Рецензии на произведение «Прогулка православного с протестантом»

Рецензия на «Прогулка православного с протестантом» (Евгений Каширский)

Евгений, в Православной Церкви нет обычая добавлять к просфорам для Причастия часть от "старых" Святых Даров. Это практика Ассирийской Церкви Востока, и, насколько я знаю, только её.

Даниил Сидоров   21.05.2011 21:58     Заявить о нарушении
Уважаемый Даниил!
Я говорю всего лишь о легенде, которую нашел в одной из апологетических православных книг. Да не Кураев ли бы автором этой книги? Сейчас не припомню.
Удачи!
Е.К.

Евгений Каширский   22.05.2011 17:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прогулка православного с протестантом» (Евгений Каширский)

Очень заинтересовался Вашим страницей, т.к. сам пытаюсь понять логику кальвинизма. Мне кажется, именно эта религия отражает ОСОБЕННОСТЬ западной цивилизации (я далек от того, чтобы расценивать эту особенность как однозначно положительную или отрицательную).

К сожалению, сразу обнаружил лукавство, именно цитатничество:

Вы пишете, что фраза "и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2:19) не свидетельствует о невозможности спасения одной верой, жестоко обрезав цитату, которая полностью звучит так:

"вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: "ты имеешь веру, а я имею дела": покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: "веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим". Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва."

Сколько раз здесь повторено, что спасаться надо не только верой, но и делами? Вы же цепляетесь к вырванной из контекста фразе, не замечая куда более ясных указаний.

В связи с этим интересно - как это место комментировал Кальвин? Я, к сожалению, не имею под рукой его сочинений (только отрывки): кстати, если у Вас они имеются в электронном виде, не могли бы поделиться?

Сразу оговорюсь: я неверующий, выступаю исключительно с точки зрения логики. Я считаю, что на каждую фразу Иакова и Петра можно найти антитезис Павла, что противоречие между протестантами и православными заложено еще спорами между самими апостолами и потому ссылки на Новый Завет бессмыслены, т.к. это сборник противоположных мнений. Но точка зрения искренне верующих людей мне очень интересна, т.к. я пытаюсь исследовать именно период искренней веры, XVI-XVII века, когда были заложены основы Новой Европы.

Не примите этот пост за наезд, мне просто хотелось бы разобраться - с чисто логической точки зрения.

Константин Дегтярев   30.07.2009 10:07     Заявить о нарушении
Насколько я помню, Лютер обошел это противоречие, объявив послание Иакова апокрифом (и не без оснований). Кальвин придерживался той же точки зрения? Если да, то зачем копья ломать?

Константин Дегтярев   30.07.2009 10:09   Заявить о нарушении
Константин!
Спасибо за внимание к тексту. У меня сейчас нет под рукой книги рецензируемого автора, но, насколько мне помнится, я отвечал именно на фрагмент цитаты. Что касается совершения добрых дел, то кальвинисты видят в них проявление нашей веры (живая вера), мертвая вера - себя не проявляет. Так мыслил и Кальвин. Вообще, спор о делах несколько надуманный, потому что кальвинисты признают их необходимость в жизни христианина. Нет дел - значит, нет веры, и нет спасения. Кальвинисты полагают, что дела служат подтверждением пребывания христианина в Завете. Православные, говоря о делах, признают, что человек может спастись даже за минуту перед смертью, уверовав и покаявшись. К примеру, разбойник на кресте, уверовавший в Иисуса, никаких добрых дел не совершил, но обе стороны убеждены в его спасении. Конечно, если развивать до логического конца православную точку зрения на дела, то неминуемо придешь к паламизму - исихазм, непрестанное творение "умной" молитвы, задержка дыхания, тогда обретешь настоящее обожение.
Удачи, Е.К.

Евгений Каширский   30.07.2009 11:07   Заявить о нарушении
Справедливости ради замечу, что если развивать до логического конца протестантскую точку зрения о спасении только верой (sola fide), то можно прийти к оправданию любого греха. Что, кстати, имело прецеденты, начиная с Мюнцера и анабаптистов. Так что развивать до логического конца не стоит ни то, ни другое, да никакая более-менее устоявшаяся конфессия этого и не делает, слава Богу.

Важен тот факт, что в тексте, признанном богодухновенном, имеются четкие указания на то, что "вера без дел мертва".

Константин Дегтярев   30.07.2009 11:33   Заявить о нарушении
Кстати, о разбойнике: если не ошибаюсь, православное толкование этого эпизода состоит в том, что разбойник обратился к Иисусу с молитвой, что, вообще говоря, является "делом". Кроме того, находясь рядом с Иисусом и уверовав в него, он принял такую убойную дозу благодати, что имел все основания подавать на канонизацию :-))

Константин Дегтярев   30.07.2009 12:01   Заявить о нарушении
Это верно. Молитва, чтение Писания, пребывание в общине являет нашу веру, но Иаков, если брать контекст 2 главы, разумел такие дела, как милосердие к бедным, помощь братьям и т.п. Этого разбойник не делал.

Что касается сочинений Ж. Кальвина, то скиньте по e-mail Ваш почтовый адрес. Обещаю бесплатно выслать его трехтомник.

Евгений Каширский   30.07.2009 12:22   Заявить о нарушении
Скинул два адреса, огромное Вам спасибо.
Резюмируя, верно ли я понимаю, что православие/католицизм призывает делать добрые дела ради спасения, а кальвинист не может НЕ делать добрые дела, т.к. он уже предопределен к спасению? Т.е., если он поступает дурно, то он предопределен к погибели, даже не осознавая этого?

Константин Дегтярев   30.07.2009 14:23   Заявить о нарушении
Вопрос о спасении или погибели человека не решается на основании наблюдения за поведением. Только Бог знает, кто спасен. Церковь принимает всех, кто исповедует веру во Христа и живет благочестиво.

Евгений Каширский   30.07.2009 14:51   Заявить о нарушении
Но все-таки, с точки зрения Кальвинизма: имеется ли связь между добропорядочным поведением и предопределеностью к спасению? Или такой связи нет и этот промысел Божий невозможно предугадать?
И в чем тогда смысл жизни в церкви и в общине? Для православных/католиков церковь - средоточие благодати, которая посредством таинств распространяется на верующих. А в кальвинизме существует понятие благодати? Из таинств, насколько я помню - только крещение и евхаристия; в момент евхаристии снисходит благодать? Кажется, по этому вопросу ломали копья Лютер и Цвингли? Каков современный взгляд на этот вопрос?

Константин Дегтярев   30.07.2009 15:40   Заявить о нарушении
Константин! В моей рубрике по кальвинизму есть несколько статей на эту тему.

Евгений Каширский   30.07.2009 16:48   Заявить о нарушении
«Удивительно», что ничего не стоит развивать до логического конца и что «слава Богу!» никакая более-менее устоявшаяся конфессия этого не делает…, а то что? Устоявшаяся в чем? Вы только подумайте, какую «благодатную пищу для размышления» дает место в писании, где разбойник «попадает в рай»? Кстати говоря, не помню, в каком евангелии, но это место описано «несколько иначе». Правда, что написанное в четырех евангелиях не выдерживает никакой критики, с точки зрения «единой хронологии» и «точности». Что же касается учения – это вопрос совершенно иной! Да и что такое вера? Кто не знает, что Бог есть? Кто думает, «что он не знает», тот лжец и лжет сам себе, а этого вполне достаточно. И не нужно рвать голосовые связки. Каждый живет СВОЮ ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ, С ЛИЧНЫМ БУДУЩИМ, ОТ СВОИХ ЛИЧНЫХ РАЗГОВОРОВ, ВЕР, ДЕЛ И Т.Д. Не так ли?
N.B!«Про связки» не относится ни к кому из дискутирующих ныне.
Слово вера пошло из латинского veritas-истина (начало, исток, «толчок», «первый» и т.д. и т. п.) На итальянском vero-правда, истина. Таким образом вера – это диалог, послушание, а не «признание существования»
(это гнусная лесть самому себе и своему ничтожеству, подумайте, признавать или не признавать существование БОГА. Вот признаю я, тогда «то-то», а не признаю, тогда «сё-то». Весело, правда?)
Диалог с истоком, с началом. Поскольку, например я, пришел в уже «готовый мир» и мне интересно «откуда все взялось и куда и кем возьмется?». А что касается споров конфессий, то, «немного нагнувшись», Вы без труда заметите в этих спорах «драку за тщеславие» - то есть за паству, то есть за…рай? Или это такой с Богом диалог? При отсутствии крыльев и на ветру постоишь – полетаешь….

Евгений Патубин   30.07.2009 17:03   Заявить о нарушении
Не знаю, как Евгений(Каширский), но я считаю, что религиозная система призвана избавить человека от сомнений по поводу веры и дать ему четкие ориентиры в вопросе спасения. То, что существуют различные конфессии - это большая трагедия христианства, как системы мира и большинство церквей участвуют в движении по его преодолению.
Как минимум, католицизм, англиканство и православие заключили в этом вопросе нечто вроде перемирия.
Кальвинизм имеет в своем основании очень сильные мысли, которые заставляют над многим задуматься, так что знакомство с ним, как мне кажется, полезно для христанина любой конфессии.и А диалог всегда возможен в корректной форме.

Константин Дегтярев   30.07.2009 17:59   Заявить о нарушении
Вне всякого сомнения, Константин. Дело за «малым». «Персональное понимание духа», на мой взгляд, важнее любого пастырства. После этого человек может занять достойное место в «нуждающемся в его любви» обществе, как истинный и чистый пример исповедуемой позиции.
Мы дискутируем мягко, «боясь» потревожить личные переживания и опыт. Это свидетельство строительства ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВЗАИМОМОНИМАНИЯ И ВЗАИМОПРИНИМАНИЯ, которое трудно переоценить. Мы сами уже служим примером для читающих «нашу полемику». Это ободряет, ибо каждый достоин уважения. Так как идет СВОИМ ВЕЛИКИМ путем познания. Это фундамент любых человеческих отношений в любом понимании блага.

Евгений Патубин   31.07.2009 00:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прогулка православного с протестантом» (Евгений Каширский)

Ну вот не любю я таких статей. Нет - стилистически всё грамотно, я о содержании...Для чего до бесконечности, с настойчивостью, достойной лучшего применения спорить, выискивать слабые места, нестыковки и т.д. у такого - же верующего человека? Бог един, только для удобства людского принимает разные ипостаси - мысль настолько очевидна -на сколько банальна. Если я хочу обратиться к Всевышнему - мне безразлично как , в каком месте и с каким антуражем я это сделаю - главное чтоб это было от сердца. Вообще на сайте очень мало религиозных вещей, несущих экуменический посыл:(
С уважением и храни Вас Господь!

Ехид Ехиднов   27.04.2009 13:47     Заявить о нарушении
Сударь, вы не правы.
Христианство когда-то должно прийти к единому набору догматов.
Ну а пока приходится спорить и отыскивать нестыковки друг у друга.

Думающий   18.07.2009 16:47   Заявить о нарушении