Рецензии на произведение «Слово о художнике Александре Жданове»

Рецензия на «Слово о художнике Александре Жданове» (Леонид Пузин)

Лёня. Я тебе черкнула пару строк в нашей переписке ниже. Посмотри. А пока поздравляю с великим для меня и для многих других праздником, с Днём Космонавтики! Большую часть жизни я отдала ей и это даёт ощущение прикосновения к чему-то очень большому. Понимаю, что с вашей точки зрения Творцами могут быть только Поэты, Музыканты, Художники… И при условии, что они враги государства. Но я знала и других творцов – государственников. Видимый на сотни километров светящийся конус от поднимающейся ракеты заключал для них не меньше поэзии, чем: в «Мело, мело по всей..." Это навеяно одним из постов.
Успехов тебе, Лёня, и здоровья.
Люба

Любовь Абаева   08.04.2011 08:52     Заявить о нарушении
Люба - Любовь, сдаюсь!

Интеллектуально, нравственно, идеологически - полная капитуляция. И тысяча извинений за фамильярное обращение, которое было бы уместным в отношении сестёр, но на "ты" обращаться к Вам, которая помнит, каким я был в два года... Полагаю, Вы из знакомых Веры Владимировны? Хотя… нет! Не буду больше гадать. Если сочтёте возможным поделиться своим секретом, пожалуйста, напишите мне на электронный адрес: puzinl@mail.ru

Любовь, Вас тоже – с Днём Космонавтики! Весна 1961 года в Казани выдалась поздняя, 12 апреля лежал снег, но текли ручьи, светило солнце, звенела капель, и – незабываемый голос Левитана! Юрий Гагарин – Боже! Какой это был всенародный праздник! Какое единение умов, сердец, чувств! Увы, о Сергее Павловиче Королёве мир узнал позже – в 1966 году, после его смерти в возрасте пятидесяти лет. Конечно, сейчас трудно сказать, сколько лет жизни у этого выдающегося учёного, конструктора и организатора отняли Колымские лагеря, но что не прибавили – это точно. И что же – всякого, кто позволил себе критические высказывания в адрес власти, считать врагом государства? А насквозь коррумпированных чиновников – «друзьями народа»? Или – как они любят называть себя сами – «государственниками»?

Любовь, как Вы могли убедиться из этого пассажа, художнический снобизм мне чужд: и Королёва, и Туполева (который, кстати, тоже сидел), и, вообще, всех выдающихся учёных, изобретателей, конструкторов я считаю Творцами ничуть не в меньшей степени, чем художников или поэтов. Другое дело, что настоящих Творцов в любой области очень немного, но это вопрос уже не ко мне, а к Богу…

Любовь, коли уж Вы коснулись моего раннего детства, рекомендую Вам посмотреть на «Прозе.ру» мой маленький рассказ «Глазами кошки и змеи», который написан по мотивам нашей семейной легенды. Здоровья Вам! Радости! Мира! Солнца!

С глубоким уважением, Леонид.

Леонид Пузин   08.04.2011 13:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о художнике Александре Жданове» (Леонид Пузин)

Леонид! Прочитал статью и все рецензии на неё. Чтобы самому написать рецензию, следовало побывать на сайте "Неофициальный Ростов" и познакомиться с Вашими художественными произведениями. Поэтому пока ограничусь личными впечатлениями о прочитанном. Статья написана страстно, чтение захватывает, поэтому не обращаешь внимания, что воспоминания излагаются обычным литературно правильным языком. Мемуары в данном случае обходятся без использования выразительных средств художественной прозы. Хотя литературовед непременно обратил бы внимание читателя на впечатляющие места в тексте: "Зелёное, перламутровое, лиловое - Боже, какая живопись! Какое завораживающее сочетание цветов! Какие удивительные оттенки зелёного! Написанные Александром за две недели шесть картин, несомненно, являлись новым словом в пейзажной живописи". Написано поэтично и убедительно. Или такой образец художественной прозы: "...было бы неверным сводить эмоциональное воздействие картин Александра лишь к удивительным цветовым находкам - в них (в этих пейзажах) покоряло всё: композиция, колорит, рисунок, а главное - ощущение прорыва з а п р е д е л ы з е м н о й
р е а л ь н о с т и. М и с т и ч е с к о е с о е д и н е н и е с в е ч н о с т ь ю" (специально сделал разрядку, чтобы лучше виделось великолепие сказанного автором).
Переделывать и переписывать не надо, произведение должно сохраниться в созданном варианте. Художественная интерпретация биографии Александра Жданова может состояться как отдельное самостоятельное произведение. Но с заявлением Любы Абаевой согласен на все сто процентов. Не будучи знаком с литературоведением, автор ошибочно полагает, что для достоверности надо все известные ему подробности довести до сведения читателей. В своей собственной биографии мы имеем право о чём-то умолчать? Удаление из текста не только нецензурных , но и простонародных выражений не лишит полноты образа великого художника. Для характеристики Жданова совсем не обязательно приводить его шаловливые стишки.
С оценками и видением своего времени солидарен, разделяю эти взгляды. С небольшой поправкой. В 70-е годы прочитал, что Философское общество СССР насчитывает 10 тысяч членов. Я тогда подумал, а сколько философов нужно обществу на каждое столетие? Не преподавателей философии, докторов, профессоров, академиков, а философов - властителей умов? Два, три. Во всяком случае, не больше десятка. В те же годы в Союзе писателей насчитывалось тоже 10 тысяч. А взять знаменитых артистов. Какой малый процент они имеют по отношению ко всем окончившим театральные вузы и училища, работающим в бесчисленных периферийных театрах страны. И это большинство обречено оставаться безвестными да ещё при малой зарплате. На нашем сайте сто тысяч или около этого авторов. Каждый из них готов печататься, получать высокие гонорары, чтобы заниматься только литературным творчеством. На месте Президента Вы знаете как с ними поступить? Я не знаю.
Вы мне интересны. Охотно продолжу знакомство с Вашими литературными произведениями и художественными полотнами. Устройте выставку Ваших картин на нашем сайте или заведите персональную страницу в Интернете. Прочитал статью о художнике, а познакомился сразу с двумя: Александром Ждановым и Леонидом Пузиным. С пожеланиями успехов, искренний поклонник настоящих талантов.

Георгий Кончаков   03.04.2011 01:59     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Георгий.

Спасибо! Такая развёрнутая, обстоятельная, глубокая, содержательная рецензия - очень рад! Тем более приятно, что, судя по Вашим словам, мне удалось заинтересовать Вас образом моего друга художника Александра Жданова. Конечно, в моей интерпретации этого образа есть спорные моменты - особенно это касается передачи лексики Александра - но... моя статья - это же не объективное искусствоведческое исследование его творчества, а субъективные воспоминания друга. Когда я работал над данной статьёй, ж и в а я речь Александра звучала в моих ушах и, пытаясь передать её, я позволил себе некоторые лексические излишества, без которых образ моего друга оказался бы, на мой взгляд, чересчур схематичным, лишённым полноты. Насколько, передавая характерные Сашины выражения, мне удалось не оскорбить читательский вкус - судить не мне. Во всяком случае, Люба Абаева - полагаю, что это имя является псевдонимом моей двоюродной сестры, ибо только она знает имена моих бабушек - оскорбилась... Однако, следуя Вашему совету, переделывать не буду: как написалось, так и написалось, пусть будущие биографы Александра выбирают из воспоминаний друзей то, что сочтут нужным.
Относительно Вашей идеи поместить в Интернете фотографии моих живописных произведений - польщён, но... не готов! Не сочтите за снобизм, но, по моему мнению, знакомиться с живописью по репродукциям - получить сильно искажённое представление о художнике. К тому же - больше десяти лет я не занимаюсь живописью, а бередить старые раны...

С уважением, Леонид.

Леонид Пузин   04.04.2011 03:00   Заявить о нарушении
Леонид! Ответ принят. Согласен с Вами по всем пунктам. Перехожу к знакомству с Вашей художественной прозой. С уважением, Георгий.

Георгий Кончаков   04.04.2011 12:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о художнике Александре Жданове» (Леонид Пузин)

Искренняя художественная исповедальная мемуарная проза. Грустная своей правдой, но оптимистическая.
Рад, что нашёл. Удачи и здоровья,

Василий Заяц   08.02.2011 19:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Василий.

Рад Вашему вниманию и Вашей высокой оценке. Удачи. Радости. Творчества.

Ваш Леонид.

Леонид Пузин   09.02.2011 00:48   Заявить о нарушении
Есть ряд неточностей, Лёнь. Твоя бабушка по матери, Нина Петровна, вполне прилично знала "инфернальную" лексику и пускала матюки при необходимости, хотя и была еврейкой, а от второй бабушки, хохлушки Ксении Александровны, я не слышала мата... Да и у тебя самого, воспитанного не "в русских семейных традициях" - мат на мате в этом опусе. Противно стало читать, Лёнь. Не русская это традиция...

Любовь Абаева   04.03.2011 21:26   Заявить о нарушении
Мой пост выше относится к этой твоей фразе:
"Вероятно, тогда я, выросший в семье, где нецензурная лексика была строго-настрого табуирована, впервые почувствовал, насколько она укоренена в русском разговорном языке. Точнее – в русских семейных традициях. "

Любовь Абаева   04.03.2011 21:31   Заявить о нарушении
Здравствуй, Люба.

Изумлён! Растерян! Откуда такие познания в моей родословной?! К тому же - твой комментарий возник из "ниоткуда", вопреки хронологии! Как чёртик из табакерки - прости за избитое сравнение. Будь я немного суеверней, ей Богу, погрешил бы на чёрта. В которого, в отличие от Бога, моя бабушка Нина Петровна Грубер - кстати, записанная в книгу столбовых дворян Казанской губернии - верила безоговорочно. Может быть - просветишь? Рассеешь моё недоумение? А то, зайдя на твою страницу, не нашёл не только никаких намёков на твои потрясающие познания, но и вообще - ничего. Бр-р-р - аж сквознячком потянуло ОТТУДА!
Теперь - по сути. "Загибала" ли моя дворянская бабушка (между прочим, дипломированная "повивальная бабка", то бишь - акушерка) по матушке - не знаю. Скорее всего - загибала, но я от неё ничего подобного никогда не слышал. Вообще, насколько цветисто выражались мои бабушки - не суть. Как я понял, тебя в основном задело употребление мной не нормативной лексики в передаче слов Александра Жданова? Не буду оправдываться, говоря, что из песни слова не выкинешь, просто мне показалось - без некоторых речевых оборотов образ Александра получится схематичным, лишённым полноты. Может быть здесь я не прав - не знаю. Со стороны виднее. Что же касается распространённости мата в "русском простонародном быте" - это никак не обобщающее утверждение, а всего лишь наблюдение. Причём - с детства, со школы. Так было, так есть и так, вероятно, будет. По-моему, это ни хорошо и ни плохо и тем боле не даёт никаких оснований кичиться своей "культурностью", а надо всё принимать, как есть. Не сакрализировать ни язык, ни народ, ни культуру - земле земное.
Люба, а ты, часом, не Наташа? Моя двоюродная сестра? Или - Елена? Троюродная сестра? Ибо в настоящее время только они могут знать о моих бабушках. В противном случае... Но кто бы ты ни была - спасибо за комментарий! Удачи! Радости! Творчества!

Лёня.

Леонид Пузин   03.04.2011 05:55   Заявить о нарушении
Лёня. Поскольку ты вторично (в другом посте) назвал меня Наташей - начну с конца. Я не Наташа, я не Елена, я даже не в «противном случае…». Врать не хочу, а в правду даже ты, писатель-фантаст - не поверишь.
В жизни я была скучнейшим технарём, лишённым хоть какой-то поэтической или писательской жилки. Поэтому и судить твоё произведение не имею права. Я передала лишь своё ощущение, но никому другому я и этого б не написала. Мне стало любопытно: тот ли это Лёня, который, мирно посапывая на руках у Наташи, вдруг издавал такой рёв, что приводил в неописуемое изумление окружающих…( Хотя вру – я знала, что это ты.) Я знала Тоню, сестру Ивана. Худенькую, очень шуструю, шаловливую… Вот, думала, вырастет – из мужа верёвки вить будет. И если Наташа её дочь, то я ей скорее в бабки гожусь… Лёня, чтоб отсечь это предположение (Наташа) я приведу тебе один редкий эвфемизм, принятый в вашей семье и который ты, в годика два, с трудом выговаривал – «перчина». Не убедила? Спрашивай. Если успею – отвечу.
Люба.
Удачи во всём.

Любовь Абаева   07.04.2011 22:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о художнике Александре Жданове» (Леонид Пузин)

Когда Вы учились, я только родился (67).
Тем не менее, родство душ потрясающее. Для меня Ваши мемуары, как глоток кислорода. Вспоминаются собственные искания. Служение искусству, как бы глупо это сейчас не звучало.
Почему и пишу о Малевиче. Сейчас вторую часть заканчиваю, не торопясь.
Потому что Его же(наши) соотечественники, вроде бы читающие, вроде бы не глупые, совершенноне понимают ничего в изобразительном искусстве и в искусстве вообще. А ведь русский авангард был в своё время на острие мирового искусства. Этим дОлжно гордится?
А на хрена. Наплюём. Непонятно и понимать не хочется. Наша культурная местечковость просто поражает иногда. Хрен с ним - не понимаешь - не плюйся хотя бы.

Ваши мемуары конечно читабельны только для пристрастного художника. Слишком личны, слишком внелитературны, слишком специфичны. Повторюсь - как кислорода вдохнул. Как долго я не слышал этот искренний накал поиска истины, поиска формы. Вещи непонятные никому, теоретические, я потому кровавые - на всю жизнь наркотик.

Допишу вторую часть - обязательно приглашу.

Большое Вам спасибо.

С искренним уважением,

Андрей Шестаков Наум   24.11.2010 05:29     Заявить о нарушении
Андрей!

Никогда бы не подумал, что мои непритязательные мемуары можно увидеть под таким неожиданным углом. Очень интересно! Спасибо! С нетерпением жду продолжения Вашей статьи о Малевиче.

С уважением, Леонид.

Леонид Пузин   25.11.2010 02:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о художнике Александре Жданове» (Леонид Пузин)

Леонид, здравствуйте!
Да, конечно, мои "шестидесятники" абсолютно непохожи на Ваших... Это первое увиденное. Мои сильно отдают духом близлежащей эпохи, то есть вздорной асоциальщиной.
Сильно переживаю, что мои шестидесятницы не вполне правдоподобны ((

Конечно, интересно было прочитать о художниках, благо этот социум для меня абсолютно неведом. И при том, что интуитивно чувствую в доче нечто подобное, практически бесфактическое, а именно интуитивное. Так что буду просвещаться для обретения первичного))
Показался интересным факт, что ДАЖЕ художник, ДАЖЕ отнюдь не рядовой, мыслил о том, что будет востребован ГОСУДАРСТВУ!!! Ну силен же наш совок, есть чему учиться, прямо - так прорезать мозги!!! Художник, Писатель, Поэт (если с большой буквы) - НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН государству, никакому и никогда, они с ним враги по определению, смертные и беспощадные друг к другу. Он (Творец) может и должен быть полезен народу, Родине, Богу (не так - снимай заглавные буквы))), но уж никак не антижизненному механизму существования. И КАК ЖЕ СОВОК трансформировал понимание этого теми самыми Творцами. Мощная была системка))
Комбинат Живописи (или как его там...) бросился в глаза, как жесткий прикол эпохи. Это напомнило "отделение поэтов" в структуре литинститута. И бардессу Танюшу Пучко с дипломом в руке "Во!! Теперь я - поэт! Читайте-завидуйте!" Сколько ж живого смеха дает то самое государство! Обглумиться не грешно.
А по статье - знаете, очень хочется подстрочника. Чтобы к фактам биографии прикладывались душевные разговоры, приключения, бражные стычки с преподами и друг с другом, поездки, мировоззрения личностей, выраженное в диалогах. Как часто случается, в ходе простейшего какого-либо действия, события проявляется суть личности. Иногда прямо в одной фразе даже, в одном движении.
Уверен, что в Вашей той жизни было необъятное множество таких вот кадров - очень хотелось бы их увидеть. Но это, я понимаю, не художественное произведение, статья. По мере прочтения я "словил" по меньшей мере несколько мест, прямо просящихся на художественный текст:
Рыбалка (подзатыльник Людмиле)
Поездка в Торжок
Стихи запойного участкового (ох, с каким бы удовольствием я их почитал и даже порецензировал)))
Борьба за выезд из совка
Разговор со Ждановым, когда он заявил, что "Старик, мы все в глубокой ж..."
и, конечно же, девушка Васса - это ваааааааще феноменальная, кажется, фигура! Фигурища!!!
Их много больше, это я самые яркие обозначил.
Честгно говоря, хотелось бы почитать эти ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ произведения Вашего авторства - даю наводку))).
Они бы донесли читателю много больше образа Вашего друга и вообще всего того антуража местности и времени.
И картины, о которых сказано в тексте, интересно бы посмотреть. Очень показательно, как диплом символизирует то, что до смерти не нравится самому автору! И наоборот.
Так что вот мое краткое впечатление от прочитанного. И воистину – дай Бог Вашему другу признания.
(Вот, кстати, еще заметил один печальный момент – «художники, авторы, не оцененные на западе и не признанные ТУТ». ВЕРЮ(!!) что настоящее – признается, обретет силу, выхлестнувшуюся за оболочку одного лишь носителя – Автора. Хоть и это УЖЕ МНОГО, что НАСТОЯЩЕЕ родилось)
И Вам удачи и творческих находок.
С уважением,
Сергей

Сергей Казаринов   18.08.2010 00:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей.

Рад, что статья о моём друге Александре Жданове не просто заинтересовала Вас, но и "подвигла" на такой обстоятельный, развёрнутый комментарий - спасибо! Теперь - по существу. Статья писалась в большой спешке: во-первых, меня задели своей неполнотой и, особенно, небрежностью помещённые на сайте "Неофициальный Ростов 1980 - 1990" материалы о моём друге (отсюда некоторая полемичность) а во вторых, в ожидании сложной операции волей-неволей пришлось поторопиться - мало ли... Что же касается возможности превращения некоторых эпизодов из моей жизни и жизни моих друзей в художественные произведения, подумываю об этом, но... В какой-то мере все авторы в своих произведениях используют жизненный материал, вопрос в том - как именно? В частности, у меня в романе "Луна в Водолее" образ Алексея Гневицкого во многом "списан" с образа моего друга Леонида Стуканова, но, конечно же, далеко не во всём. Короче - пока, наверное, я ещё "не дозрел" до "чистого" реализма. Оставляю в стороне затронутую и в мой статье, и в Вашей рецензии социальную тему: стоит её коснуться - увязнешь по уши. Замечу только, что "патерналистские" притязания государства по отношению к своим подданным и соответствующие ожидания со стороны подданных культивируются властьпридержащими с давних времён - исконные российские упования на "доброго царя", "дорого барина", ну и так далее... Кстати, уже десять лет наши современные правители активно "возрождают" эти, казалось бы ушедшие, настроения - ещё бы! Править "детьми" - это же так удобно! Всего доброго, Сергей. Ещё раз спасибо за Вашу рецензию.

С уважением, Леонид.

Леонид Пузин   19.08.2010 20:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Слово о художнике Александре Жданове» (Леонид Пузин)

Дорогой Леонид!
Художники - это совершенно особенная каста творцов, как же это здорово - к ним принадлежать. Росла все время рядом с ними - здесь в Омске. Они неповторимые, удивительные. А смотреть , как они работают.
Вот и Ваши воспоминания возвращают в те времена.
Но тогда еще были и репродукции, и выставки и небольшие альбомы, и прекрасные альбомы. А сегодня остается только всеми правдами и неправдами врываться в мастерскую, и оставаться там...
Нет, это надо просто чувствовать и пережить...
Ваша Люба

Любовь Сушко   07.02.2010 19:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь!

Рад, что Вы обратили внимание на эту мою незаконченную статью. Да что там - незаконченную - едва начатую. У меня, к сожалению, пока ещё слишком мало сил для более-менее серьёзной работы. Однако, случайно наткнувшись на сайт "Неофициальный Ростов 1980 - 1990" и обнаружив там своё имя в числе друзей Александра Жданова, я счёл себя обязанным хотя бы кратко ответить создателям этого сайта. Ибо обнаружил на нём столько ошибок, неточностей и противоречий, что не смог промолчать. Тем более, что уже при жизни Александра Жданова его имя было легендой, а теперь, после смерти художника, все, кому ни лень, пытаются интерпретировать не только его творчество, но и его жизнь в угоду своим сиюминутным интересам - вот я и посчитал необходимым рассказать о том ДЕЙСТВИТЕЛЬНОМ Александре, которого я знал и с которым дружил.

Извините, что пока не имею сил для более серьёзного знакомства с Вашим творчеством, однако надеюсь, что скоро они ко мне возвратяться, и тогда...

Ваш Леонид.

Леонид Пузин   07.02.2010 21:59   Заявить о нарушении
леонид вы куда подевались?
знаю что операция прошла у вас успешно
как настроение???

Андрей Гамола   13.02.2010 22:38   Заявить о нарушении
ДОРОГОЙ ЛЕОНИД! с выздоровлением, спасибо вам за все, дай вам бог здоровья!

Миргри   14.03.2010 22:59   Заявить о нарушении