Рецензии на произведение «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека»

Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

Интересные пертурбации театральные! По сравнению с моими на два порядка выше по колоритности и страсти. Признаюсь - на Таганке ни разу не был - не в Москве жил в ту пору. В целом - не театрал, а книгочей, творец, системщик и изобретатель по духу, любитель житейской философии. Больше сидел в Ленинской библиотеке, чем в театрах.
У Шопенгауэра есть замечательные "Афоризмы и максимы", два раза читал и еще хочется - не увядают его житейские выводы.
"Мастер и Маргарита" конечно гениальная вещь - наравне с "Фаустом" Гёте. Бортко сделал замечательный фильм. Жаль что на Патриарших нет достойного бронзового памятника - мессира с золотым портсигаром в руках рядом с собеседниками. Но у меня есть посвящение памяти Булгакова http://proza.ru/2013/03/04/1707
Буду рад вашей критике.

Алекс Савин   02.07.2022 16:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

Дорогой Валера!Очень своевременно поместил свой замечательный ремейк
Вечная память Великому Мастеру.. Заново перечитал с удовольствием.
Мне близка страсть истинного театрала.
С пожеланиями успеха в творчестве.

Читал и писал с трудом - созрела катаракта

Зиновий Бекман   06.10.2014 18:46     Заявить о нарушении
"Давно... Высоцкого нет... Губенко стал министром...
Мы постарели... фанаты..."

А он работал. 1917г. рождения!

С уважением,

Владимир Конюков   07.10.2014 11:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

Мне очень бы хотелось, чтобы вы прокомментировали нам следующие фразы и эпизоды из жизни Любимова.
1 «Где нам хорошо, там и Родина». Это его слова. А что скажите вы ?
2 Слушаю его одно из последних интервью. Он говорит о том, как он много пережил. К примеру. Остался целым и невредимым после Великой Отечественной. Прямо слезу вышиб. Если бы не знать, что всю ВОВ пропел и проплясал в ансамбле НКВД. (что особенно забавно)
3 Последний конфликт (мягко скажем) с собственной труппой. Настолько серьезный «конфликт», что, хлопнув дверью, он больше туда ни ногой. И даже прощание с по вашему определению гением пройдет в не в родном театре, а в другом театре. В театре на Арбате Вахтанговском. Отчего же так обиделся гений? А вот говорят обворовывал он собственную труппу вместе с дрожащей своей супругой. Вот и выперла его труппа из родных стен. Не внесете ясность, уважаемый автор.

Геннадий Мартынов   06.10.2014 10:05     Заявить о нарушении
Постараюсь ответить на Ваши вопросы. уважаемый Геннадий!
О Родине. Многие талантливые россияне, волею судеб, оказывались за рубежом. Художники, музыканты, писатели, танцоры... Не стану приводить примеры, Вы сами можете перечислять имена, Вы - историк, многое знаете! Гордится ли ими Россия? Да, не перестает гордиться, хотя творили они вне Родины. Юрий Любимов создал удивительный театр, известный во всем мире, это - славная история советской, сиречь, российской театральной культуры. И в этом его гений. Но любой талант в обыденной жизни не лишен человеческих слабостей, порою, даже отталкивающих, опять же, нет смысла приводить примеры великих в творчестве, и мало приятных в быту, не сомневаюсь, и они вам известны! Мало ли что брякнул в запале Мастер? Родину свою он не унизил, воевал лишь с Властью! Талант и Власть- неисчерпаемая тема!
По поводу Великой Отечественной. Многие замечательные спектакли Таганки посвящены этой теме, в них отдана честь павшим, честь героям, патриотическое воздействие их на зрителя не переоценить! Я не думаю, что Дюбимов усиленно прятался в ансамбле от фронта, так сложилась жизнь, нужно ли его упрекать в том,что его не ранило. А если бы убило, так и вовсе не увидел бы Свет этих спектаклей!
Ну, а конфликты в труппе мне так хорошо знакомы, что о них можно говорить лишь с сожалением, актер по природе своей раним и обидчив, а Любимов, ко всему, и актер от рождения! Дети выросли, перестали Папу слушать, вот он и разобиделся! А тут еще и деньги, а где деньги, там конец дружбе! Печально, конечно, но режиссерского таланта это не умаляет! Станиславский с Немеровичем-Данченко тоже разругались, и до конца жизни не разговаривали друг с другом! Но гениями в истории театра остались!
Воздадим Кесарю - кесарево, а слесарю - слесарево, даже если Кесарь и Слесарь - в одном и том же человеке!
С уважением к Вашему неравнодушию,


Валерий Заикин   06.10.2014 16:04   Заявить о нарушении
Геннадий! Интересно! Писателям, историкам не знать.
Финскую пропахал по - пластунски от и до, в конце отозвали. Цел остался, значит хорошо воевал.
В блокадном Ленинграде пайку в 125гр. чёрного хлеба в сутки сполна испытал.
"ПАВШИЕ И ЖИВЫЕ", "А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ", зал рыдал.
На сцене чаша ВЕЧНОГО ОГНЯ, почтить память павших, и
ВЕСЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ ПОДНИМАЕТСЯ И ОДНУ МИНУТУ СТОИТ МОЛЧА!
Даже ЗАРУБЕЖ несколько лет, время от времени писал и восторгался ЕГО решениям на сцене в память о войне и ЕГО в ней.
Ансамбли, артисты, мало кто дожил до Победы. Их, как идеологическое оружие, бомбили в первую очередь, если вычисляли. НКВД, принадлежность, шифровали, после войны обнародовано. АБВЕР за НКВД специально гонялся, тем более артисты.
Вам бы, господа, не знать...
"Прямо слезу вышиб..."

Владимир Конюков   07.10.2014 11:30   Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за предметное добавление моим мыслям! С уважением,

Валерий Заикин   07.10.2014 11:58   Заявить о нарушении
Нема за шо. Здоровья и духа.

Владимир Конюков   07.10.2014 19:45   Заявить о нарушении
«Цел остался. Значит, хорошо воевал» Это как понимать? Хорошо за кустиком прятался? По-пластунски? Так что ли?
Вот был такой хороший писатель и хороший поэт. Константин Симонов.
Мне он очень нравится. Однажды хохмы ради под пьянку он нависал стишки, к которым отнесся сам крайне не серьезно. А стишки стали вдруг очень популярной песней. Песней фронтового респондента А в ней есть хорошо вам известные слова. «С лейкой и блокнотом, а то и с пулемётом …в огонь и стужу мы прошли…» Ну что после граненого не напишешь. Тем более что «без глотка, товарищ, песню не заваришь...» Вот может быть «лейку» хороший поэт и держал в руках, а вот пулемет – никогда. Сам так сказал. Так может быть юный Юрий Петрович точно также ползал по-пластунски, как и корреспондент Константин держал пулемёт»
И ещё одну удивительную вещь узнал из вашего чуток сумбурного послания ( не хочется вас обидеть, но ощущение такое, что сиё писалось тоже после гранёного). А вещь такая. Вот она: «Ансамбли, артисты, мало кто дожил до Победы» Что же получается? А получается, что профессия артиста, а особенно артиста ансамбля НКВД, была на войне самой опасной. Еще бы! Только они и были главной мишенью для фашистов. Куда там подводникам танкистам, летчикам и пехоте, идущей в рост на вражью пулю. Вы серьезно так думаете? Вот мой дед погиб в ополчении под Москвой. А отец был ранен несколько раз на Ленинградском фронте. А они не были артистами. Что же мне думать после вашего такого смелого и необычного утверждения?

И последнее. Как вы думаете, кто мог знать Юрия Петровича лучше всего? Я так думаю, что артисты его собственного театра. Или будете возражать? Вот тогда, почитайте обращение этих самых артистов к мастеру в открытом письме:

"Юрию Любимову, режиссеру и человеку.

Открытое письмо работников Театра на Таганке Любимову.

Уважаемый Юрий Петрович! Вы, как человек творческий, судя по всему, и впрямь отождествили нас с подонками квартала из вашей легендарной брехтовской постановки. "Хамло, быдло, непотребство, подонки, негодяи…" – вот неполный перечень тех званий, в которые в течение одной календарной декады вы успели произвести ваших учеников и многолетних соратников (...)

Нет, уважаемый Юрий Петрович, мы поборемся за наше достоинство, не позволим себя унижать ни по-человечески, ни профессионально (...)

Вы не оставили нам выбора. Работать с вами было для артистов большой жизненной удачей. Мы… помогали вам писать летопись Таганки, но вашими оскорблениями,… вашими ультиматумами, вашим брезгливым отчуждением от нас вы сожгли все мосты. Разве так должна была закончиться история любимовского театра? (...)

Театр, которому 48 лет, который любят зрители… надо, как вы говорите, закрыть и реорганизовать. Труппу, состоящую из ваших учеников, - старшему уже за 70, - и воплощающую на сцене таганскую эстетику, надо, соответственно, вышвырнуть на улицу (...)

Но вы ошиблись, уважаемый Юрий Петрович, если подумали, что мы, как стадо баранов, жертвенно склонив головы, потащимся на заклание и потянем за собой свои семьи"

По словам Валерия Золотухина, под этим документом стоят 127 подписей работников театра, которые проголосовали единогласно.

А ещё, добавлю от себя, страну, в которой живу я, возможно и вы тоже, он назвал таким интересным неологизмом. БЫДЛОРАША. Замечательно, правда. Что скажите.
ВЫ мне возразите, что можно было стать новатором театра в стране только вопреки «системы» Как же тогда всеми любимый Губенко смог стать в лоне этой системы тем, кем он стал? Будучи коммунистом. И по сей день. Дело, конечно, вкуса, но по мне его фильм «Подранки» по своему эмоциональному заряду и художественности перевешивает всё творчество бывшего плясуна ансамбля НКВД.

Геннадий Мартынов   08.10.2014 12:16   Заявить о нарушении
Геннадий! Впечатлило. Объёмно, грамотно.
Попробуем по - другому поразмышлять. Симонова "Жди меня и я вернусь...", писал, написал мимоходом. У убитых гитлеровских солдат, взятых в плен, был перевод этих стихов. Гебельс исходил слюнями, изьять, в свои штрафроты отправить. Это идеологическая пропаганда. Симонов и с ручкой, где надо, с пулемётом воевал. Жив остался, хорошо воевал,или наоборот, прибаутка фронтовиков - умно, со смекалкой (слова З.Гердта, весь перебитый, но живой)
Ансамбли на фронте все именовались, артисты Красной Армии, разных фронтов.
Некоторые по родам войск. Вы прекрасно знаете по докум. и худож. литературе, как их оберегали. Отдушина от ужаса, крови. Какие были директивы Гебельса, найти и уничтожить в первую очередь ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ оружие Армии, а значит и плясуна Любимова. За ним, за Симоновым охотился Гебельс, идеология - без пуль и снарядов, пострашнее гаубиц. Вам ли не знать.
НКВД Вас почему - напряг. Туда входили артисты из Пограничных войск, милиции, пожарники, МГБ. Всё это выяснилось после Победы.
Любимов 1917г. рождения! Нам это надо представить себе не ЗА ГРАНЁНЫМ стаканом. Родился СССР - ИМПЕРИЯ, распался, умер, прекратил существование. А ОН жил, до последних дней работал. В 97 лет! Его ошибки ничтожны почти за 100 лет. СССР и его ошибки веками будут изучать.
Любимов режиссёр, но он АРТИСТ. Такого мог наговорить и ему всё прощалось.
Такое - малость за 97 лет.
На него писали множество раз. Вы привели одно обращение... Сколько анонимок трепали его психику, фронтовик, не то видел. Чхал на всё и правильно делал. Его заслуга, как педагога, ОН ЗНАЛ поимённо, кто на него пишет. Все они продолжали работать, расставался с бездарностями и с АГРЕССИВНО настроенными. Распад коллектива, приоритеты и сторонники, бастовали против его суровых методов, замашки диктаторские, говорил "... собрались гении, каждый своё, попробуй..." Высоцкий в "Гамлете" отсебятину творил, Любимов готов был... Демократию требовали, ласковое обращение... Писали, бастовали в СССР, развалили. Любимов принципиальный,нацию, строй, империю, эпоху посылал по - фронтовому и далёко... Прожил почти 100лет и память ему. А мы, до его возраста 30 - 40 лет и уже никакие...!

Владимир Конюков   08.10.2014 13:46   Заявить о нарушении
Не хотел отвечать. Чего уж там, и так всё ясно. Любите вы Любимова. А я вот не люблю. И о чем же говорить. Готов объяснить, почему не люблю я. Не за его творчество, в котором мало, что понимаю. За его диссидентство и за лицемерие тоже. Ведь все же получил от режима, который клял на все корки и у нас, и, что особенно отвратительно, и у них тоже. Не случайно же он однажды заявил, что его Родина там, где ему хорошо. А теперь эта Родина стала ещё и «Быдлорашей».

А ведь вся его творческая личность состоялась именно в государстве, время рождения которого совпало с его собственным. И замечательное здание для своего театра от тоже получил от ненавистного режима. А если бы не это здание, то где бы был он сам, и как бы назывался его театр?

Даже и на похоронах его говорят о конфликте мастера с собственной труппой. С таким подтекстом, что дескать труппа вроде бы и виновата сама. Не плохо бы и покаяться. Но почему то стыдливо не говорят о самой сути конфликта. Ну ни словечка. А причина «конфликта» и пошлая, и тривиальная. Деньги, господа. Деньги, которые он недоплачивал своим артистам. То есть обворовывал он их. Мерзкий желтый металл был по всему не чужд творческой. креативной натуре мастера.

Процитированное письмо – это не анонимка и не холопская цыдуля. Это крик души. Обращенный ко всей общественности, с желанием показать истинную природу мастера. Письмо открытое. И подписанное. Какая же здесь подловатая анонимка. Больше ста подписей. А это впечатляет. И заставляет поверить в искренность подписантов.

А ещё зацепила ваша последняя строка.

«Любимов принципиальный, нацию, строй, империю, эпоху посылал по - фронтовому и далёко...» Вот в том то и дело. Потому как над всем перечисленным он хотел видеть только себя. И противно известному изречению Станиславского в искусстве он видел только себя. А всё, что мешало проявить это самое Я, он и посылал далеко. И Родину тоже. Пушкин, Достоевский, Толстой, Чехов, - список можно продолжать и продолжать – и помыслить себя не могли вне России. А вот для Любимова это было легко. Быдлораша, чего уж там!

Геннадий Мартынов   09.10.2014 11:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

Спасибо, Валерий, за интересные подробности добывания билетов на Таганку!
Мне тоже однажды посчастливилось там побывать, даже Высоцкого видела.
Заходите в гости http://www.proza.ru/2013/01/25/290
С уважением,

Татьяна Гармаш   06.10.2014 08:18     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

С большим удовольствием прочитал Ваши воспоминания. Очень приятно, что встретил близкого по духу человека. Нами много прожито, но, уверен, у нас так много впереди. Нужно поделиться с детьми, внуками, своими знаниями. Необходимо Рассказать о том, что было прекрасного в истории своей жизни!
С уважением!

Вношу Вас в свой список избранных авторов.

Владимир Винников   06.10.2014 02:07     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

Да, это была эпоха! Как-то в те года в один из очередных приездов в Москву попыталась и я попасть на "Мастера и Маргариту". Да где там! Интересно остались ли сейчас такие фанаты театрального действа.

Очень интересно Вы рассказали, вроде бы о Мастере почти ничего, а получилось-то еще убедительнее!

С уважением,

Ольга Безуглова   05.10.2014 21:58     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

Воспоминания потрясающие. Тем горше, дорогой... Галина.

Галина Алинина   05.10.2014 19:56     Заявить о нарушении
Рецензия на «Страсти по Таганке Из Записок пожилого человека» (Валерий Заикин)

Страсти какие! Вот они, успешно навязанные нам, наивным, ложные ценности. Сами то деятели, как показали "события" сегодняшних дней, отнюдь не отрицают "роль денег в истории".

Оксана Радчик   28.06.2011 11:49     Заявить о нарушении
Да, время ставит все на свои места!

Валерий Заикин   28.06.2011 13:46   Заявить о нарушении