Рецензии на произведение «В защиту реализма»

Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

Любомир!Вы положили "на лопатки"своего оппонента Иванова Е.М.. Спасибо за просвещение.С ув.

Рита Беленькая   10.08.2012 23:53     Заявить о нарушении
Рита, свою дискуссию с профессиональным философом Ивановым Е.М. я рассматривал прежде всего как повод, для того чтобы самому глубже осознать сущность проблемы. Основная цель дискуссии - это попытка установления ИСТИНЫ...
За положительный отзыв - спасибо!

Любомир Павлов   11.08.2012 23:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

Теперь пошла мода на трасцендентное и экзистенциальное. Туда идут обычно недоучки и с комплексом неполноценности - чтобы показать экстравагантность своего "Я".
У меня для них такая задачка. Если реальное вытекает из сознания, то пусть они попробуют прожить без приобретения пищи. Ведь пища реально не существует, она плод сознания - пусть из сознания извлекают пищу, зарплату и другие блага. Всего-то! Как станет хорошо!

Алекс Савин   06.06.2012 22:45     Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

Перестройка и катастрофа открыла шлюзы для недоучек и прочих мутнобредов. Теперь эти неадекваты размножаются как гидра.
Их задача - ловля молодых душ, неразвитых, ленящихся думать, познавать мир. Только естествознание, реализм является эффективным инструментом открытия мира. Остальное от лукавого и поэтому обросло псевдофилософскими наукообразными рассужденками, скрывающими в тумане мутнобредия истину. Только физика даёт знания о том, как устроен этот мир. Остальное - вторично. Почему нас так активно выталкивают из реального мира в мир лжи и абсурда? Баранами легче управлять, их легче порабощать.
Хорошо, что Вы об этом пишите. И пишите верно.

Троянда   24.03.2012 03:47     Заявить о нарушении
Уважаемая Троянда, спасибо за оценку моих скромных усилий...
Я пытаюсь в меру моих сил защищать научное миропонимание, конечно, насколько я сам его понимаю. СПАСИБО!

Любомир Павлов   24.03.2012 16:02   Заявить о нарушении
Успехов на этом непростом пути просвещения.

Троянда   24.03.2012 16:18   Заявить о нарушении
Молодец Троянда - отбрили вы этих мутнобредов. Наша взяла!

Алекс Савин   06.06.2012 22:00   Заявить о нарушении
К сожалению, наша пока не взяла. Все познавательные, просветительские программы трансформировались в мистические, эзотерические и истерические.
Но мы будем дружно бороться против мракобесия. И наступит эпоха возрождения.))

Троянда   06.06.2012 22:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

Вспоминаются герои одной замечательной книги, которые играют в шашки, сопровождая свои ходы возгласами: "Первична!", "Вторична!", при этом один двигает шашки по белым полям, а другой - по черным.
Ничего не понимая в философии, ни в классической, ни в современной, все же рискну высказаться и навлечь на себя гнев высоколобых и мудрых.
Да, органы чувств нас подводят, равно как и логика, и потому наше восприятие мира всегда в той или иной степени неполно и искажено. Но кроме органов чувств есть и другие, инструментальные методы познания мира. Здесь стоило бы сказать, что я имею в виду под пониманием мироустройства: это система взглядов, позволяющая адекватно предсказать свойства тех или иных объектов в той или иной ситуации. При этом предсказательная функция знания является наиболее важной, а "объяснительная" лишь создает чувство интеллектуального комфорта, оставаясь практически бесполезной. Приведу пример: система аксиом "Бог есть; Бог всемогущ; неисповедимы пути господни" позволяет объяснить в этом мире все, но абсолютно беспомощна в части предсказаний. При таком подходе не важно, что наше понимание мира не обязательно опирается на сформулированные на языке органов чувств понятия; вполне пригодны и математика, и метрология и т.д.- лишь бы получилась работающая теория.
Идеализм, конечно же, забавен как система праздных построений, которыми приятно позабавиться на сытый желудок, но жизнь заставляет не предполагать за реалиями мира смутный и невнятный мир "вещей в себе", а считать, что природа хитра, но не злонамерена и со временем удастся все полнее и полнее постигать мироустройство.
Конечно же, идеализм и все его разновидности - от агностицизма до солипсизма - вовсе не безобидны, поскольку уводят от реалий в сторону бесплодных умствований. Но все же есть в них, наверное, и положительное: каждый раз, когда наука упирается в сложную проблему, выползают идеалисты и заводят свои унылые песни, и споры с ними позволяют кристаллизовать четкие формулировки и более полно понимать суть проблем. Так было, скажем, при становлении квантовой механики. Заявления о том, что материализм сдал позиции, настлько беспочвенны, что диву даешься. Вся нынешняя наука абсолютно материалистична, и в этом я с автором совершенно солидарен.
И еще в одном солидарен: всех этих столовертов, спиритов, идеалистов и жуликов прочих мастей можно и должно выводить на чистую воду и долбить в хвост и в гриву, эта шушера крайне агрессивна, напориста и, увы, за ними идут люди с неокрепшими умами. При нынешнем положении в образовании стараниями г-на Фурсенки дальше будет только хуже. Здесь, на "Прозе", жуликов тоже пруд пруди - развлекаются "тонкими мирами", "высокими энергиями" и прочими понтами. А посему, автор - так держать!

Алексей Степанов 5   15.03.2012 17:18     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей, за поддержку спасибо. Но я не причисляю себя к "высоколобым и мудрым" философам, я всего лишь ищущий дилетант...


Любомир Павлов   15.03.2012 22:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

Как же вы, философы, всё усложняете. Ведь мир устроен просто. Степень нашего познания и наших ощущений относительна. Чем глубже мы проникаем в изучение объекта, тем сильнее мы его познаём (ощущаем). Вполне возможно что между гносеологичными представлениями и практичными нет чёткой границы - эти понятия плавно переходят одно в другое.........

Михаил Быстров 2   23.10.2011 01:58     Заявить о нарушении
Уважаемый Михаил, Вы не правы когда заявляете, что "мир устроен просто". Наш МИР ЧРЕЗВЫЧАЙНО ЗАГАДОЧЕН И СЛОЖЕН!И ИМЕННО ЭТИМ ОН И ИНТЕРЕСЕН ДЛЯ НАС! Конечно наши знания относительны и мы никогда не сможем познать наш МИР до конца. Вы правы в том, что теоретические и практические познания неразделимы.
Михаил, я познакомился с Вашей работой о влиянии катастроф на эволюционные процессы. Полностью с Вами согласен. Эта тема мне тоже очень интересна и об этом у меня есть статья под названием "Деструктивный стимул". Будет желание - посмотрите, а если будут возражения, то я готов буду их обсудить.
С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   23.10.2011 13:23   Заявить о нарушении
Мир устроен сложно. Поэтому-то и идёт путаница в мозгах.
Кажущаяся прстота от малограмотности. Учи матчасть.

Алекс Савин   06.06.2012 21:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

информационная культура начинается с попытки подвести итог;
для философов - скидка - подИТОГ:
реальность ( у Вас сущеструет как...........................
..................................................
..................................................
Ждём-с...

Лев Вишневский 4   17.10.2011 17:28     Заявить о нарушении
ЖДИТЕ -С.
См. на сво стр.

Любомир Павлов   17.10.2011 22:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

ВСЕ достижения современного естествознания в ПОЗНАНИИ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ ПОЛНОСТЬЮ обязаны именно МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ.
------------------------------------------------
Уважаемый Любомир! Ваши расхождения с оппонентом заключаются в том, что вы оба говорите на разных языках и о разном. Вы называете себя дилетантом в философии и это совершенно не наказуемо, а даже похвально: все более или менее значительные фил. открытия сделаны именно дилетантами (возьмите хотя бы того же Декарта!). У любителя есть одно важное преимущество над профессионалом: его взгляд свеж и не замылен, не зашорен. Его ум не закостенел раз и навсегда усвоенными догмами, впитанными от преподавателей еще в те годы, когда человек не может критически воспринимать информацию, а является tabula rasa и принимает ее как истину в последней инстанции. Недостатком же является недостаточно четкое понимание того, что собственно представляет собой философия, в чем заключается ее задача и кардинальное отличие от науки. Насколько я понял из прочитанного, именно последнее характерно для Вас.
Достижения современного естествознания трудно переоценить, но они не имеют никакого отношения к философии и ее предмету - проблеме бытия. Потому что познаниями в строго философском смысле они не являются. У гносеологии как фил. теории познания и у науки совершенно разные критерии к знанию. Точку зрения науки хорошо сформулировал Вайцзеккер: "Главное, чтобы техника работала". Можно ничего не знать о внутренней сути происходящего, а только уяснить, что и за чем следует, чтобы при повторении опыта снова и снова достигать нужного нам результата. Ведь цель науки не в обретении истины (знания), а в удовлетворении человеческих потребностей. Цель же философии (во всяком случае той "первой философии", которая возникла в Древней Греции, но которая уже почти забыта в наши дни) - именно истина сама по себе, знание как таковое (вспомните, как Парменид различал "путь по знанию" от "пути по мнению"). В этом смысле все достижения современной науки неукоснительно следуют "пути по мнению", суть всего лишь мнения.
Ученого, а не философа в Вас выдает и акцент на качественной проблематике, хотя после Локка и Юма эта проблема закрыта. Зато она по-прежнему действенна для науки, ибо последняя не стремится к достоверному знанию и, следовательно, равнодушна к его критериям. Я совершенно не собираюсь принижать значимость науки: ее неспособность достичь объективного знания заключается не в ее ограниченности, а в том, что предметы ее исследования (окружающая реальность) сами по себе неистинны - поэтому относительно их и не может быть знания. До сих пор считалось, что объективное познание вещей невозможно по причине противоречивости человеческого мышления и органов чувств (отсюда так называемые концептуальные и перцептуальные противоречия), но вещи, будучи процессами (материальными или духовными - без разницы), противоречивы изначально и значит неистинны. Помимо этого на неистинность указывает их стремление к чему-то иному (всякий процесс имеет цель, которая, по-определению, находится вне его). Именно последнее обстоятельство и порождает собой трансцендентализм как попытку фил. осмысления процессуальности мира. Неистинность окружающего мира - это не просто очередное чудачество философов (как это представляет материализм), а строго логический вывод из факта его процессуальности. Ф.И. Гиренок так прямо и пишет: "Изменчивость мира - симптом его нереальности". Наука же запросто мирится с изменчивостью, т.к. познание истины не является ее целью. И материализм мирно уживается в нею ("до взаимодействия вещей ничего нет" Энгельс), а потому в строгом смысле философией не является. Вы говорите, что наука руководствуется материализмом, а на самом деле это именно материализм следует за наукой шаг в шаг: "Констатируя доказанный современной наукой факт развития... мы должны признать, что самоусложнение, возникновение нового - это фундаментальная, изначальная... способность материи" (В.В. Орлов).
Итак, материализм традиционно полагают "дофилософией", т.к. он отказался от поиска истины, решения проблемы бытия, что наиболее выпукло предстает в диалектике. С другой же стороны и к идеализму есть большие "нарекания": все его решения насквозь пропитаны эссенциализмом и постулатами. Впрочем, бездоказательность его положений Вам и самому очевидна.
И материализм, и идеализм исходят из принципа становления. Если первый, руководствуясь им, в итоге отказался от решения проблемы бытия, то второй, в результате воплотился в таких доктринах, где здравый смысл практически напрочь отсутствует. Нельзя ли отсюда предположить, что причиной этому является именно принцип становления и что, отказавшись от него, мы, возможно, найдем приемлемое для всех решение?
С уважением, Павел.

Правонарушитель   17.10.2011 09:47     Заявить о нарушении
Уважаемый Павел, я благодарен Вам за высказанное мнение - СПАСИБО. Мне интересна Ваша философская позиция. Судя по всему Вы, в отличии от меня - дилетанта от философии, являетесь типичным приверженцем традиций Древнегреческой классической философии.
Однако я, будучи дилетантом, не связан ни какими традиционными связями с какими - либо философскими школами и их учениями. Я не полагаюсь на авторитеты личностей.
Сразу хочу сказать, что не могу согласиться с Вами относительно особой роли философии, как своего рода «царицы наук», противостоящей научному естествознанию.
«Проблема бытия» не является предметом только философского УМОЗРЕНИЯ, это, главным образом, предмет исследования НАУЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Считаю, что Вы не дооцениваете роль научной методологии познания. Вы считаете, что «цель науки не в обретении истины (знания), а в удовлетворении человеческих потребностей. Цель же философии… - именно истина сама по себе, знание как таковое». Удовлетворение ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ «человеческих потребностей» и обретение ИСТИННЫХ, т.е. НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ - ЭТО ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ НАУЧНОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ. Следует заметить, что нет «истины самой по себе» и «знания как такового» т.е. безотносительно к Познающему Субъекту.
Интересно, как это Вы представляете себе «истину» взятую «саму по себе» и чистое «знание как таковое»?
Не могу согласиться с Вами и по поводу того, что наука «не стремится к достоверному знанию и, следовательно, равнодушна к его критериям». Если уж наука, являющаяся высшим проявлением человеческого интеллекта, опирающегося на научный эксперимент как единственно доверительный критерий истинности, «не стремится к достоверному знанию», то тогда что остаётся для философского умозрения у которого вообще нет ни какого критерия.
Вы обвиняете науку в «неспособности достичь объективного знания» которая по - Вашему «заключается не в ее ограниченности, а в том, что предметы ее исследования (окружающая реальность) сами по себе неистинны - поэтому относительно их и не может быть знания».
Вы считаете, что «(окружающая реальность) сама по себе неистинна». Но тогда что означает «реальность» если она «неистинна» ? И что значит быть «истинным»? И что тогда можно сказать о истинности Познающего Субъекта? Где КРИТЕРИЙ ИСТИННОСТИ?
Извините, но по моему здесь - Вы не правы… (Мне сейчас не хотелось бы разбирать эти проблемы, поскольку на эту тему у меня есть небольшая статья «Что же представляет собой истина?» с которой, при желании, Вы можете познакомиться. Мне, к стати, было бы очень интересно знать Ваше мнение и аргументированные возражения.)
Вы пишите, что «вещи, будучи процессами (материальными или духовными - без разницы), противоречивы изначально и значит неистинны».
Но во - первых, «вещь» НЕ «ПРОЦЕСС».
ВЕЩЬ для ПС - это ОБЪЕКТ ВОСПРИЯТИЯ И ПОЗНАНИЯ, как нечто целостное и вполне определённое. ВЕЩЬ = ОБЪЕКТ, и ПС, только ВЗАИМОДЕЙСТВУЯ между собой, и В «ПРОЦЕССЕ» ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭВОЛЮЦИОННО ИЗМЕНЯЯСЬ, СУЩЕСТВУЮТ ДРУГ ДЛЯ ДРУГА(!).
ТОЛЬКО ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЪЕКТОВ (между собой и с ПС) ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЧИНОЙ ИХ ЭВОЛЮЦИОННОГО ИЗМЕНЕНИЯ и УСЛОВИЕМ (или ФОРМОЙ), ИХ ВЗАИМНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
Во - вторых, что значит выражение «вещи, будучи процессами, … противоречивы изначально и значит неистинны»?
Вещи не могут быть «противоречивыми» или «покладистыми и обходительными» это качества Познающих Субъектов (ПС), которые не свойственны «вещам» как объектам восприятия и познания.
В - третьих, что значит «истинная» вещь или «неистинная»?
Как известно «истинными» или «неистинными» могут быть наши с Вами СУЖДЕНИЯ, МНЕНИЯ, ЗНАНИЯ, ИНФОРМАЦИЯ, ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И Т.Д. И Т.Д., НО КАК МОЖЕТ БЫТЬ «истинным» или «неистинным» САМ ОБЪЕКТ ? Конечно хотелось бы понять, что при этом Вы имели в виду…
Далее Вы пишите « …на неистинность указывает их стремление к чему-то иному (всякий процесс имеет цель, которая, по-определению, находится вне его). (((что значит «процесс имеет цель»? это уже какая то трансцендентная анимистика… ))) Именно последнее обстоятельство и порождает собой трансцендентализм (((вот это образец трансцендентной «логики»))) как попытку фил. осмысления процессуальности мира. Неистинность окружающего мира - это не просто очередное чудачество философов (как это представляет материализм), а строго логический вывод из факта его процессуальности». После знакомства со всем выше изложенным, очень трудно довериться СТРОГОСТИ ЛОГИЧЕСКОГО ВЫВОДА полученного при трансцендентном «осмыслнии процессуальности мира».
Я не могу осмыслить приведённую Вами цитату Ф.И. Гиренок который, как Вы говорите, якобы «так прямо и пишет: "Изменчивость мира - симптом его нереальности"». Каким образом не реальный мир может изменяться? Думаю, что понять это не будучи трансцендентным философом, АБСОЛЮТНО НЕВОЗМОЖНО. Далее Вы пишите: « Наука же запросто мирится с изменчивостью, т.к. познание истины не является ее целью». А познание строения атомов или строения молекулы ДНК и структуры человеческого генома разве это не является ИСТИННЫМ ЗНАНИЕМ? А последние достижения в познании строения и эволюции нашей ВСЕЛЕННОЙ? Или это не есть ИСТИНА?
Вы верно отметили, что «материализм мирно уживается» с наукой, а потому якобы «в строгом смысле философией не является». Но это уже условность «является» или «не является» материализм философией это не принципиально. Можно судить и так и иначе.
Вообще говоря у физиков, серьёзно занимающихся физическими исследованиями на передовом рубеже ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ НЕ ПОЗНАННОГО, очень негативное отношение ко всякой УМОЗРИТЕЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ. Существует мнение , что традиционная умозрительная философия вообще исчерпала себя и перестала быть необходимой. Современная научная методология познания, опирающаяся на научный эксперимент, как единственный критерий истинности, вытеснила умозрительные «законы» философии, как абсолютно бессодержательные.
Я не столь категоричен и пытаюсь придерживаться компромисса между материалистической философией и современным научным естествознанием.
С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   18.10.2011 23:26   Заявить о нарушении
Я как и Вы дилетант в философии (в смысле отсутствия специального образования) - это обстоятельство и позволяет нам развивать дискуссию к общему удовлетворению. Современные академические философы никогда не спорят, не отстаивают собственные позиции - тем более перед дилетантами, по отношению к доводам которых они полны доброжелательного равнодушия.
Моя специализация в философии - скептицизм. Теперь Вы, наверное, понимаете мое пренебрежение теми познаниями, которыми располагает наука. Как скептик, я признаю только один критерий знания: тождество предмета и его понятия (так называемая корреспондентская теория истины). Ему не удовлетворяет ни одно научное знание и удовлетворять никогда не будет. Наиболее глубокие ученые это прекрасно понимают: "Мы движемся от того, что знаем мало, к тому, чего не знаем вовсе". Предположительность, постулативность всегда будут сопровождать любое научное знание, и потому, строго говоря, оно никогда знанием не будет.
Как Вы понимаете, у умозрительной философии нет большего врага, чем скептицизм. Но ему не по пути и с Контом (позитивизмом), который вместе с умозрительной философией похоронил и философию как таковую. Если все имеющиеся метафизические доктрины злостно фантастичны, то обвинять в этом надо не метафизику как таковую, а авторов этих доктрин. Налицо такая логическая ошибка, как индукция перечисления. Скептицизм не может сомневаться в возможности или невозможности разрешения проблемы бытия - он может сомневаться или не сомневаться лишь в предоставленных ему аргументах того или иного решения. Тот факт, что до сих пор несомненных аргументов предоставлено не было, еще не означает, что их не может быть и впредь, что их не существует в природе.
На несомненное (истинное) знание мы выходим посредством доведения до логического конца метода универсального сомнения. Все философы явно или неявно придерживаются этого метода, но не все они проходят этот путь до конца, а всегда останавливаются там, где чувствуют себя комфортно - где их критерии к истине получают удовлетворение. Например, ученый, обосновывая свою теорию, стремится, чтобы она соответствовала критериям, принятым в науке, а критерии скептицизма игнорирует. Так и идеалист игнорирует требования эмпиризма, удовлетворяясь эссенциализмом (умозрительностью), утверждая при этом, что философия - это такая область познания, где умозрительность неискоренима. Что она соответствует самому предмету философского исследования. Но так ли это? Философская традиция отмечает, что природа истины абсолютно конкретна (с этим не спорят даже самые отъявленные идеалисты). А раз так, то почему тогда умозрительность, абстрактность, мистика неустранимы? Ведь мерки исследования всегда соответствют меркам предмета исследования и никогда не наоборот: как говорится, плоское таскаем, а круглое перекатываем! Абсолютная конкретность истины означает одно: именно здесь эксперемент как эмпирическое исследование не только возможен, но дает исчерпывающее знание. В то же время мы знаем, что всякий эксперимент в той же физике не обходится без домысливания (то есть той умозрительности, которая ведь существует не сама по себе, а всегда является так называемой "соединительной тканью", призванной заполнять те места теории, которые эмпирически не подтверждаются). В философии умозрительности больше, чем в физике (науке как таковой), лишь потому, что она занимается более общими проблемами. "Маленькая ошибка в начале может стать большой в конце" (Аквинат). Мы легко абстрагируемся от многих нестыковок в частных науках, т.к. они слишком мелки и не сильно влияют на решение основной задачи. Но на высотах обобщения эти же мелкие ошибки превращаются в зияющие пропасти, которые метафизика латает посредством мистики. Научное мышление справедливо подвергает эту методу критике, но не видит, что причиной этому те вещи, с которыми оно легко смиряется "внизу". Так, феномен развития, возникновения является фундаментальным понятием в науке, но этот же феномен (принцип становления) на философском уровне обобщения или признается изначальным парадоксом (изначальность создает некоторую иллюзию разрешения!) в материалистической диалектике, или же густо обрастает бездоказательностью и мистикой, если мыслитель не способен удовлетвориться иллюзией диалектики, а хочет достичь действительной изначальности. Все противники диалектики рано или поздно приходят к богу как к самому приемлемому решению проблемы: ведь тогда факт бездоказательности меняет минус на плюс.
Но вернемся к методу универсального сомнения: в ходе размышления я пришел к несложному выводу, что причинами сомнения являются не только наш разум и органы чувств, но и противоречивость самих вещей. Процессуальность имеет противоречивость как свое содержание и снятие этой противоречивости как свою цель. Вспомните у Гегеля: цель противоречий - в их снятии, уничтожении. Но Гегель (как и остальные мыслители) утверждает также, что результатом снятия противоречий является возникновение новых противоречий. Таким образом обоснуется феномен развития, ибо новые противоречия более продвинуты по сравнению со старыми. Несомненно, что так оно все и происходит в действительности, но тут, на мой взгляд, есть некоторое несоответствие: целью старых противоречий является собственное уничтожение (снятие), а вовсе не возникновение новых противоречий. Иначе говоря, первично не возникновение, а уничтожение, развитие же возникает как побочный продукт уничтожения на его заднем плане. Следовательно, искомым абсолютом является "ничто". Применив к нему сомнение, я понял, что в нем невозможно усомниться (ничто лишено противоречий, ибо оно лишено всякого содержания, которое и состоит из противоречий). Ничто также не создает проблемы интерсубъективности, неразрешимой в любом другом случае (ведь даже бога - этого самого распространенного абсолюта - все вопринимают по разному, а ничто нельзя различно воспринимать - для этого надо сначала иметь то, что можно по-разному воспринимать). По отношению к ничто нет нужды прибегать к умозрительности, т.к. тут совершенно нечего домысливать. Ничто - единственный предмет, который ни на шаг не выходит за границы эксперимента. Мы все знаем о ничто, ибо тут нечего знать, ничто абсолютно измеримо, ибо здесь нечего измерять. В тоже время Вы знаете, что мы не знаем досконально ни один иной предмет и не в состоянии ничего досконально измерить.
Хотелось бы Вашей критики (только не говорите мне, что вещи это не процессы - сегодня это уже даже не смешно, особенно из уст приверженца науки).
С уважением, Павел.


Правонарушитель   20.10.2011 11:53   Заявить о нарушении
Уважаемый Павел, здоровый скептицизм присущ каждому здравомыслящему человеку и это вполне естественно и нормально. То, что Вы обозначаете как «тождество предмета и его понятия» или «корреспондентская теория истины», насколько я помню, в классической философии всегда обозначалось как АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА. (Обратите внимание на то, как важно при ведении диалога определять содержание употребляемых понятий.)
Вы безусловно правы когда имеете в виду, что абсолютно полного знания о воспринимаемых и познаваемых нами объектах у нас никогда не будет. Научное знание поступательно углубляется и уточняется пытаясь дойти до самых глубинных, фундаментальных основ объекта познания. Но каждый раз когда она достигает одного уровня знания, перед ней открывается другой, ранее не известный уровень. Это говорит о том, что наши знания относительны, и они никогда не будут АБСОЛЮТНЫМИ, поскольку наш МИР многосложен и неисчерпаем. Поэтому конечно современная наука ещё очень не совершенна и её знания ограничены, но это вовсе не значит, что наука бессильна познавать МИР. Как бы там ни было, но у нас, кроме научной методологии, нет никаких других средств познания МИРА.
Павел, скептицизм не может быть критерием истинности знания, поскольку по сути своей он деструктивен. Когда скептицизм переходит границы меры, то он приводит к полному АГНОСТИЦИЗМУ. В этом случае, ПС перестаёт доверять даже собственным ощущениям. Тогда глядя на чёрное - он называет его белым и наоборот.
По моему совершенно не корректно предложенное Вами выражение «тождество предмета и его понятия». Дело в том, что «предмет» никогда не может быть тождественен обозначающему его «понятию». Это процесс установления соответствия между объектом и его обозначением с помощью понятия. Вы указываете на объект и называете обозначающее его понятие. Скажем, Вы указываете на монитор как объект Вашего восприятия и называете обозначающее его понятие - «МОНИТОР». Вот в этом случае можно говорить о тождестве объекта и соответствующего ему понятия. Вы же имели в виду «знание», и поэтому корректнее было бы это сформулировать иначе. Скажем так: «Как скептик, я признаю только один критерий знания: когда наши знания о предмете становятся тождественными АБСОЛЮТНОМУ ЗНАНИЮ О НЁМ, т.е. АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЕ (если выражаться в терминах классической философии)».
Вы правы, что у нашей цивилизации «нет большего врага, чем скептицизм», но я бы ещё уточнил - скептицизм переходящий в АГНОСТИЦИЗМ.
Но не является ли Ваше следующее высказывание примером СКЕПТИЦИЗМА такого рода?
Вы считаете, что «На несомненное (истинное) знание мы выходим посредством доведения до логического конца метода универсального сомнения». Уважаемый Павел, не могли бы Вы привести хотя бы один пример «несомненного знания» на которое Вы вышли за счёт «универсального сомнения»?
Скептицизм сам по себе ДЕСТРУКТИВЕН и если его довести «до логического конца метода универсального сомнения», как предлагаете сделать Вы, то возникает ещё больший СКЕПТИЦИЗМ переходящий в АГНОСТИЦИЗМ и тогда знание превращается в «ничто». Вы пишите: «Абсолютная конкретность истины означает одно: именно здесь эксперимент как эмпирическое исследование не только возможен, но дает исчерпывающее знание».
Я бы упростил выше приведённое философское выражение и переформулировал его в более «конкретных» понятиях: ТОЛЬКО НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМ ПОЗНАНИЯ «НЕИЗВЕДАННОГО» И КРИТЕРИЕМ ИСТИННОСТИ НАШИХ ЗНАНИЙ.
Вы далее пишите: «…в ходе размышления я пришел к несложному выводу, что причинами сомнения являются не только наш разум и органы чувств, но и противоречивость самих вещей».
Я бы не стал описывать состояния вещей в антропоморфных терминах, таких как «противоречивость вещей», поскольку это ведёт к анимистике. Впрочем,об этом я уже говорил.
Вы считаете, что «…искомым абсолютом является "ничто". Применив к нему сомнение, я понял, что в нем невозможно усомниться». Далее Вы подробно «объясняете» почему в «ничто» «невозможно усомниться».

«По отношению к ничто, - пишите Вы, - нет нужды прибегать к умозрительности, т.к. тут совершенно нечего домысливать. Ничто - единственный предмет, который ни на шаг не выходит за границы эксперимента. (((но о каком эксперименте идёт речь?))) Мы все знаем о ничто, ибо тут нечего знать (((!!!))), ничто абсолютно измеримо, (((???))) ибо здесь нечего измерять».
А я бы ещё добавил, что здесь не только «нечего измерять», но что особенно замечательно, что здесь нет даже нужды о чём - либо говорить…
Уважаемый Павел, извините, но я, (будучи рациональным реалистом), по Вашей же просьбе попытался сделать всё, что было в моих силах…
С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   21.10.2011 23:56   Заявить о нарушении
Ваше: " Наука же запросто мирится с изменчивостью, т.к. познание истины не является ее целью. И материализм мирно уживается в нею ("до взаимодействия вещей ничего нет" Энгельс), а потому в строгом смысле философией не является".
Откуда взяли вы эту глупость? Что значит "мириться"? Или надо сопротивляться изменениям? Материализм основан на прзнании вечного движения мира, а движение это и есть изменеие. Мир в принципе не может стоять на месте без изменеия, ибо он насыщен энергией, которая и вызывает смену состояния мира в целом и его составляющих - начиная от кварков, электронов и кончая галактиками и их скоплениями.
В социальном плане движущей силой являются интеллектуальная энергия, напрвленная на удовлетворение духовные и материальные потребностей.
Вторая глупость - "материлизм не решает бытовые проблемы" - это не задача материализма, ибо материализи - это мировоззрение, а не коммунхоз и ЖЭК.

Алекс Савин   06.06.2012 22:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «В защиту реализма» (Любомир Павлов)

Уважаемые господа! Разрешите вмешаться в ваш спор. Мне понравилось высказывания умных людей, что " Многое придется переосмыслить и признать. Что границ проявления утонченной материи нет, и до пределов ее человечество никогда не дойдет. А мы находимся в самом низу ее познания, на уровне грубой. Все миры, от самого грубого до самого высочайшего, материальны, ибо вне материи ничего не существует.И это принципиально, потому что отрицает сверхестественное и чудесное. Снимая все ограничения и пределы в разитии сознания. Все явления материальны и все объяснимы с точки зрения научного к ним подхода. Придет время – и будут фотографировать не только излучения сердца, мозга или рук человека, но и формы и образы его мыслей. Материя мысли станет предметом научного познавания. И совсем не обязательно надевать клерикальный колпак на все до настоящего времени таинственные, чудесные и необъяснимые явления. Ибо все это материя в своих чудесных но не познанных проявлениях.
Жизнь заставит признать беспредельность возможностей человеческого духа. Так называемых святых придется освободить от золотых риз, в которое облекло их людское невежество. Ибо все естественно и чудес нет, все доступно пониманию и научному исследованию. Все материально – от нимба вокруг головы святого, до тонких тел ауры и торсионных полей мгновенно передающих мысли. Прекратятся споры по поводу разделения мира на области естественные и сверхъестественные, так как будет признан единый мир выявленной материи. Спорить будет не о чем. Не будет деление мира на материальное и идеальное, а деление мира будет только на область познанную человеком, и на еще подлежащую познанию и изучению. Ибо сама материя полна тайн и чудес, и изумительны и загадочны ее проявления тончайших энергий и зарождение жизни.
Что касается качеств, то между реальным миром и сознанием человека стоит примитивный декодер, из пяти несовершенных органов чувств и и интерпретатором информации - человеческим мозгом. Этот декодер искажает, упрощает и интерпретирует информацию в соответствии с осознанно, или неосознанными с заложенными в него программами.Например, наукой доказано, что кошка воспринимает мир в черно-белых тонах. С уважением

Сергей Шильниковский   17.10.2011 04:41     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, спасибо Вам за высказанную точку зрения. Ваша позиция очень близка и мне. Правда я не совсем понимаю что представляют собой такие феномены как "тонкие тела", "аура" или "торсионные поля". Думаю, что они ТОЖЕ от ЛУКАВОГО...
С уважением

Любомир Павлов   17.10.2011 14:21   Заявить о нарушении
Хотелось бы уточнить, что еще вы считаете от лукавого. С уважением

Сергей Шильниковский   17.10.2011 14:30   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, Вы уж меня извините, но я реалист и потому абсолютно не религиозен. Поэтому ВСЁ, что связано с религиозной мистикой, считаю идёт от ЛУКАВОГО...Своё отношение к этому феномену я попытался высказать в своих статьях "МОИ ИСКАНИЯ И РАЗОЧАРОВАНИЯ" и "ОСНОВАНИЯ ВЕРЫ".
Если у Вас будет желание - посмотрите. Если у Вас возникнут аргументированные возражения буду рад с ними познакомиться и обсудить.
С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   17.10.2011 22:18   Заявить о нарушении
Не понятно только, как можно признавать Лукавого и не быть религиозным?

Сергей Шильниковский   18.10.2011 08:13   Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей, потому я и не стал религиозным, поскольку признаю религию не более чем ЛУКАВСТВОМ... Вы уж извините меня за откровенность...
Дерзайте и обрящите...
С уважением, Любомир.

Любомир Павлов   18.10.2011 23:34   Заявить о нарушении