Рецензии на произведение «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-»

Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Не могу сказать, что до конца понял идею рассказа, но это-то и замечательно. Навскидку предположу, что написано о взаимосвязи. Взаимосвязи больших и малых явлений, мистики и обыденности, своих и чужих забот. К языку претензий нет. Счастливая развязка радует сама по себе, но в общем контексте не очень уместно смотрится. Вообще, повествование кажется несколько сумбурным. Но в целом безусловно понравилось!

1) Оригинальность: 8
2) Мастерство: 9
3) Яркость образов и обстановки: 9

Итог: 9

Султан Галимзянов   28.05.2009 09:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Всё в этом мире относительно. Вот и для героини рассказа события 11 сентября 2001 г. служат не более, чем фоном, несопоставимым по масштабу с её собственными проблемами. Услышать по телевизору, сокрушённо покачать головой – и забыть секунду спустя. Это у них там, в далёком Нью-Йорке… а у нас дела и поважнее есть. Ремонт в уборной, перепутанные ключи. Уютный, комфортный мещанский мирок, и проблемы такие же уютные и комфортные, и даже «ужосы». Домовой, явившийся в полусне в облике добермана? Так и с ним можно найти общий язык. Достаточно уделить ему пол-арбуза – и снова всё будет уютно, комфортно и спокойно…
Оценки:
a) Новизна и оригинальность идеи (ситуации): 6.
b) Мастерство изложения и композиции: 6.
c) Яркость созданных образов и обстановки: 6.
Общая оценка: 6 баллов.

Виталий Слюсарь   26.05.2009 19:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Очень изысканный, действительно сюрреалистичный рассказ, легко набросанный, глубокий, читающийся на одном дыхании. В кои-то веки почитал с большим удовольствием опус, в коем, за исключением мелких придирок, не за что зацепиться. Да история собаки выглядит несколько алогичной, чуть не порнографичной, а потому несуразной, в сравнении с предыдущими историями, да и сама героиня подчас поражает... ну да она ж ведь женщина, именно женщине и положено поражать своей чудной логикой. Рассказ вообще как-то разделяется на три части, связанные меж собой тонкой ниткой чувств Марты. И жаль, что держится только на этом, то и дело норовящем оборваться стержне. Вот именно поэтому за идею 2, за остальное по 3, итого 8.

Берендеев Кирилл   24.05.2009 12:01     Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Снежана! Поздравляю! Я так за вас рада! :-) Удачи-удачи-удачи!

Юлия Крюкова   19.05.2009 11:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Один из немногих рассказов, читая которые я получил удовольствие. Возможно, есть какие-то несуразности, но я их проскочил. Первое и главное, за что хочется похвалить - это стиль. Можно, наверное, и его пошлифовать, например, сделать меньше красивостей, если они в ущерб достоверности описания (пример: «Марта приподняла затылок»), но они - совсем не критичны.

Язык, сюжет/идея, герои: 4+3+3=10

Андрей Делькин   18.05.2009 17:25     Заявить о нарушении
Снежана, поздравляю!
Надеюсь, вдохновения после этого прибавится.

Анастасия Вихоцкая   19.05.2009 10:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Рассказ по прочтении оставил два впечатления.
Первое – внешнее: легкой замысловато ажурной конструкции, которая вся состоит из неправильных, изогнутых тонких линий. Не Эйфелева башня – результат инженерного расчета, а почти невесомый нитяной ком – отражение хаоса, царящего в голове героини и восприятии ею внешнего мира.
Второе – внутреннее: попытка следования по проложенным Авторам дорожкам повествования оказывается делом трудным, никак не удается в процессе путешествия уловить логику прокладки пути, предугадать его развилки, отделить главное от второстепенного. Подчас невольно начинаешь задаваться вопросом: а помнит ли сам Автор, что написал минуту назад, ведь читаемое сейчас, в данный момент, либо никак не связано с текстом тремя строками выше, либо напрямую ему противоречит?

Вчитайтесь: «Сентябрь золотом едва прикрыл летнюю зелень. Сухие парковые дорожки. Солнечные зайчики в окнах. Выжженная зноем трава на газонах». Где здесь «едва прикрытая зелень» кроме самого заявления? Сплошь сушь и желтизна, прах и тлен «выжженной зноем травы».
Дальше: «Третий класс Себастьена сразу как-то не задался». Я – читатель – делаю пересчет: 8-9 лет, скорее всего, сын героини. Чуть ниже: «Малыш Себастьен обходился гигантским каштаном у Мартиных окон, справляя мелкую нужду по необходимости». Даже восьмилетний мальчуган не имеет права регулярно мочиться на дерево, да еще под окнами. Может, я ошибся, и речь идет о собаке? Это у них бывает рефлекс «метки территории». Тем более, Себастьена называют «малышом». Девятилетний мальчик – уже довольно взрослый… Еще ниже речь идет о страхе (в прошлом) трехлетнего Себастьена и его «боюсь, боюсь!» Выходит, все-таки человек, коль разговаривает?
Диссонансов в восприятии хватает. Еще первая страница не закончена, а уже не стыкуются двухкомнатная квартира с «длинным кишкообразным коридором» - что за планировка может быть у «двушки», по сколько же метров комнаты? «Упоительный вид из окон» противоречит ненависти к такому жилью – «постылая, чужая».
Сбивают с ритма чтения элементарные, казалось бы предложения: «Как не хотелось Марте собирать едва разложенные после возвращения по полкам вещи, сгребать элементарную посуду, чайник, расталкивать по сумкам необходимые продукты, но выбора, пожалуй, не было. По крайней мере, горячий душ ей обеспечен. А это - исключительный аргумент». Мне трудно понять логический выход на необходимость душа после сбора вещей. Очень трудная, грязная и потная работа? Но сам душ служит «исключительным аргументом». Выходит, чтобы заслужить на него право, нужно позаниматься хоть чем-то, пусть бессмысленным – например, разложить вещи, а потом снова их собрать? Не понимаю…

Мне еще много раз во время чтения пришлось признаться, что я не понимаю мышления и даже элементарных эмоций героини. Она вспоминает «весёлый трепет при разгоне и подъёме самолёта в небеса» и тут же «приступы мутной дурноты, и рвотные пакеты». Она готовится заснуть вдвоем с сыном, «с нежностью разглядывая крохотный сопящий носик, пухлые приоткрытые губки, нежные персиковые щёчки», а через секунду сюсюканье сминается казарменным «Марта автоматом придавила кнопку осветительного прибора». Я еще, хмыкнув, могу отказаться от прямого прочтения предложения (хотя Автор могла бы понять всю неуместность сленгового «автоматом» вместо «автоматически» или «машинально» - создающего гротескный образ женщины, вдавливающего выключатель прикладом автомата), но канцелярит «осветительного прибора»… Лампа это была, торшер, настенное бра, зенитный прожектор, карманный фонарик? Что я должен представить?

Две линии проходят через рассказ: линия «11-го сентября» и линия добермана.
Первая осталась мною непонятой. Нет, все эти фрейдовские ассоциации двух одинаковых ключей и двух башен-близнецов – это указано Автором в лоб, но зачем? Какое отношение имеет четко спланированный и безупречно выполненный террористический акт к хаосу в голове героини рассказа? Некое замещение телевизионным ужасом недостатка ее возможностей справляться с собственными маленькими проблемами? Трусоватое «если уж сильнейшее государство мира оказалось неспособным предотвратить, то с меня и взятки гладки»? Эмоциональная подкачка от созерцания «прямого включения», имеющая аналогии с толпами присутствующих на публичных казнях и аутодафе? Контраст мизерности личной жизни героини с масштабом катастрофы? Не понимаю…

С доберманом же настолько все просто, что не стоило и целый мистический огород городить. Комплекс вины, выползающий из-под пресса сознания в сновидениях – он и есть комплекс. Изуродовать характер собаки вседозволенностью (двухлетний доберман – пес под 75 см в холке): разрешать ему спать в хозяйской постели, кормить клубникой со сливками («Вив Клико» следовало попробовать поить – тоже результаты достигаются быстро), позволять грызть ковры и тапочки – а потом сбагрить охотнику под житье в будке на цепи и кормежку баландой. Удивительно, что «собачий дух» начнет являться по ночам? А я даже не удивляюсь (вспоминая того же Фрейда), почему ночное вторжение собаки столь напоминает попытку изнасилования (облизывание лица, вползание под одеяло у ног, наваливание сверху на грудь) – перечитайте об отношении к псу во время пребывания его в доме.

В заключение столь растянувшейся рецензии могу констатировать, что внимательнейшим образом исследовав все извивы сюжетных ниточек (семья и ребенок, 11-е сентября, доберман), не обнаружил между ними взаимосвязи. По отдельности жизнь Марты можно соотнести либо с катастрофой ВТЦ, либо с собакой. С тем и другим одновременно, найти внутреннюю объединяющую логику – для меня оказалось не под силу. Искусственно все начинает выглядеть, как образ сгорающего «Боинга» во время борьбы с кошмарным псом в постели.

Общая оценка (сюжет-герой-идея): 3+3+1 = 7 баллов

Дмитрий Смоленский   12.05.2009 09:07     Заявить о нарушении
Не смейтесь, только, Дмитрий… Быть может, вам покажется это алогичным, как и поведение Марты, но я получила большое удовольствие от прочтения вашей рецензии. Как же мне не хватает слова со стороны, чтобы по косточкам, по рёбрышкам. Я не мазохист, просто истосковалась по вниманию, и потому так жду рецензий – единственной возможности поговорить о своих текстах. Потому и отвечаю в надежде диалога. Вы, скорее всего, житель северного мегаполиса, раз плохо представляете себе, как после удушающего августа на юге Украины, трава, поскольку она имеет неглубокую корневую систему, высыхает, приобретая ароматы и желтизну сена, а деревья стоят в зелени до октября. Октябрь у нас один из самых красивых и приятных месяцев. В середине октября наступает бабье лето и тогда листва начинает быстро желтеть. Горожане купаются и загорают, но дыхание осени уже слышится. Сентябрь же отличается от августа лишь более прохладными ночами. Но это, впрочем, всё неважно. Что касается ребёнка, то в безвыходных ситуациях, когда дни напролёт нет возможности побаловать себя элементарными потребностями, некоторые действия допустимы. Марта и сама бы не прочь была бы сбегать))) Как в древнем анекдоте о страусе, который по нужде бегает в Африку, потому что, если прихватит – и не туда побежишь. С душем – аналогично. Неделя без душа – и степень аргумента вырастает до небес (для дамы, по крайней мере))). И уж признаюсь, хоть вы и не одобряете ситуации – обстоятельства вполне реальные, прочувствованные собственной кожей)))) Хотя, чего греха таить, беготня эта от куста к кусту была сродни разведке боем. А что касается самолётных перипетий – здесь единство противоположностей, где плюсы и минусы сплетаются в единый узел, ибо из северных краёв к южным морям «только самолётом можно долететь»: а потому, нравится/не нравится – терпи моя красавица. Так что всего хватало – и приятного, и не очень: 12 часов лётного времени – 12 часов вполне полноценной жизни.
И мне всё же кажется, что вы недопоняли героиню. Умение собраться в сложной ситуации скорее говорит о ней, как человеке, владеющей собой и этой самой ситуацией. Именно так я её себе и представляю – способную на поступки, причём неадекватность поступков именно в умении противостоять любым враждебным натискам, ибо основная масса народонаселения в таких ситуациях пасует, а не от неразберихи и хаоса в черепной коробке.
И если можно, вопрос – в чём заключены «фрейдовские ассоциации». Когда-то в студенчестве я увлекалась «Психоанализом». Хотелось подробнее, если будет возможность, хотя я прекрасно понимаю, что мне и так уделено достаточно внимания. О добермане, думаю, в точку, хотя и без сексуального налёта. Чувство вины куда бы ни пристраивал – не спрячешь, за пазуху не заткнёшь. Вообще, сексуальность, как таковая, меня вовсе не занимает, если не сказать, что она мне вовсе чужда, а потому и удивилась ассоциациям, и даже рассмеялась. Я, вообще, с улыбкой читала вашу рецензию. Она мне пришлась по душе, хотя при втором прочтении я всё-таки поняла, что вы расчихвостили меня почем зря.

Мартина-Снежана Ляшкевич   12.05.2009 12:31   Заявить о нарушении
Да, вот видите, сколько у читателя, даже искренне хотящего разобраться в рассказе, может возникнуть непониманий автора. И ведь простенько все, никаких кафок, джойсов, толстых - достаточно дать основным персонажам неславянские имена, а действие поместить в Украину. У читателя уже в голове уютный французский или южногерманский городок, а Автор мимоходом упоминает о проблеме с туалетами. О том не сказано, об этом не упомянуто, то дало повод истолковать превратно - и нет понимания произведения, прошло оно мимо, не зацепило.
Да, я из Новосибирска (из того самого северного мегаполиса), у нас весна начинается в мае, а осень - в августе. Лето - два месяца, зима - восемь. Но дело не в том, что я не могу представить жаркое лето и жаркую осень - Вы же не хотите сказать, что мне не дано представить и ночной холод марсианской пустыни, поскольку я там ни разу не был и вряд ли побываю. Дело в том, что если Вы пишете "едва прикрыл" - я представляю себе лишь обозначенное (словом "едва") действие, не завершенное и далекое от завершения.
Ну и так далее, я же не специально прискребался, мне хотелось разобраться, в чем проблема рассказа, написанного грамотно и не без изящества, но не позволяющего поверить в искренность героини и реальность происходящих событий.
А касательно Фрейда - я его упомянул иронически. Мол, все человеческие проблемы лежат в бессознательной сексуальности, сублимирующейся во вссякие отклонения вплоть до тяги к саморазрушению. Вот и сведите одиноко (имею в виду без мужа, мужчины) ночующую женщину, вину перед собакой, общую тревожность и даже страх. На выходе очень даже легко можно получить кошмар, в которой желание понести наказание за давний "грех" и подспудное сексуальное напряжение превращается в опасение быть подвергнутой насилию неким оборотнем, приобретшем облик большой и сильной собаки. Секс-вина-саморазрушение. Я не об Авторе теоретизирую - о героине рассказа. В условиях дефицита информации читатель вынужден ее додумывать, дофантазировать - чем я и занимался.
Удачи!

Дмитрий Смоленский   12.05.2009 13:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Хорошо, плотно написано.
Через весь рассказ пунктиром идущее 11 сентября – да, очень хорошо. Привязка, ощущение реальности и в то же время сюрреализма происходящего.
Изложение грамотное, язык уверенный, но не без шероховатостей, вроде розовой красноты (?), полуиспуганного взгляда (?). Впрочем, это так, малозначительные придирки.
Героиня, слава богу, имеет собственные мысли и через них вполне раскрывается. Борьба с доберманом Добой – видима, осязаема.
Но не могу все же сказать – на фоне падения башен какой-то домовой выглядит слишком мелко что ли, несоразмерен он с башнями.
Словно тебе рассказывают про катастрофу с обилием трупов, а ты, охая, тут же думаешь, что машину, поставленную в неположенном месте, могут увезти эвакуатором. Сюрреализм?
Но все же, до раскрытия домовенной природы, рассказ очень меня порадовал.
Хотя, если подумать, и домовой соответствует замыслу автора, просто я рассчитывал по мере прочтения на что-то большее. Каюсь.
Оценки: стиль – 3, герои – 2, сюжет/идея – 2. Итого: 7.

Йовил   10.05.2009 10:34     Заявить о нарушении
Мне показалось, что вы, Йовип, больше разобрались в характере девочки Марты. И это не потому, что вы меня в процентном отношении больше похвалили, нежели поругали. Просто я её оцениваю, как мощный механизм, способный сбить на своём пути любого, кто посягнёт на самое дорогое. Как раз здесь уместна аналогия с ВТЦ. Да - растерялись, да – испугались, но собрались с силой, с волей, с духом – не склонили головы. Особенно те, кто летел над Пенсильванией. А вот Дмитрий видит в этом лишь хаотичность намерения, алогичность поведения. Говоря механизм, я подчёркиваю складность, соразмерность, ясность конструкции. Почему мы отказываем девочке в возможности мыслить здраво, быть страстной в поступках, уметь испытывать сильные чувства – как любовь (к ребёнку), так и ненависть (к нечисти), не прогибаться под натиском традиции (как это сделала Зоечка Павловна, следуя старым обычаям: страх, неизбежность происходящего, скованность воли, отсутствие самой мысли о потенциальной борьбе, т.б. степени её мощности)? Мужские качества, между прочим))). Может быть, потому?
Мой сын прочитал ваше «на фоне падения башен какой-то домовой выглядит слишком мелко что ли, несоразмерен он с башнями» и заметил: «Башни далеко, а свои переживания – рукой подать». А в этой связи – целенаправленность эвакуатора, пожалуй, более реальна и болезненна. А ещё, если можно – что вы ожидали, на что рассчитывали? Я имею в виду финал. Видимо, вы себе что-то особенное представили. Возможно, ваши ассоциации более образны, нежели мои. Если это уместно.

Мартина-Снежана Ляшкевич   12.05.2009 13:16   Заявить о нарушении
Давайте так: чего я не ожидал в конце?
Я не ожидал, что на фоне трагедийных событий эпизод с домовым станет рядовым в жизни Марты, всего лишь одним из; где ключи, где чаепитие, там и он. Мне хотелось бы (не факт, что я прав) видеть пусть эфемерную, но связь или даже, скажем, корреляцию с происходящим по телевизору в жизни героини. Чтобы трагедия на экране переплеталась бы с ее борьбой, чтобы она и тв-картинка, пусть в разных плоскостях: далеко-близко, свое-чужое, но были бы созвучны.
А так после "собачьего" отрезка накал рассказа спадает и выливается в совершенно бытовую историю. Как-то так.

Йовил   12.05.2009 14:05   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снежана Ляшкевич. Surrealisme. -3-» (Клуб Пирамида)

Снежана, не тяжеловат ли Ваш стиль?
Только что увидел Ваш вопрос по поводу моего рассказа "И умрет она под венцом". Ответ послал почтой. Как вы догадались?
С уважением,
Андрей Жмакин.

Андрей Жмакин 2   01.05.2009 02:29     Заявить о нарушении