Рецензии на произведение «История одного урока. Часть 2»

Рецензия на «История одного урока. Часть 2» (Нина Мелодина)

Прочла с интересом. Удивил и порадовал очень глубокий вопрос одной девушки о Марии Магдалине: "А почему Иисус Христос, когда воскрес, сразу предстал перед ней, а не перед Своей Матерью?" Действительно, первой о Воскресении узнала именно Божия Матерь! В пасхальном богослужебном сборнике читаем: "И первее убо воскресение Матери познаваемо бывает"! С уважением,

Лариса Калюжная   22.12.2012 14:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за одобрительный отзыв и за интерес к моей работе. Библиотечные уроки на эту тему я действительно проводила, но это - художественное произведение, и этот вопрос мой.
Скажите, а что значит эта строчка из богослужебного сборника? Кто первым все-таки увидел Иисуса Христа воскресшим?
С уважением,

Нина Мелодина   22.12.2012 16:10   Заявить о нарушении
Извините, Лариса, я решила это уточнить, потому что когда готовилась к уроку, пересмотрела множество книг, но это были не богослужебные сборники, а различные толкования Библии, "Библия для детей" и т.п.

Нина Мелодина   22.12.2012 16:19   Заявить о нарушении
Воскресение Христа первой познала Матерь Божия - примерно так можно перевести этот богослужебный текст с церковно-славянского. Такое мнение есть и в святоотеческих толкованиях. Можно задать вопрос: "Почему Евангелисты умалчивают об этом?" Цитирую св. Феофана Затворника: "Да и не было никакой надобности Евангелистам рассказывать о явлении Воскресшаго Своей Матери, так как оно не было ни для кого сомнительным и было совершенно естественным. Кроме того, свидетельство Матери о воскресении Сына, по причине родственного союза, не только не доказывало бы истины воскресения, но еще могло бы подвергнуть его сомнению". С уважением,

Лариса Калюжная   22.12.2012 18:10   Заявить о нарушении
Спасибо, Лариса, за подробный ответ.
С уважением,

Нина Мелодина   22.12.2012 19:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «История одного урока. Часть 2» (Нина Мелодина)

Здравствуйте, Нина!
Рассказ хороший, конечно же. Абсолютно согласна с Вами и Вашей героиней в том плане, что детей надо учить думать, самостоятельно работать с "бумажной" литературой, а не только выискивать нужные цитаты в Интернет.
Но есть и то, с чем хотелось бы поспорить. Россия, согласно Конституции - светское государство. Поэтому библиотекарь, учитель, врач, чиновник и любой другой представитель "светской" профессии не имеет права проповедовать какую-либо религию на своём рабочем месте. Конечно же, в любом классическом произведении встречаются и библейские образы, и цитаты, и упоминания о ветхо- и новозаветных героях. Поэтому знать "библейскую историю" необходимо. Но это очень тонкий момент. Как мне кажется, Ваши героини не имели права отвечать ученику подобным образом:
"- А вот такие вопросы, Лебедев, не должны возникать у верующих людей."
"- Но в любом случае, с такими вопросами надо обращаться к представителям Русской Православной Церкви, а не к нам"
Искусство преподавателя состоит именно в том, чтобы тактично, не поступаясь собственными убеждениями и не "давя" на убеждения учащегося объяснить ему суть проблемы. Ведь можно было бы сказать, что действительно (и это в реальности так) вокруг канонизации царской семьи до сих пор ведуться дискуссии, и изложить точку зрения обеих сторон - противников и сторонников канонизации. Аргументы ведь и у тех, и у других, весьма серьёзные и значимые. В отношении Марии Магдалины тоже, по-моему, нельзя было ссылаться на мнение церкви как авторитет. Если уж затронули проблему, то необходимо привести точки зрения как православия, так и католицизма. А вдруг среди Ваших учеников есть люди, симпатизирующие последнему? Даже Интернет-байки про то, что Иисус был женат на Марии Магдалине можно прокомментировать, к примеру, сославшись на недостаточную историчность приводимых сторонниками этой версии аргументов. Рассказать об апокрифах, к примеру, и о том, в каком веке они были написаны... То же и с историчностью личности Христа - ведь у каждой стороны есть свои аргументы, и аргументы сторонников весьма и весьма веские... И опять же, прояснить точку зрения других религий на этот счёт. Ведь среди Ваших учеников вполне могут оказаться представители разных конфессий, и ссылки на авторитет лишь православной церкви может быть воспринято ими весьма болезненно...
С уважением,

Нелли Искандерова   20.10.2011 12:46     Заявить о нарушении
Как мне кажется, Нина, необходимо разъяснять детям сущность и основные положения каждой (обязательно - каждой!!!) из мировых религий, предпосылки её возникновения, историческую ситуацию, сложившуюся на момент её основания, а также некие исторические и идеологические "вехи" в её развитии. Но делать это, скорее, как на уроках истории, несколько отстранённо, не показывая собственного отношения и тем более не ссылаясь на церковные авторитеты... Так же и с литературой - обсуждать, например, идеологические воззрения Льва Толстого и его отношения с официальной церковью, причины и характер возникших противоречий и др... Побуждать к тому, чтобы ребята больше думали, анализировали, читали...
В многонациональной и многоконфессиональной стране по-другому просто невозможно - ведь в одном классе, как правило, собраны представители как минимум трёх конфессий (православие, ислам, иудаизм), а зачастую и того больше.

Нелли Искандерова   20.10.2011 12:53   Заявить о нарушении
Уважаемая Нелли, большое спасибо за внимание к моей работе, за подробное высказывание своих размышлений, я очень рада, что эти темы у кого-то вызывают интерес. А по поводу содержания своего произведения могу сказать следующее: если что-то и неправильно, то ведь это не методичка, а художественное произведение. И написано оно с целью привлечения внимания к этим проблемам: с одной стороны, знания о Библии необходимы для изучения русской литературы, а с другой стороны, на ознакомление с Библией нет ни дополнительного времени, ни единой программы, каких-то единых стандартов. Вот об этом и весь рассказ.
С уважением,

Нина Мелодина   20.10.2011 13:15   Заявить о нарушении
Насчёт стандартов Вы правы, Нина! Наш уважаемый МИНОБР делает всё, что в голову придёт, и ему нет никакого дела до того, кто и как будет решать проблемы на местах. Вот и получается то, что имеем - каждый преподаёт эти вопросы на свой лад. А о том, что подобные "нововведения" могут накалить и без того острые межнациональные проблемы, наши чиновники не задумываются...
С уважением,

Нелли Искандерова   20.10.2011 13:20   Заявить о нарушении