!!!
С искренним уважением, Алена.



Морова Алена   12.02.2014 23:25   Заявить о нарушении
Нет-нет, состояние путника, не знающего, куда его ведёт случайная дорога, очень прочитывается. Но с поэтами такое бывает. У Бунина про это рассказано в стихотворении "Балагула" )). У Вас в стихах часто бывает много абстрактного, условного, но не в этих, не в "Дорожной". Они не такие уж и туманные, но это не значит, что они грубые или плоские. Ахматова достаточно конкретна, Арсений Тарковский тоже установил какое-то своё, необъяснимое, равновесие между данным в ощущениях и метафизикой. Конечно, правил для поэта никаких быть не может. У Сосноры метафоры совсем сумасшедшие, но я чувствую, читая - он прав. А Шиллер тоже правильно заметил: Губят философы речь, Логику губят поэты, Здравым смыслом одним Тоже никак не прожить.... (не помню, чей перевод) - так и должно быть.
А вот стихи Александра Грина:

Первый снег

Над узким каменным двором
Царит немая тишь.
На высоте, перед окном,
Белеют скаты крыш.
Недолгий гость осенней мглы
Покрыл их, первый снег,
Гнездя на острые углы
Пушистый свой ночлег.

* * *

Он мчится в воздухе ночном
Как шаловливый дух,
Сверкает, вьется за окном
Его капризный пух.
И скользкий камень мостовой,
И оголенный сад
Он схоронил бесшумно в свой
Серебряный наряд.

* * *

Пусть завтра он исчезнет, пусть
Растает он чуть свет;
Мне сохранит немая грусть
Его мгновенный след;
Волненья девственных надежд
Я провожу, смеясь,
Как белизну его одежд,
Затоптанную в грязь.

1912

Борис Хаимский   13.02.2014 00:12   Заявить о нарушении
Здравствуйте!!! Здравствуйте!!!
Как хорошо Вы вспомнили и мною тоже любимых авторов каждый из которых уникален. И вместе с тем они - часть чего то целого, общечеловеческого, вечного.
Особенно люблю Грина, мне кажется, что его невозможно не любить. Посещение его музея для меня - очень значимое событие в жизни. Образы, которые пришли ко мне в стареньком домике Грина, не отпускают душу так же, как и многие его произведения до сих пор.
Виктор Соснора очень интересный неординарный автор. Я устаю от его стихов, он может убаюкать мысли, успокоить, а потом резко взорвать изнутри таким точным выводом из всего написанного,что начинаешь понимать - прелюдия к выводу была не напрасна. Я мало что помню наизусть, но зато то, что запоминается - это навсегда. Если его произведения принимать только разумной составляющей триединства, выйдет полная чепуха. Но если отдаться только на волю чувств, прочувствовать полную гамму ощущений тоже не получится - над его творениями нужно думать. Можно бесконечно долго критиковать стиль изложения и находить во многих стихах подчас полное отсутствие рифмы, но зациклившись на технике тогда теряешь суть сказанного.По его стихам плывешь как по бурному морю, в котором погода непредсказуема и опасна. Он мыслит и пишет образами, как художник.
Почему то именно этих двух авторов я особо ярко прочувствовала после того, как прочитала Ваш комментарий. Вспомнила эпизод со школьниками в пионерском лагере. Многие из них первый раз видели море. Мы попросили их подобрать одно слово, которое передает их ощущение от моря. Варианты, которые я запомнила были такие:
вечность,глубина,тревога,ожидание,надежда, опасность, восторг.
Насколько разные ощущения!!! Так же, как и у этих двух авторов. Но все это море.Спасибо, что наполнили светом мой сегодняшний день,
Благодарю за беседу.
Мое признание Вам,
Алена.



Морова Алена   13.02.2014 23:22   Заявить о нарушении