Рецензии на произведение «Путь к православной вере»

Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

Фёдор, я тут скопировал у тебя пару-тройку вещей, чтобы прочесть дома, вечерком на ноутбуке...
Вот, зацепился взгляд за это (в конце):
"Я знаю неверующих, которые именно из-за своей обостренной внутренней честности не смогли стать христианами. Виктор Лысенко, удивительный человек, ближайший друг моей юности, трагически погибший еще совсем молодым, как-то написал, что принять христианство и не жить полностью по-христиански – недопустимо, нечестно, категорически нельзя. А по-христиански жить все равно не получится…".
Это выверты бесов, которые пасут человеческие души. На самом деле Богу нужно лишь внутреннее желание - доверие - сокровенно обращённой непосредственно к Нему души, чтобы Он вывел её из этого "дома терпимости" (мягко говоря) на Свет Божий... А уж как это будет происходить - это лишь Ему одному ведомо.

Валерий Ветер   28.05.2013 13:25     Заявить о нарушении
Да, я понимаю, что это помыслы. И понимаю, от кого они...

Федор Петров   28.05.2013 18:58   Заявить о нарушении
Здравствуй, брат.
Я вчера читал твой "путь" и в процессе чтения записывал некоторые мысли. Не в качестве "контра" твоим, а как отстранённое видение этой метаисторической картины и ситуации в целом (с "поиском Бога").
Мы родились в такое время, что можем оглянуться и оценить, какие поиски велись до нас далеко не "прстаками". И Лев Толстой и Фёдор Достоевский простаками не были. И не были они профессиональными богословами, заинтересованными в отстаивании позиции своей церкви (по-большому счёту - эгрегора). Поэтому я просто скину ниже свои записи без всяких претензий, а ты их так же прочтёшь. Может быть, они будут созвучны твоим размышлениям...
....
Ты пишешь:
"Отношение Русской Православной Церкви к оценке человеческого статуса еще нерожденных детей зафиксировано в «Основах социальной концепции РПЦ». Согласно этому документу, принятому Архиерейским Собором и выражающему, таким образом, общецерковную позицию, «зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно. Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Псалом 138)
...
Эта позиция не соответствует Истине. Правда состоит в том, что в мир - в Творение - через грех Евы и Адама однажды вошло зло (грех, извращение). А сами они, потеряв Жизнь, были "выброшены" из Рая, в котором им следовало быть согласно своему изначальному высшему предназначению (Статусу) Человека, как Венца Творения. Человек, умерев духовно, стал умирать телесно, став "прахом".
Метаисторическая Жертва Спасителя имеет вполне конкретную цель в настоящем: возвратить человека в его первоначальное состояние бессмертного Венца Творения. Но это может произойти лишь в случае соблюдения тех "предписаний", которые Сын Человеческий оставил своим последователям, от которых давным-давно реально отступила церковь.
(Прим. Сам я ещё ребёнком (лет в шесть) крещён в Православии и отрекаться от своего Крещения не собираюсь. Поэтому имею право излагать свои размышления (судить, но не осуждать) "изнутри", а не извне, как это обычно делают сектанты).
Тот "домострой", который проповедует наша церковь, уж никак не вписывается в: “Кто не возненавидит отца своего, и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником” (Лк, 14:26) (тот не достоин Меня). И:
«Кто постыдится Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того и Я постыжусь пред Отцом Моим Небесным», Который суть Его Абсолютное Начало... Ибо Бог Един и самодостаточен в Сущности Своей.
А то, что убивать нельзя вообще никого, об этом знали давным-давно. И не только людей. "Убивающий вола - всё равно, что убивающий человека", "Не убий" - ветхозаветные прописные истины, в которые дьявол внёс свои "предписания" о жертвоприношениях и побивании камнями "штрафников".
Бесполезно ратовать против абортов, если человек до сих пор находится на уровне животного, а Совет Христа, данный для его "очеловечивания", проигнорирован прежде всего самой церковью, которая использует человека для поддержания своего материального положения и "духовного" (псевдо) статуса в обществе "верующих" обывателей, фактически поклоняющихся мамоне.
Бог не занимается размножением твари. Вся тварь, начиная с микробов и козявок, инстинктивно размножается согласно универсальной "программе", действующей в Природе. Если пьяные родители (или наркоманы) зачинают ребёнка, который рождается умственно неполноценным (или даже от "нормальных": будущим садистом-убийцей, каким был Гитлер), а на Бога вешают всех собак, то это мерзость и грех - кроме того, что это вопиющее невежество. Душа в этом мире - заложница. Но ей нужно осознать, что её целью является не "домострой" с его липовой "праведностью", а Царство Небесное, Которое она должна взыскать внутренне, обратившись к своему Спасителю втайне. О чём Он ей сообщил лично преред Своим "вознесением".
В конце ты пишешь: "Учение о полном и окончательном уничтожении вечности ада Воскресением Христовым, содержащееся в творениях святых Григория Нисского и Григория Богослова, Афанасия Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Епифания Кипрского, Амфилохия Иконийского, Исаака Сирина, Максима Исповедника и других святых Отцов, а также находящееся в многочисленных богослужебных текстах (особенно пасхальных и воскресных) – это не частное мнение одного-двух Отцов, но учение столь же православно-церковное, как и учение Отцов, утверждавших обратное".
Оставив в сторне сам вопрос, я имею все основания спросить: почему на первом месте здесь нет самого главного и самодостаточного Авторитета - Самого Господа? Ведь Он специально на него отвечал! (Хотя Его праведный Ответ срока давности не имеет: поэтому следует сказать: Он говорит) Ещё Господь сказал, кто именно будет ввержен вслед за дьяволом в "Озеро огненное", где "червь не умирает". Зачем ещё что-то придумывать? Касаемо условий спасения души - аналогично...
Без настоящей, непоказной, сокровенной веры и такого же активного смирения как можно спастись? Одними лишь делами никто не спасётся - будь ты хоть самим "папой римским". Ведь та же корова делает много полезного человеку, а её всё равно пускают под нож...

Валерий Ветер   29.05.2013 13:18   Заявить о нарушении
По сути каждое поколение (воплощённых душ) приходит и застаёт, что "в доме бардак". Но ему говорят: это не бардак, а порядок такой... Поэтому не нужно никого слушать, а внимательно вникнуть в то, ЧТО душе говорит Бог и следовать Его "предписанию" внутренне. Иначе будем потом крайнего искать и друг на друга пальцем показывать, ища виноватых...

Валерий Ветер   29.05.2013 13:27   Заявить о нарушении
1. Церковь - не "эгрегор".

2. Что именно по Вашему "не соответствует Истине" в той оценке, которую Архиерейский Собор Русской Православной Церкви дал проблеме человеческого статуса еще нерожденных детей - я не понял. Слов сказано довольно много, но смысл их от меня, к сожалению, ускользнул.

3. Само по себе стремление наставлять Архиерейский Собор в толковании истин христианской веры могу оценить только с иронической точки зрения. Увы. ;-)

Федор Петров   29.05.2013 16:55   Заявить о нарушении
А что такое "Архиерейский Собор"? Господь о нём ничего не говорит. Зато Он говорит о другом, Фёдор. О том, что "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине”. И: "А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы братия, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах, и не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник-Христос". Но эти "батюшки" иного мнения. Их не только "отцами" нужно величать, но и ручку целовать.
Поэтому для меня эти "соборы" не являются авторитетом.


Валерий Ветер   29.05.2013 17:15   Заявить о нарушении
Единственно верная молитва должна осуществляться не так, как постановили эти "батюшки", а так, как указал Господь:
“Когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою” (Матф.6:5). “Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:6).
О чём можно ещё говорить, если они народ обманывают? ...Который, впрочем, сам обманываться рад.

Валерий Ветер   29.05.2013 17:25   Заявить о нарушении
...Все языческие "религии" имеют свои эгрегоры, которые существуют за счёт пси-энергии "верующих".

Валерий Ветер   29.05.2013 17:28   Заявить о нарушении
Вы супер-протестант? Нормальные протестанты хотя бы Соборы признают :-))))

Кто Вас заставляет "ручку целовать", что за глупость :-)))) Не нужно Вам благословение от наших священников - никто Вам его и не навязывает. А нам - нужно. Как и Евхаристия, которая Вам тоже не нужна - а значит, не нужен и сам Христос. Увы :-(

Федор Петров   15.06.2013 09:09   Заявить о нарушении
Фёдор, нужно просто поверить слову Спасителя и больше ничего не выдумывать. В Евангелии ясно сказано, на какую "волну" нужно настраивать своё сознание (которое обычно занимается помыслами) в момент вкушения пищи (хлеб, вино, обычную воду...) и что при этом нужно осознавать непосредственно. И всё. А всё прочее люди сами выдумали. Причём, это произошло не сразу, а в прцессе, в течение сотен лет... Таинство Божие твориться "втайне", сокровенно. А массовки Господь специально отверг.
В отношении всего этого "мыла" (псевдорелигиозного эгрегора) можешь считать, что я "Суперпротестант".
Скажу больше....

Валерий Ветер   15.06.2013 12:27   Заявить о нарушении
Вот начало 24 гл. от Матфея:
И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.
2 Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.
3 Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили

к Нему ученики НАЕДИНЕ и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4 Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас,
5 ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят.
6 Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец:
7 ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам;
8 всё же это — начало болезней.
9 Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое;
10 и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга;
11 и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих;
12 и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь;
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
....

Валерий Ветер   15.06.2013 12:39   Заявить о нарушении
Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, —
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам. 26 Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах», — не верьте; 27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
29 И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30 тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою;
31 и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
32 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето;
33 так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.
34 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет;
35 небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
36 О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один;

Эти слова были сказаны непосредственно "закваске", живым участникам этих событий, чтобы они были к ним готовы... Таким образом их духовная активизация, на которую настраивал Спаситель этих ребят, должна была привести к глобальной метаисторической Развязке, свидетелями которой они должны были стать.
Теперь вопрос всем "верующим": почему этого не произошло?
Сказано "ни дня, ни часа" - о точном времени! Но зато об их поколении сказано определённо:
"Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет".
"Род" - это поколение. В английском варианте (можешь сам проверить) это слово дано как "generation" - поколение. Впрочем, это видно ясно из контекста - логически. Иначе зачем бы они Его спрашивали, а Он их непосредственно предупреждал, давая им признаки "конца света".

Валерий Ветер   15.06.2013 12:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

Любая вера - есть опора для души!
А без опоры - путь сквозь дебри и сквозь тьмы.
Когда идёшь на свет, то - сгинет ночь!
И человек велик! И бог ему в помочь!

Нина Степановна Маслова1   23.10.2012 09:15     Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

С Праздником Воздвижения Креста Господня!
Ваш случай подтверждает мысль, что в храм приходят или от беды, или от пустоты.
Разделяю Вашу любовь к К.С. Льюису, у Честертона люблю его славного, кроткого отца Брауна, спасибо, не знала, что он пишет не только детективные рассказы.
С уважением,
Елена.

Елена Бовина   27.09.2010 19:29     Заявить о нарушении
Елена, спасибо!
Простите пожалуйста, что столь поздно отвечаю - долгое время было не до сайта :)
Всех благ Вам!
А у Честертона есть замечтальные христианские вещи, та же "Ортодоксия": http://www.chesterton.ru/orthodoxy/index.html

Федор Петров   04.11.2010 17:43   Заявить о нарушении
Спасибо за ссылку, тоже долгое время не была в инете, рада знакомству!

Елена Бовина   04.11.2010 18:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

"...это не частное мнение одного-двух Отцов, но учение столь же православно-церковное, как и учение Отцов, утверждавших обратное".

Ад вечен, все находящиеся вне лона Православной Церкви погибнут - истина.
Ад не вечен, все добродетельные люди спасутся - истина.
Профессор А. И. Осипов в своих лекция предлагает для разрешения таких конфликтов истин аналогию с пониманием процессов в микромире. Там используются так называемые нетривиальные суждения, когда утверждаются прямо противоположные вещи. Но, на мой взгляд, притягивать квантовую механику для разрешения указанных противоречий это какое-то недоразумение. То, что в учении Церкви есть такие несовместимости указывает не на сверхсложность разбираемого вопроса, а на внутреннюю противоречивость самого учения, которое при тщательном разборе не может уложиться в рамки здравого смысла. Отсюда и "верую ибо абсурдно". Но для чего тогда Бог дал человеку разум? Только ли для того, чтобы он убедился в неспособности что-либо понять? "Погублю мудрость мудрецов и разум разумных отвергну" (1 Кор. 1; 19), - что это такое? Я не понимаю.

Роман Куликов   25.07.2010 21:09     Заявить о нарушении
Роман, вера - это прежде всего упование на Бога, ИМХО.
Вас не устраивает противоречивость двух этих суждений:

"Ад вечен, все находящиеся вне лона Православной Церкви погибнут - истина. Ад не вечен, все добродетельные люди спасутся - истина".

Однако оба эти утверждения - сугубо Ваши :-) Христианская догматика не содержит в себе ни первого утверждения, ни второго.

Утверждая то или другое мы бы навязывали Богу какую-то свою точку зрения - наверное, это не правильно. Лучше положиться на Него, на то, как Он сам упромыслит.

Вот какое интересное рассуждение на сей счет я встретил на ЖЖ Берхина http://berhin.livejournal.com/?skip=30:

"Люди обычно представляют себе "тот свет" как улучшенное продолжение этого, где хорошим стало совсем хорошо, а плохим - или совсем плохо, или настолько хорошо, что они стали хорошими.

Но строго говоря, никаких оснований для этого, кроме большого желания, у нас нет.

Никакой обязанности вообще быть чем-то на что-то похожим, да и вообще как-то зависеть от "этого света" у "того света" нет.

Есть Откровение на эту, которое сводится к тому, что там без стакана не разберёшься: то ли спросят про отношение к ближним, то ли уточнят, веровал ли ты и крестился ли (И СКОЛЬКИМИ ПЕРСТАМИ - грозно добавит обожжённый старец). То ли вообще - всё уже настало, и там просто продолжаться будет в дистиллированном виде. Всё непонятно, всё гадатель да сквозь мутное оконце, а кто видал вблизи - тот и словей таких не знает.

Поэтому меня не очень парят вопросы "апокастасиса": все спасутся/не все спасутся/почти никто не спасётся/нам всем труба без вариантов - это ведь картинка просто, для привлечения внимания. Для удержания усердия и возгревания благоговения.

Не потому, что ада нет или наоборот - ничего кроме ада нет, а потому, что мы всё равно не поймём толком отсюда - что там.

Ведь суть Откровения, кажется, в том, что всё будет хорошо. Точнее - всё будет наилучшим образом из возможных при нашем свинском поведении."

Федор Петров   25.07.2010 23:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

даже не знаю, что сказать. слава Богу! :)))

Русский Инвалид   25.07.2010 18:07     Заявить о нарушении
Воистину слава!
Совершенно с Вами согласен :-)

До сих пор две мысли регулярно возникают:
С одной стороны, думаю - что же я, дурак, еще двадцать лет назад все это не понял - ну ведь очевидно же!
А с другой стороны - дивлюсь, как же все таки Господь меня упромыслил хоть что-то понять и принять, ведь совершенно в другую сторону сколько лет шел и думал...

Удачи вам, Р.И.!

Федор Петров   26.07.2010 00:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

Вы... Даже не знаю, как сказать... Молодец!
Дай вам Бог!

С уважением, Алина

Алина Гром   09.06.2010 15:31     Заявить о нарушении
Алина, спасибо! Очень приятно.
Одна ремарка - я НЕ молодец. Это совершенно точно. :-)
Всех благ Вам!

Федор Петров   09.06.2010 21:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

Уважаю людей, которые пришли к вере - путем проб и ошибок, осознанно.
Интересно все описали.
А я смотрю, что Вы по моей странице пробежались, не жестковато излагаю?

Иван Лисс   08.06.2010 21:17     Заявить о нарушении
Иван, спасибо!
Я с большим интересом Вас читаю, только вот рецензии пишу редко - я их вообще пишу весьма редко. Сейчас зайду к Вам, напишу :) В целом - мне очень нравятся Ваши истории. Нет, на мой взгляд - не жестковато, поскольку стиль изложения вполне соответствует материалу, этот материал и нужно излагать четко и жестко, без сюсюканий.
Удачи!

Федор Петров   08.06.2010 21:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

Спаси Вас Бог, Федор!!!

Прочитала с удовольствием и сопереживанием.
Добавлю Вас в избранные, чтобы возвращаться.

С уважением,

Мария

Мария Козлова   22.05.2010 20:26     Заявить о нарушении
И Вас спаси Бог, Мария!
Спасибо! Я Вас тоже добавил в избранное и с интересом читаю :)

Федор Петров   23.05.2010 12:30   Заявить о нарушении
Ну, я не писатель. То, что я написала здесь - лишь призыв объединиться в борьбе с врагами Веры и Церкви.
А так я здесь для того только, чтобы читать! :))
С Троицей Вас, Федор!

Мария Козлова   23.05.2010 12:39   Заявить о нарушении
Спасибо! И Вас тоже, Мария!

Федор Петров   23.05.2010 13:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

"Мне очень нравятся книги Г.К. Честертона, К. Льюиса, Дж.Р.Р. Толкина. Долгое время был очень увлечен творчеством Н.А. Бердяева, одной из моих любимых книг стали «Три разговора» В.С. Соловьева" - вот это действительно классно.

Алексей Косиновъ   22.05.2010 00:43     Заявить о нарушении
:)
Спасибо, Алексей! Я вижу, Вы тоже цитируете Честертона и Льюиса.

На мой взгляд, замечательно пишет о Честертоне Андрей Кураев в своей статье «Гилберт Кит Честертон и его роман «Шар и крест»»:

«Честертон перехватывает оружие церковных врагов. Вы логичны — и я буду постоянно призывать вас к логике. Вы ироничны — и я буду ироничен. Вы за человека — и я за него. Только Христос за человека умер, а вы за свой показной гуманизм получаете гонорары…

Чему учит Честертон? Не торопиться с «да» и «нет». Не бояться остаться в меньшинстве и не бояться быть с большинством. Дух «гетеродоксии» ведь искушает по-разному. То он шепчет: «Ортодоксы в меньшинстве, и потому зачем же тебе быть с ними, зачем выделяться!» А то вдруг подойдет к другому уху с шепотком: «Ну как ты, такой умный и оригинальный, можешь идти в толпе с большинством? Попробуй нетрадиционный путь!»

Поскольку Честертон говорит о традиции и от имени традиции, его мысли не оригинальны (у оппонентов традиции они тоже не оригинальны, но вдобавок и пошлы).

Феномен Честертона не в том, что, а в том, как он говорит. Он — реставратор, который берет затертый, мутный пятак и очищает его так, что тот снова становится ярким. Казалось бы, избитое за девятнадцать веков донельзя христианство он умудряется представить как самую свежую и неожиданную сенсацию.

Еще Честертон умеет опускать себя на землю. В любой полемике он не позволяет себе взлететь над оппонентом или над читателем и начать сверху поливать его елеем наставлений и вещаний.

Может быть, это потому, что свою веру он нашел на земле. Он не искал знамений на небесах. Он просто внимательно смотрел под ноги. Он любил свою землю, свою Англию — и заметил, что ее красота прорастает через ее землю веками — но из зернышка, занесенного с Палестины: «…я пытался минут на десять опередить правду. И я увидел, что отстал от нее на восемнадцать веков». Оттого Честертон не ощущает себя пророком, посланником Небес. Он просто говорит, что Евангелие так давно уже бродит в мире, что если смотреть внимательным взором в любом направлении — то здесь, на земле, ты заметишь плод этого евангельского брожения. Еще он говорит, что если Евангелие помогало людям жить и очеловечиваться в былые века, то с какой стати его вдруг стали считать антигуманным сегодня?

В этом — необычность Честертона. Он нашел то, что у большинства перед глазами. Как личную победу, нежданно-негаданно подаренную именно ему, он воспринимал то, что для людей былых столетий было само собой разумеющимся. Землю не ценишь, пока она не уходит у тебя из-под ног.

Честертон — неожиданный тип мужчины, ценящего домашний уют. Заядлый полемист (который, по его собственным словам, «никогда в жизни не отказывал себе в удовольствии поспорить с теософом») — и любитель домашнего очага, апологет домоседства. Когда тебя хотят выгнать из дома на митингующую улицу, то домоседство оказывается свободным выбором в защиту свободы.

Домоседство — это очень ценное и жизненно важное умение в наше время и в нашей церковной среде. Когда листовки и сплетни подкладывают под все церковно-бытовые устои апокалиптическую взрывчатку и критерием православности объявляют готовность немедля сорваться с места и, сыпля анафемами, убежать в леса от «переписи», «паспортов», «экуменизма», «модернизма», «теплохладности» и т.п., то очень полезно всмотреться в то, как же можно верить без надрыва. Верить всерьез, верить всей своей жизнью, но без истерики, без прелестного воодушевления. Как можно вести полемику — и при этом не кипеть. Как можно говорить о боли — и при этом позволить себе улыбку.

Честертон однажды сказал, что хорошего человека узнать легко: у него печаль в сердце и улыбка на лице.

Русский современник Честертона считал так же: «В грозы, в бури, в житейскую стынь, при тяжелых утратах и когда тебе грустно, казаться улыбчивым и простым — самое высшее в мире искусство». Это Сергей Есенин.

При всей своей полемичности Честертон воспринимает мир христианства как дом, а не как осажденную крепость. В нем надо просто жить, а не отбивать приступы. А раз это жилой дом, то в нем может быть то, что не имеет отношения к военному делу. Например — детская колыбелька. И рядом с ней — томик сказок.

<...>

Но не вся Европа отреклась от своих христианских корней. Есть в ней культурное меньшинство, христианское и думающее меньшинство. Вот его-то надо уметь замечать и ценить. В ночной битве легко перепутать друзей и врагов. Чтобы этого не было, не надо думать, будто все, рожденное на Западе и с Запада приходящее к нам, заведомо враждебно и плохо. Надо находить союзников. Надо ценить те произведения современной западной культуры, которые плывут против течения голливудчины. Когда-то Хомяков мечтал: «Мы же возбудим течение встречное — против течения!» Путь Честертона именно таков.

<...>

С другой стороны, в то время как в разных странах Европы набирали мощь массовые идеологии, Честертон смог осознать, что даже самые антихристианские философско-идеологические системы до конца все же не враждебны христианству. В них есть черта, близкая церковной традиции: вера в силу и значение слова, требование сознательного строительства своей жизни. В романе «Шар и крест» последний удар по христианству наносит отнюдь не ересь, а безмыслие и равнодушие. Попса. «Фабрика звезд». Воинствующий атеист — и тот оказывается союзником Христа и врагом антихриста, потому что настаивает на том, что выбор веры важнее выбора марки йогурта.

В мире «маленьких людей», «последних людей» (аналогичный эсхатологический кошмар посещал Ницше и Достоевского) тот, кто ищет и верит в неочевидное, кажется ненормальным. В романе Честертона такие люди находятся под демократическим контролем большинства, то есть под контролем полиции, которая уполномочена раздавать «справки о нормальности». Так что при всем своем подчеркнутом здравомыслии Честертон понимал, что христианин должен уметь быть и резонером, и юродивым.

Для русского же читателя особенно радостно будет узнать, что роль главного сопротивленца антихристу Честертон отвел афонскому православному монаху».

Федор Петров   23.05.2010 12:07   Заявить о нарушении
Во-первых, с праздником, Федор! :)
Во-вторых, не ожидал я такого "развернутого" ответа :)
И в-третьих, спасибо Вам за то, что почитали мои скромные опусы.
Я тоже внес Вас в список избранных.

Ну,как-то так.
Спасибо.

Алексей Косиновъ   23.05.2010 12:14   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей!

С большим интересом Вас читаю.

Удачи Вам!

Федор Петров   23.05.2010 12:45   Заявить о нарушении
И Вас с праздником, Алексей!!!

Федор Петров   23.05.2010 12:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Путь к православной вере» (Федор Петров)

Повседневное православие – это, конечно, не только радость. Но радость в нем есть, такая сильная радость, что душа твоя успокаивается и ты понимаешь – даже если ты не осилишь, не преодолеешь себя, даже если тебя с этой радостью потом не будет – она все равно пребудет и в этом мире, и в мире будущем. И это – самое главное.
Вот этот финал многое напомнил из наших прежних бесед, Федор...Ты всегда был пытливым исследователем ПОВСЕДНЕВНОСТИ. И вот теперь ты видишь - как должен строиться твой повседневный опыт. Я с удовольствием буду следить за твоими ощущениями:-)Если позволишь! Отец Дмитрий летом на СТепном сказал, что 99% верущих(!!!) в повседневности - язычники... Много слов, но хочу ещё добавить: Нашего полку прибыло:-), я рада:-) завершению "мусульманского периода"

Надежда Угрюмова   12.04.2010 10:15     Заявить о нарушении
Спасибо, Надежда!
Рад твоему возвращению на Прозу :)
Будет время - напиши про жизнь на электронку, я тебе тоже буду еще писать!

Федор Петров   15.04.2010 21:52   Заявить о нарушении