Рецензии на произведение «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Не могу сказать, что до конца понял идею рассказа, но это-то и замечательно. Навскидку предположу, что написано о взаимосвязи. Взаимосвязи больших и малых явлений, мистики и обыденности, своих и чужих забот. К языку претензий нет. Счастливая развязка радует сама по себе, но в общем контексте не очень уместно смотрится. Вообще, повествование кажется несколько сумбурным. Но в целом безусловно понравилось!
1) Оригинальность: 8
2) Мастерство: 9
3) Яркость образов и обстановки: 9
Итог: 9
Султан Галимзянов 28.05.2009 09:26 Заявить о нарушении
Всё в этом мире относительно. Вот и для героини рассказа события 11 сентября 2001 г. служат не более, чем фоном, несопоставимым по масштабу с её собственными проблемами. Услышать по телевизору, сокрушённо покачать головой – и забыть секунду спустя. Это у них там, в далёком Нью-Йорке… а у нас дела и поважнее есть. Ремонт в уборной, перепутанные ключи. Уютный, комфортный мещанский мирок, и проблемы такие же уютные и комфортные, и даже «ужосы». Домовой, явившийся в полусне в облике добермана? Так и с ним можно найти общий язык. Достаточно уделить ему пол-арбуза – и снова всё будет уютно, комфортно и спокойно…
Оценки:
a) Новизна и оригинальность идеи (ситуации): 6.
b) Мастерство изложения и композиции: 6.
c) Яркость созданных образов и обстановки: 6.
Общая оценка: 6 баллов.
Виталий Слюсарь 26.05.2009 19:51 Заявить о нарушении
Очень изысканный, действительно сюрреалистичный рассказ, легко набросанный, глубокий, читающийся на одном дыхании. В кои-то веки почитал с большим удовольствием опус, в коем, за исключением мелких придирок, не за что зацепиться. Да история собаки выглядит несколько алогичной, чуть не порнографичной, а потому несуразной, в сравнении с предыдущими историями, да и сама героиня подчас поражает... ну да она ж ведь женщина, именно женщине и положено поражать своей чудной логикой. Рассказ вообще как-то разделяется на три части, связанные меж собой тонкой ниткой чувств Марты. И жаль, что держится только на этом, то и дело норовящем оборваться стержне. Вот именно поэтому за идею 2, за остальное по 3, итого 8.
Берендеев Кирилл 24.05.2009 12:01 Заявить о нарушении
Снежана! Поздравляю! Я так за вас рада! :-) Удачи-удачи-удачи!
Юлия Крюкова 19.05.2009 11:49 Заявить о нарушении
Один из немногих рассказов, читая которые я получил удовольствие. Возможно, есть какие-то несуразности, но я их проскочил. Первое и главное, за что хочется похвалить - это стиль. Можно, наверное, и его пошлифовать, например, сделать меньше красивостей, если они в ущерб достоверности описания (пример: «Марта приподняла затылок»), но они - совсем не критичны.
Язык, сюжет/идея, герои: 4+3+3=10
Андрей Делькин 18.05.2009 17:25 Заявить о нарушении
Надеюсь, вдохновения после этого прибавится.
Анастасия Вихоцкая 19.05.2009 10:49 Заявить о нарушении
Рассказ по прочтении оставил два впечатления.
Первое – внешнее: легкой замысловато ажурной конструкции, которая вся состоит из неправильных, изогнутых тонких линий. Не Эйфелева башня – результат инженерного расчета, а почти невесомый нитяной ком – отражение хаоса, царящего в голове героини и восприятии ею внешнего мира.
Второе – внутреннее: попытка следования по проложенным Авторам дорожкам повествования оказывается делом трудным, никак не удается в процессе путешествия уловить логику прокладки пути, предугадать его развилки, отделить главное от второстепенного. Подчас невольно начинаешь задаваться вопросом: а помнит ли сам Автор, что написал минуту назад, ведь читаемое сейчас, в данный момент, либо никак не связано с текстом тремя строками выше, либо напрямую ему противоречит?
Вчитайтесь: «Сентябрь золотом едва прикрыл летнюю зелень. Сухие парковые дорожки. Солнечные зайчики в окнах. Выжженная зноем трава на газонах». Где здесь «едва прикрытая зелень» кроме самого заявления? Сплошь сушь и желтизна, прах и тлен «выжженной зноем травы».
Дальше: «Третий класс Себастьена сразу как-то не задался». Я – читатель – делаю пересчет: 8-9 лет, скорее всего, сын героини. Чуть ниже: «Малыш Себастьен обходился гигантским каштаном у Мартиных окон, справляя мелкую нужду по необходимости». Даже восьмилетний мальчуган не имеет права регулярно мочиться на дерево, да еще под окнами. Может, я ошибся, и речь идет о собаке? Это у них бывает рефлекс «метки территории». Тем более, Себастьена называют «малышом». Девятилетний мальчик – уже довольно взрослый… Еще ниже речь идет о страхе (в прошлом) трехлетнего Себастьена и его «боюсь, боюсь!» Выходит, все-таки человек, коль разговаривает?
Диссонансов в восприятии хватает. Еще первая страница не закончена, а уже не стыкуются двухкомнатная квартира с «длинным кишкообразным коридором» - что за планировка может быть у «двушки», по сколько же метров комнаты? «Упоительный вид из окон» противоречит ненависти к такому жилью – «постылая, чужая».
Сбивают с ритма чтения элементарные, казалось бы предложения: «Как не хотелось Марте собирать едва разложенные после возвращения по полкам вещи, сгребать элементарную посуду, чайник, расталкивать по сумкам необходимые продукты, но выбора, пожалуй, не было. По крайней мере, горячий душ ей обеспечен. А это - исключительный аргумент». Мне трудно понять логический выход на необходимость душа после сбора вещей. Очень трудная, грязная и потная работа? Но сам душ служит «исключительным аргументом». Выходит, чтобы заслужить на него право, нужно позаниматься хоть чем-то, пусть бессмысленным – например, разложить вещи, а потом снова их собрать? Не понимаю…
Мне еще много раз во время чтения пришлось признаться, что я не понимаю мышления и даже элементарных эмоций героини. Она вспоминает «весёлый трепет при разгоне и подъёме самолёта в небеса» и тут же «приступы мутной дурноты, и рвотные пакеты». Она готовится заснуть вдвоем с сыном, «с нежностью разглядывая крохотный сопящий носик, пухлые приоткрытые губки, нежные персиковые щёчки», а через секунду сюсюканье сминается казарменным «Марта автоматом придавила кнопку осветительного прибора». Я еще, хмыкнув, могу отказаться от прямого прочтения предложения (хотя Автор могла бы понять всю неуместность сленгового «автоматом» вместо «автоматически» или «машинально» - создающего гротескный образ женщины, вдавливающего выключатель прикладом автомата), но канцелярит «осветительного прибора»… Лампа это была, торшер, настенное бра, зенитный прожектор, карманный фонарик? Что я должен представить?
Две линии проходят через рассказ: линия «11-го сентября» и линия добермана.
Первая осталась мною непонятой. Нет, все эти фрейдовские ассоциации двух одинаковых ключей и двух башен-близнецов – это указано Автором в лоб, но зачем? Какое отношение имеет четко спланированный и безупречно выполненный террористический акт к хаосу в голове героини рассказа? Некое замещение телевизионным ужасом недостатка ее возможностей справляться с собственными маленькими проблемами? Трусоватое «если уж сильнейшее государство мира оказалось неспособным предотвратить, то с меня и взятки гладки»? Эмоциональная подкачка от созерцания «прямого включения», имеющая аналогии с толпами присутствующих на публичных казнях и аутодафе? Контраст мизерности личной жизни героини с масштабом катастрофы? Не понимаю…
С доберманом же настолько все просто, что не стоило и целый мистический огород городить. Комплекс вины, выползающий из-под пресса сознания в сновидениях – он и есть комплекс. Изуродовать характер собаки вседозволенностью (двухлетний доберман – пес под 75 см в холке): разрешать ему спать в хозяйской постели, кормить клубникой со сливками («Вив Клико» следовало попробовать поить – тоже результаты достигаются быстро), позволять грызть ковры и тапочки – а потом сбагрить охотнику под житье в будке на цепи и кормежку баландой. Удивительно, что «собачий дух» начнет являться по ночам? А я даже не удивляюсь (вспоминая того же Фрейда), почему ночное вторжение собаки столь напоминает попытку изнасилования (облизывание лица, вползание под одеяло у ног, наваливание сверху на грудь) – перечитайте об отношении к псу во время пребывания его в доме.
В заключение столь растянувшейся рецензии могу констатировать, что внимательнейшим образом исследовав все извивы сюжетных ниточек (семья и ребенок, 11-е сентября, доберман), не обнаружил между ними взаимосвязи. По отдельности жизнь Марты можно соотнести либо с катастрофой ВТЦ, либо с собакой. С тем и другим одновременно, найти внутреннюю объединяющую логику – для меня оказалось не под силу. Искусственно все начинает выглядеть, как образ сгорающего «Боинга» во время борьбы с кошмарным псом в постели.
Общая оценка (сюжет-герой-идея): 3+3+1 = 7 баллов
Дмитрий Смоленский 12.05.2009 09:07 Заявить о нарушении
И мне всё же кажется, что вы недопоняли героиню. Умение собраться в сложной ситуации скорее говорит о ней, как человеке, владеющей собой и этой самой ситуацией. Именно так я её себе и представляю – способную на поступки, причём неадекватность поступков именно в умении противостоять любым враждебным натискам, ибо основная масса народонаселения в таких ситуациях пасует, а не от неразберихи и хаоса в черепной коробке.
И если можно, вопрос – в чём заключены «фрейдовские ассоциации». Когда-то в студенчестве я увлекалась «Психоанализом». Хотелось подробнее, если будет возможность, хотя я прекрасно понимаю, что мне и так уделено достаточно внимания. О добермане, думаю, в точку, хотя и без сексуального налёта. Чувство вины куда бы ни пристраивал – не спрячешь, за пазуху не заткнёшь. Вообще, сексуальность, как таковая, меня вовсе не занимает, если не сказать, что она мне вовсе чужда, а потому и удивилась ассоциациям, и даже рассмеялась. Я, вообще, с улыбкой читала вашу рецензию. Она мне пришлась по душе, хотя при втором прочтении я всё-таки поняла, что вы расчихвостили меня почем зря.
Мартина-Снежана Ляшкевич 12.05.2009 12:31 Заявить о нарушении
Да, я из Новосибирска (из того самого северного мегаполиса), у нас весна начинается в мае, а осень - в августе. Лето - два месяца, зима - восемь. Но дело не в том, что я не могу представить жаркое лето и жаркую осень - Вы же не хотите сказать, что мне не дано представить и ночной холод марсианской пустыни, поскольку я там ни разу не был и вряд ли побываю. Дело в том, что если Вы пишете "едва прикрыл" - я представляю себе лишь обозначенное (словом "едва") действие, не завершенное и далекое от завершения.
Ну и так далее, я же не специально прискребался, мне хотелось разобраться, в чем проблема рассказа, написанного грамотно и не без изящества, но не позволяющего поверить в искренность героини и реальность происходящих событий.
А касательно Фрейда - я его упомянул иронически. Мол, все человеческие проблемы лежат в бессознательной сексуальности, сублимирующейся во вссякие отклонения вплоть до тяги к саморазрушению. Вот и сведите одиноко (имею в виду без мужа, мужчины) ночующую женщину, вину перед собакой, общую тревожность и даже страх. На выходе очень даже легко можно получить кошмар, в которой желание понести наказание за давний "грех" и подспудное сексуальное напряжение превращается в опасение быть подвергнутой насилию неким оборотнем, приобретшем облик большой и сильной собаки. Секс-вина-саморазрушение. Я не об Авторе теоретизирую - о героине рассказа. В условиях дефицита информации читатель вынужден ее додумывать, дофантазировать - чем я и занимался.
Удачи!
Дмитрий Смоленский 12.05.2009 13:27 Заявить о нарушении
Хорошо, плотно написано.
Через весь рассказ пунктиром идущее 11 сентября – да, очень хорошо. Привязка, ощущение реальности и в то же время сюрреализма происходящего.
Изложение грамотное, язык уверенный, но не без шероховатостей, вроде розовой красноты (?), полуиспуганного взгляда (?). Впрочем, это так, малозначительные придирки.
Героиня, слава богу, имеет собственные мысли и через них вполне раскрывается. Борьба с доберманом Добой – видима, осязаема.
Но не могу все же сказать – на фоне падения башен какой-то домовой выглядит слишком мелко что ли, несоразмерен он с башнями.
Словно тебе рассказывают про катастрофу с обилием трупов, а ты, охая, тут же думаешь, что машину, поставленную в неположенном месте, могут увезти эвакуатором. Сюрреализм?
Но все же, до раскрытия домовенной природы, рассказ очень меня порадовал.
Хотя, если подумать, и домовой соответствует замыслу автора, просто я рассчитывал по мере прочтения на что-то большее. Каюсь.
Оценки: стиль – 3, герои – 2, сюжет/идея – 2. Итого: 7.
Йовил 10.05.2009 10:34 Заявить о нарушении
Мой сын прочитал ваше «на фоне падения башен какой-то домовой выглядит слишком мелко что ли, несоразмерен он с башнями» и заметил: «Башни далеко, а свои переживания – рукой подать». А в этой связи – целенаправленность эвакуатора, пожалуй, более реальна и болезненна. А ещё, если можно – что вы ожидали, на что рассчитывали? Я имею в виду финал. Видимо, вы себе что-то особенное представили. Возможно, ваши ассоциации более образны, нежели мои. Если это уместно.
Мартина-Снежана Ляшкевич 12.05.2009 13:16 Заявить о нарушении
Я не ожидал, что на фоне трагедийных событий эпизод с домовым станет рядовым в жизни Марты, всего лишь одним из; где ключи, где чаепитие, там и он. Мне хотелось бы (не факт, что я прав) видеть пусть эфемерную, но связь или даже, скажем, корреляцию с происходящим по телевизору в жизни героини. Чтобы трагедия на экране переплеталась бы с ее борьбой, чтобы она и тв-картинка, пусть в разных плоскостях: далеко-близко, свое-чужое, но были бы созвучны.
А так после "собачьего" отрезка накал рассказа спадает и выливается в совершенно бытовую историю. Как-то так.
Йовил 12.05.2009 14:05 Заявить о нарушении
Снежана, не тяжеловат ли Ваш стиль?
Только что увидел Ваш вопрос по поводу моего рассказа "И умрет она под венцом". Ответ послал почтой. Как вы догадались?
С уважением,
Андрей Жмакин.
Андрей Жмакин 2 01.05.2009 02:29 Заявить о нарушении