Рецензии на произведение «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда»

Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

Как не сломалося перо?
Как это вынесла бумага?
Да, закрутили вы хитро,
Но, не понятна вам отвага
И гений русский. Он непостижим
Для низких душ, для крючкотворцев.
Хулою неправедною, злою одержим-
Кропает критик для Родиной торговцев.

Ия Белая   21.01.2022 13:08     Заявить о нарушении
да Ия, для меня непостижимо, почему у Вас сбой размера в последней строке?

а у меня никаких хитростей - только внимательное прочтение стихотворения. Слово "внимательно" - Вам знакомо? Это когда читают и думают над прочитанным.

Попробуйте, и Вы удивитесь:

"О, сколько н(В)ам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг."

:))

Виталий Литвин   21.01.2022 17:32   Заявить о нарушении
Заметили, что слога не хватает?)))

Ия Белая   21.01.2022 18:21   Заявить о нарушении
вот, и Вы заметили тоже. То есть греха некотого крючкотворства Вы не избежали тоже

Виталий Литвин   24.01.2022 13:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

М-да... Пока я только собиралась написать, причём именно под таким заглавием - "В этом стихотворении всё - неправда!" - Вы взяли и написали такую большую и подробную статью! Вы очень во многом, на мой взгляд, правы. Хотя во многом и не точны. И много желчи по отношению к самому Пушкину. И Лермонтову было 22, а не 23, -он родился в октябре 1814. Пушкин и Воронцова. Я не знаю, как переубедить здесь народ, - только чтением стихотворения самого Пушкина "Прозерпина". Мы смотрим на ситуацию в обратной перспективе. Не Пушкин совращал Воронцову, она была заинтересована им, ей льстило его внимание, и в конце концов она дозволила ему лобзать сокровенные красы... А Дон-Жуанский список был списком влюбленностей платонических, а не списком сексуальных побед. И после свадьбы Пушкин действительно переродился: он не изменял жене. У него было православное отношение к браку. И Горчаков не приезжал к нему в Михайловское, это поэт ездил в имение Горчакова - неподалеку (вылетело название). Но разбор лермонтовского стихотворения замечательный! Ужасное стихотворение, которое может нравиться только такой 14-летней дурочке, какой я была тогда, в свои 14! Неправдивое и некрасивое. Надо всё же написать и свою статью об этом. Спасибо вам!

Елена Шувалова   12.01.2022 17:18     Заявить о нарушении
Да, и насчет сродни, которая жаловалась на Пушкина! Это байка из Дневника Пушкина, мистификации одного урода. На самом деле жалобы хозяйки были совсем на другое, на то что я Пушкин уговаривал девушек бросить это ремесло и даже давал им деньги на первое время.

Елена Шувалова   12.01.2022 22:54   Заявить о нарушении
Урод - Михаил Армалинский (Тайный дневник Пушкина). Именно в нём хозяйка и жаловалась, что Пушкин якобы "развращает" её овечек. На самом же деле - он наоборот их наставлял на путь истинный, и это хозяйкам не нравилось.

Елена Шувалова   13.01.2022 12:36   Заявить о нарушении
Виталий, вы сделали столько ошибок, что даже мне за вас стыдно!

Иван Решетовский   13.01.2022 19:07   Заявить о нарушении
Елена!
про Воронцову. Вы предлагаете прочитать Прозерпину, а я Андрей Вознесенский. Вобюлиманс. Да и в Вашей фразе "она дозволила ему лобзать сокровенные красы..." - чтобы "дозволить" одной стороне, надо настойчиво "просить" другой.
но мои претензии не по этому поводу, а по его гениальной эпиграмме про полумилорда - это использование своего гения в грязных целях: мало того, что смутил покой его жены, так и самого на веки-вечные ославил.

"А Дон-Жуанский список был списком влюбленностей платонических, а не списком сексуальных побед" - а "не дети, а выб***ки" - это тоже строго по Платону?

" И после свадьбы Пушкин действительно переродился: он не изменял жене"
я не очень в курсе его жизни, но как же Дарья Федоровна Фикельмон? За несколько месяцев до дуэли... Да и требовать с жены денег на проституток - тоже не говорит о "перерождении"

"Надо всё же написать и свою статью об этом" - надо. Это стихотворение ужасно. М Пушкина, которого этим безобразием поминают, жалко, и Лермонтова, он же его в мусорку отправил, а вот... И детей, которым портят вкус - тоже жалко

Виталий Литвин   14.01.2022 02:10   Заявить о нарушении
"Виталий, вы сделали столько ошибок, что даже мне за вас стыдно!"-

Иван, вот Вы их и перечислите, чтоб и мне стало стыдно и убрал эту статейку, а пока мне стыдно за Вас

Виталий Литвин   14.01.2022 02:12   Заявить о нарушении
В эпиграмме на Воронцова все правда! Почитайте здесь, на Прозе, Сергея Ефимовича Шубина! Насчет вы****ков, Во-первых, не все фразы Пушкина нужно принимать за правду, тем более, в передаче его друзей. Во-вторых, достоверно известно только про двух из них - Павла от Калашниковой и Софье от Воронцовой. А при такой любвеобильности, которую ему приписывают, у него должно быть детей, как у Соломона! Я советую читать Прозерпину, потому что в ней сам Пушкин описывает как между ними все было:"и богиням льстит измена:Прозерпине смертный мил", Вознесенский-это уже вторично! Про Фикельион - это сказка, рассказанная Нащокину, или придуманная им. Ничего подобного не было. Об этом тоже Шубин хорошо пишет.

Елена Шувалова   14.01.2022 07:59   Заявить о нарушении
Про деньги на проституток впервые от вас слышу! Насколько я знаю, деньгами в их семье заведовал Пушкин, а вовсе не Натали а уж про этих девушек откуда вы взяли, тоже из Армалинского?

Елена Шувалова   14.01.2022 08:14   Заявить о нарушении
где это прочитал, не помню, но деньгами в семье заведовала не 30-ий муж, а 20-летняя девушка. Наверное, после его очередного проигрыша в карты. Или после того, как он съездил в Москву, чтобы выкупить из залога алмазы (её матери подарок на свадьбу), а все деньги отдал "другу".

Виталий Литвин   14.01.2022 11:54   Заявить о нарушении
Источники проверять нужно.Не всё, что пишут, правда. Тем более, о Пушкине.

Елена Шувалова   14.01.2022 13:17   Заявить о нарушении
Виталий, в 46 рецензиях вам привели множество примеров Ваших ошибок. Вы - всего лишь быкуете в ответ. Мне это надо?

Иван Решетовский   14.01.2022 13:47   Заявить о нарушении
Иван, это тоже голословно.
пример! из тех 46 рецензий, где есть замечание, а вместо конкретного ответа - "быкование".

или Вы называете этим словом то, что у поэта свинец был не "в груди", а таки в кишках?
мне за Вас по-прежнему стыдно

Виталий Литвин   14.01.2022 18:35   Заявить о нарушении
Свинец в груди - тяжелое гнетущее состояние. Один... значит, гений один, а вокруг бенедиктовы и Булгарин, и вся романовская сволочь травит и травит... Не хочу я очевидные вещи объяснять!

Иван Решетовский   14.01.2022 22:12   Заявить о нарушении
Насчет гения согласна с вами: Пушкин ведь и писал:"ты царь: живи один", но насчет свинца все же хотелось бы точности, а не красивой аллегории! Если пуля попала в бедро, то так и надо писать, а иначе это неуважение к Пушкину и его последним страданиям.

Елена Шувалова   15.01.2022 08:27   Заявить о нарушении
Духовные страдания несопоставимо важнее физических.

Иван Решетовский   15.01.2022 11:23   Заявить о нарушении
Иван, то есть Вы считаете, что "свинец в груди" - это метафора. Но есть простое правило: образ метафоры не должен противоречить реальности. Например "холодный как холодильник" - это просто плохая метафора, а "горячий снег" уже вызывает диссонанс и требует объяснения - на что и ушел текст романа у Бондарева.
Эти слова у человека, знакомого с широко известными фактами той истории, вызывают настороженность, которая тут же укрепляется следующей фразой: "и жаждой мести" - Пушкин простил - понимаете: официально простил Дантеса!

А следом он перевирает сюжет "Евгения Онегина", а финал подобных "метафор":

"Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд..."

Как вот эти строки должны были восприять те, которые провели с Пушкиным его последние мгновения, чей шепот он мог слышать, его друг - Даль, его первый учитель - Жуковский, его издатель - Плетнёв? - Как метафору? Хотел бы я посмотреть на Вас, если бы Вы попали на их место.


Виталий Литвин   15.01.2022 11:44   Заявить о нарушении
порой физические затмевают всё! и по отношению к Пушкину это нечестно, писать о каких-то духовных страданиях, бывших в прошлом и которые уже разрешились дуэлью,когда сейчас он страдает физически. И для меня запредельная странность в том, что Лермонтов смог написать "Погиб поэт", - когда Пушкин ещё был жив!

Елена Шувалова   15.01.2022 11:45   Заявить о нарушении
Да ,согласна с автором. Хотя относительно так называемых "друзей" поэта не заблуждаюсь! И у меня большой вопрос к ним всем: почему ему не дали опиум сразу, как так случилось, что он страдал всю ночь, и так отчаянно, что решил застрелиться? Почему в эту ночь с ним никто не дежурил, куда они все подевались?! По чьей указке они все действовали? Царя? Какие они друзья после этого! Конечно, "коварный шепот насмешливый невежд" - это к ним относиться не может! Кем-кем, а невеждой того же Жуковского никак не назовешь, да и коварства в нём не было. Но была, тем не менее, послушность царю, которая граничит с коварством. Вообще во всём этом ещё разбираться не один век, видимо!

Елена Шувалова   15.01.2022 11:50   Заявить о нарушении
Никто из этих друзей даже не назвал Пушкина при его жизни гением. Так, мол, подражатель Байрона, хотя и даровитый...
Кстати, дуэль ничего не разрешила, зря вы говорите. А Литвин вообще приписал Лермонтову, что он был плохой пионер и педагогов пушкинских не уважил. Смешно!

Иван Решетовский   15.01.2022 13:49   Заявить о нарушении
Елена,
"для меня запредельная странность в том, что Лермонтов смог написать "Погиб поэт", - когда Пушкин ещё был жив! "
Когда он это писал, он думал не о А.С.Пушкине, а о представлял, как идеальный поэт (то есть он сам) должен "прощаться с миром".

Иван,
вот Ваша реплика - и есть типичное "быкование", то есть попытка эмоциональным давлением - высокомерием, пренебрежением, подавить оппонента. И тем самым попытаться скрыть факт, что нормальных аргументов у Вас нет.

И чего мне всё время стыдно за Вас?

Виталий Литвин   16.01.2022 13:58   Заявить о нарушении
Да, Лермонтов вообще о Пушкине не думал, он и написал, что это стихотворение о смерти Поэта, а не Пушкина. Не любил он его, как и себя, как и никого.

Елена Шувалова   16.01.2022 14:49   Заявить о нарушении
Лермонтов самый настоящий гений. После контрреволюции 1992 года, кстати, первыми были переименованы станция метро Лермонтовская в столице, несколько улиц в разных городах. Такую же ненависть к гению я читаю в строках Литвина, а иногда и Шуваловой.

Иван Решетовский   16.01.2022 19:25   Заявить о нарушении
" После контрреволюции 1992 года," -
ах, вон оно что... а я-то о разумном, добром, вечном пытаюсь говорить

Виталий Литвин   17.01.2022 00:28   Заявить о нарушении
Лермонтов не был гением. Гений и зло действо две вещи несовместные. Лермонтов- ужас нашей литературы. Он перенял и переиначил многие стихи Пушкина, с ангельского на дьявольский, с этим еще надо много разбираться.

Елена Шувалова   17.01.2022 11:38   Заявить о нарушении
Ни хрена вы в литературе не сечете. Пасите гусей!

Иван Решетовский   17.01.2022 12:39   Заявить о нарушении
Иван, пожалуйста, идите сечь гусей к себе. Дальнейшие Ваши реплики я буду удалять - раз Вам самому не стыдно.

Елена, демонизм Лермонтова несомненен, но требует не бездоказательной реплики, а статьи.
Напишите!
:)

Виталий Литвин   17.01.2022 13:33   Заявить о нарушении
Я готовлюсь. Пока не готова.

Елена Шувалова   18.01.2022 12:21   Заявить о нарушении
Я пока написала на Дзене:
Елена Шувалова   18.01.2022 16:02   Заявить о нарушении
Дзен. Тайна Пушкина. Конёк-Горбунок. Проза нивелирует ссылки.

Елена Шувалова   18.01.2022 16:03   Заявить о нарушении
спасибо, прочитал. интересно и во многом действительно совпадает с моими наблюдениями.
впрочем, если оно так и есть, то как еще про это сказать?
:)

Виталий Литвин   19.01.2022 01:59   Заявить о нарушении
Спасибо. Рада, что не у меня одной это чувство неправды в этих стихах. А возникло оно не так давно, лет 8 назад, когда стала пристально заниматься Пушкиным. А в 14-15, конечно, больше любила Лермонтова, и считала это стихотворение замечательным!

Елена Шувалова   19.01.2022 16:51   Заявить о нарушении
Не Тайный дневник Пушкина, а Тайные записки Пушкина 1836-1837 годов. Не зря же эта книга издана в 25 странах.
Здесь подробности
http://www.mipco.com/SJAd.html

Сокале   23.01.2022 17:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

Прекрасная статья. Я обожаю Лермонтова, считаю его лучше Пушкина. Но данное произведение просто позорище. Длинное и бессмысленное. Благодарю за прекрасный подробный анализ.

Таня Устоева   20.03.2021 23:27     Заявить о нарушении
Спасибо, Таня.
На уровне Пушкин-Лермонтов расставлять по ранжиру не совсем корректно. Скорее, кто-то ближе, кто-то чуть отстранённее...

Эх, если бы Лермонтов дожил хотя бы до Пушкинских 37...

Виталий Литвин   20.03.2021 23:57   Заявить о нарушении
Спасибо за интересный разбор. С логической точки зрения вы правы, неудачный текст.

Николай Александрович Карпов   12.03.2023 12:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

Вы - гад.Благодаря вам сейчас отрицается все и вся.

Марина Караваева Неженцева   03.05.2020 10:01     Заявить о нарушении
"Вы - гад" -
то есть змей старый и мудрый? - нет я кот, старый и ободранный

"Благодаря вам" -
словцо "благодаря" содержит в себе "дарение блага". Так что если Вы хотели меня поругать, лучше использовать предлог "из-за"

и вовсе не "все", и совсем не "вся", а лишь эти "непозволительные стихи"...

Да Вы сами только поставьте себя на место Жуковского, прочитавшего "отравлены его последние мгновенья коварным шепотом насмешливых невежд"...
"-Это я, что ли, с Плетневым коварно шептался у его смертного ложа?!" -
Тут, может, за малым другая дуэль не случилась...

это плохое стихотворение, и я, по-моему очень аргументировано, показал, что его не надо учить в школе

Виталий Литвин   05.05.2020 08:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

из всплеска эмоций поэта наварить столько лапши, Вам - три звезды Мишлен
А.Б.

Адепт Боткин   17.07.2019 11:07     Заявить о нарушении
Вы говорите "всплеск", я говорю "путанные строки", Белинский говорит "нравственное опьянение", а детей этот лепет - уже как бы не столетие! -заставляют затверживать наизусть

о звездах Мишлена знаю только из телесериала Кухня. Так там, вроде, за одну главный повар был готов душу заложить. А Вы мне сразу три?

Виталий Литвин   17.07.2019 12:57   Заявить о нарушении
наша школа тот же доширак, а звезды за Ваш рецепт варки))
А.Б.

Адепт Боткин   17.07.2019 13:16   Заявить о нарушении
понял.
наверное надо бы добавить, что тогда я в прострации, в рассеянном экстазе и блуждающей эфтаназии, да я даже не знаю, как эти слова пишутся
но я - там

Виталий Литвин   18.07.2019 17:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

О Лермонтове писали В.Г Белинский,Александр Герцен, Иван Тургенев, Ф.М.Достоевский, В .Сологуб, А. Ахматова и наконец -В.Литвин. Всем рекомендую почитать мнение вышеперечисленных великих авторов, а вот Литвина- читать не стоит, жизнь коротка и не надо ее тратить на пустое, работа Литвина- ниже всякой критики...

Сергей Линецкий   01.02.2019 14:28     Заявить о нарушении
Сергей, так я и начал свою статью с огромной цитаты Белинского. Или Вы ее одолеть не смогли?

"В.Г Белинский,Александр Герцен, Иван Тургенев, Ф.М.Достоевский, В .Сологуб, А. Ахматова и В.Литвин." -
в какой я прекрасной компании!

Виталий Литвин   01.02.2019 15:27   Заявить о нарушении
Согласна с вами Сергей. Спасибо вам.

Марина Караваева Неженцева   03.05.2020 10:02   Заявить о нарушении
Марина, "ниже всякой критики" - это довод который ниже всякой критик, потому что критики - аргументов - не содержит.

Сергею Линецкому честнее было написать, что В.Г Белинский,Александр Герцен, Иван Тургенев, Ф.М.Достоевский, В .Сологуб и А. Ахматова об этом стихотворении не писали, а я (Литвин В.В.) написал, а он(Сергей Линецкий) не нашел ни единого аргумента против, и потому - зол, как собака

ага?

Виталий Литвин   26.05.2020 22:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

Всё не так, как надо...
А от того, что Вы обозначили сразу, "всё один в один характеризует юного "другого Байрона". Байрон впереди, по вашему, Пушкин и Лермонтов есть хилые подражатели. Логика западника, они не раз обозначали своё неприятие русской поэзии.

Что в память Пушкину - это беспорно. Действия царя, отгадка. Стих нравился самодержцу? Почему? В ответе то, что детям в школе говорили, мне, например, другим. Написано поэтом, а у поэтов с древности словообороты значат массу значений. Царь не понимающий в поэзии, понял... Безграмотный французский двор понял, организовал протест поэту, а - ту его, на фронт отправить.
"...С свинцом в груди и жаждой мести..." Про месть понял сыск того времени.
Детишкам и надо знать про мщение, когда больно делают враги.
Речь не об этом, а о ВТОРОМ Пушкине - Лермонтове. Хай подняли тогда завистники, сейчас хают те, кто против всего русского. Это тоже беспорно, шла и идёт информационная война национальностей, наций.
Лермонтов не знал, а была ли... дуэль, всё из слухов, с первых дней организованной мистификации. Поэтому каждая строка "не в бровь, а в глаз"... себе, погиб в Пятигорске и из-за этого стиха. Не было бы его, не разъезжал по "горячим" точкам.
На этом и надо учить детей, образно мыслить, лигике - причины, следствие, результат. Француз Дюма в то время стал самым внимательным учеником, поехал, изучил, стал шикарным романистом, учился у русских Пушкина, Лермонтова.

Владимир Конюков   01.02.2019 12:08     Заявить о нарушении
"Всё не так, как надо..." -
надо кому? Вам? партии и правительству?

" от того, что Вы обозначили сразу, "всё один в один характеризует юного "другого Байрона". " -
ну что Вы? это не я. "другой Байрон" - это выражение про себя самого Лермонтова

"Логика западника, они не раз обозначали своё неприятие русской поэзии." -
угу, ох мне эти западники! Этот учитель Пушкина западник Жуковский, втюхивавший нам западную поэзию, этот любитель порнографического Парни Пушкин, а уж этот Лермонтов!"Не Байрон" А чо тогда переводы то из Байрона, то из Гёте? Да и любовь к Родине у него видишь ли "странная"!
"Стих нравился самодержцу? Почему?" -
Не понял...
Википедия:
...Началом следствия послужила записка от 19 или 20 февраля шефа жандармов А. Х. Бенкендорфа Николаю I о стихотворении «Смерть Поэта»
...Резолюция Николая I: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся ещё другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону»

"..а у поэтов с древности словообороты значат массу значений" -
"значат значения" - это да, это словооборот.
"Безграмотный французский двор понял, организовал протест поэту, а - ту его, на фронт отправить"
"а - ту его" по-русски грамотно пишется так: "ату его!"
( Большой толковый словарь:
АТУ, межд. 1. Охотн. Команда собакам на охоте (преимущественно на зайца): бери, лови, хватай. 2. Устар. Возглас, побуждающий к преследованию, драке и т.п.)

"Детишкам и надо знать про мщение, когда больно делают враги." -
да нетолько... детишкам можно втолковывать и "бей первым!"

"Лермонтов не знал, а была ли... дуэль, всё из слухов" -
Врач, который пользовал Пушкина, был другом Лермонтова, какие уж слухи...

"Француз Дюма в то время стал самым внимательным учеником, поехал, изучил, стал шикарным романистом, учился у русских Пушкина, Лермонтова." -
шикарно!
"Три мушкетера", дата написания - 1844 г
Путешествие Дюма по России - с июля 1858 по март 1859

Виталий Литвин   01.02.2019 15:19   Заявить о нарушении
...Резолюция Николая I: «Приятные стихи, нечего сказать... мы поступим с ним согласно закону»
Будет царь обсуждать с придворными, если его жене всё Лермонтова нравилось. Брат царя вась-вась с родом бабушки Лермонтова.
Как истинный царь вслух сказал, накажу по закону и что? А ничего, под давлением придворных шавок кое как отправил на Кавказ.
Жуковский втюхивал русский язык немецкому двору, который ни бум-бум. Пушкин не только порно читал, участвовал сам в масонских оргиях. В 18 лет не испытать, дальше много не постичь. Даже поздно для его века.
Подражание Байрону, но не второй Байрон, большая разница. Пушкину, Лермонтову подражали иностранные поэты, об этом как - то стесняются писать...
Дюма и Кавказ Пушкина, Лермонтова, не только "Три мушкетёра", несомненно читал весь скандал вокруг поэтов. Попёрся в российскую глубинку из - за них и именно по тропам Пушкина и Лермонтова, когда начался ажиотаж претендентов - гениев на Первого писателя столетия... к концу 50-х.
Всё не так просто, особенно для современных школ, детишки познают увлечения поэтов, смеются...

Владимир Конюков   01.02.2019 16:07   Заявить о нарушении
"Будет царь обсуждать с придворными, если его жене всё Лермонтова нравилось. Брат царя вась-вась с родом бабушки Лермонтова.
Как истинный царь вслух сказал, накажу по закону и что? А ничего, под давлением придворных шавок кое как отправил на Кавказ." -
Вы уж определитесь, что для царя важнее: мнение жены и брата или "придворных шавок"

"Пушкину, Лермонтову подражали иностранные поэты, об этом как - то стесняются писать..." -
ну так не стесняйтесь! Назовите имена этих "иностранных поэтов"!

"начался ажиотаж претендентов - гениев на Первого писателя столетия... к концу 50-х." -
к концу 50-х среди русских претендентов были уже другие - Тургенев, Достоевский

Виталий Литвин   01.02.2019 16:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

Виталий, странно подходить к поэзии с одним аршином.
Да, это стихотворение Лермонтова состоит из одних штампов.
Да, это сплошная дидактика.
Да, в запальчивости своей автор отступает от непредвзятости.
Но именно так некоторые дидактические стихи и пишутся.
Как прокламации. И это целое направление, или стиль.

Хорош он или нет, не будем судить. Он продуктивен.
Продуктивен тем, что автор достигает своей цели.
А если автор достиг своей цели, значит он молодец.
И мы можем находить в его творении массу недостатков, но должны будем признать, что аппликация из штампов Лермонтову удалась.

Любопытно,что и в своём творчестве я нахожу стихи с использованием штампов. Однако не считаю эти стихи плохими. Я думаю, что можно иногда рассматривать штамп, как приём.

Дмитрий Маштаков   01.02.2019 07:40     Заявить о нарушении
Что касается детей, то я считаю,что основам поэзии хорошо бы действительно учить в школе. Но, разумеется, не на этом примере. А это стихотворение пусть знают. Но комментарии у нему требуются.

Дмитрий Маштаков   01.02.2019 07:53   Заявить о нарушении
Что касается школьной программы. К литературным произведениям, включаемым в неё, составители скорее всего относятся как к историко-литературным фактам. В этом смысле стихотворение "На смерть поэта" как раз таким фактом и является. И фактом значительным. Потому его и изучают в школе.

Дмитрий Маштаков   01.02.2019 08:51   Заявить о нарушении
Дмитрий Михайлович, спасибо за отклик.

претензии мои не только к использованию штампов... Их использование - это тоже художественный прием. Блок с ними работал постоянно, от первых своих стихов до последнего стихотворения. И в самых известных стихах у него они почти обязательно присутствуют: "Мы были вместе, помню я.../Ночь волновалась, скрипка пела","Девичий стан, шелками схваченный,/В туманном движется окне", "ледяная рябь канала","исступленно запели смычки", "В последний раз на светлый братский пир / Сзывает варварская лира!"

но Лермонтов здесь... Еще раз, вкраце:
- вместо реального Пушкина рисует придуманного (например, поэт у него обуян "жаждой мести")
- использует стиль, осмеянный самим Пушкиным
- его штампы вызывают комичные ассоциации: "венок терновый", надетый поверх "торжественного венка"
- его метафоры противоречат друг другу: "чуть затаившийся пожар" - "пламенные страсти", "невольник чести" - "рабская пята"
- использует неловкие ("он мучений/Последних вынести не мог") и просто нелепые выражения ("потомки отцов")

ну и второй план стихотворения...
Дантес у него - "заброшен роком", Пушкин - как Ленский, но дуэль Ленского, мы же помним роман Пушкина?- не "добыча ревности глухой", а результат шутки одного и вздорного характера другого. И смерть "милого певца" - это не из-за того, что "его убийца хладнокровно навел удар", а типичное убийство вследствие неосторожного обращения с оружием. Короче, это стихотворение о том, как "судьбы свершился приговор". И во второй части стихотворения автор расшифровывает "приговор": божий суд.

Повторю, думаю, что кто-то подробно растолковал Лермонтову, ЧТО он написал, и шок оказался настолько сильным, что Лермонтов резко изменил манеру писания. А данное стихотворение он перенес в склады заготовок. И как из детского "Я не люблю тебя; страстей..." он выдернул образ в " Расстались мы, но твой портрет", так и из этого он дёрнул "с свинцом в груди" в один из своих шедевров "В полдневный жар в долине Дагестана".

*
"...В этом смысле стихотворение "На смерть поэта" как раз таким фактом и является. И фактом значительным. Потому его и изучают в школе" -
я полагаю не из-за этого. в 30-х годах прошлого века подходил юбилей смерти Пушкина. Партия, правительство и "большой ученый" тов. Сталин озаботились, как это наш набольший гений такой раздолбай? И начали "наводить хрестоматийный глянец". Помните, как оторопела от такого Цветаева? - "Пушкин в роли гувернера?!"
Вот и вспомнили про данный стих, где поэт - не потерпевший в конце своей жизни полное крушение неудачник, а гордый мученик, затравленный аристократами.

А воздействие стихотворения на нас с Вами объясняется давлением эгрегора. Да и помните, как и когда Вы про этот стих узнали? Вам о том, что это шедевр, в 7-ом классе сказала любимая учительница. И заставила выучить его наизусть.

Виталий Литвин   01.02.2019 13:45   Заявить о нарушении
Не могу Вам возразить, я эрудит плохой. Но дело мне представляется так.
Творчество всякого великого поэта, как правило тесно связано с его судьбой. С происходящим с ним в самом житейском плане. Именно поэтому знать биографию поэта нужно для правильного понимания его творчества.
"Смерть поэта" безусловно стала поворотным пунктом в его судьбе.
Во первых, этот стих сделал его известным.
Во вторых, он был отправлен в ссылку, что неким образом изменило и мобилизовало его.
В третьих, верю Вам, возможно произошёл поворот в его отношении к принципам и методам поэзии.
По всем трём показателям - это веха. А то, что эту веху постарались застолбить по политическим соображениям, это естественно. Кто же с этим спорит?

Относительно "художественных достоинств" этой вехи? Разве Вы видели где-то другое? Если клеймят, то непременно штампами. Поскольку штамп, обёрнутый рифмами, воспринимается как несмываемое клеймо. Правда или не правда, никто не разбирается. Раз рифмуется, значит правда. Это наиболее простой и действенный способ. Понятный массам, а не только эстетам.

Дмитрий Маштаков   01.02.2019 14:48   Заявить о нарушении
"Смерть поэта" безусловно стала поворотным пунктом в его судьбе. -
да. у меня об этом вот здесь: "Зато лежишь в густой траве и дремлешь " ( http://proza.ru/2009/05/05/758 )

"Разве Вы видели где-то другое? Если клеймят, то непременно штампами." -
В статье упоминается "К Чаадаеву" Пушкина - тоже романтическое, тоже со штампами стихотворение, но штампы в нем создают гармоничную картину утреннего пробуждения.

Тут дело, я думаю, в окружении Пушкина и Лермонтова: Пушкин читал свои стихи в первую очередь - своим друзьям, тоже поэтам, у которых плеснуть охлаждающей язвости - не задерживалось. А Лермонтов свои - писал в альбомы барышням, которым, чем покрасивше, тем "упоительнее"

Виталий Литвин   01.02.2019 15:52   Заявить о нарушении
я?
м-м-м... в школе Лермонтов был моим любимым поэтом, правда, читал тогда я те стихи, он писал в 15-16 лет, но потом я вырос.

и открыл поздние его стихи уже гораздо позже. а это стихотворение... последнее оно из тех... он написал, ему объяснили, ЧТО он написал, и он сменил манеру письма, помимо прочего перестал вставлять громкие слова, а начал думать о смысле.

в СССР в 30-ые годы"партия и правительство" бандиты-большевика начало лепить благолепие и к 37 году - столетию со дня смерти Пушкина - и из него начали рисовать икону. Вот как на то отреагировала Цветаева:

Бич жандармов, бог студентов,
Желчь мужей, услада жен —
Пушкин — в роли монумента?
Гостя каменного — он,
Скалозубый, нагловзорый
Пушкин — в роли Командора?
Критик — ноя, нытик — вторя:
— Где же пушкинское (взрыд)
Чувство меры? Чувство моря
Позабыли — о гранит
Бьющегося? Тот, соленый
Пушкин — в роли лексикона?
Две ноги свои — погреться —
Вытянувший — и на стол
Вспрыгнувший при Самодержце —
Африканский самовол —
Наших прадедов умора —
Пушкин — в роли гувернера?
Черного не перекрасить
В белого — неисправим!
Недурен российский классик,
Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым!
Пушкин — в роли русопята?
К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин — в роли мавзолея?
Уши лопнули от вопля:
— Перед Пушкиным во фрунт!
А куда девали пекло
Губ, куда девали — бунт
Пушкинский, уст окаянство?
Пушкин — в меру пушкиньянца!
Что вы делаете, карлы,
Этот — голубей олив —
Самый вольный, самый крайний
Лоб — навеки заклеймив
Низостию двуединой
Золота и середины.
Пушкин — тога, Пушкин — схима,
Пушкин — мера, Пушкин — грань...
Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя
Благородное — как брань
Площадную — попугаи.
Пушкин? Очень испугали!
Вот стихотворение "На смерть поэта" в котором Пушкин не "услада жен", а "монумент" они - бандиты необразованнные - в школьную программу и включили.

а как я отношусь к Лермонтову? Ну, почитайте здесь:
http://proza.ru/2009/05/05/758

Виталий Литвин   01.01.2019 10:24   Заявить о нарушении
Прочитал. Спорить с Вами не буду, но не убедили. Фальшивят у Вас строки (подобное я встречал у многих, так называемых лермонтоведов). Не любите Вы Лермонтова-человека.

Александр Владимирович Карпенко   01.01.2019 11:51   Заявить о нарушении
Лермонтова человека - не люблю совсем. этот "человек" свел в могилу гения. гения такой мощи, что и Пушкину, кажется, до не было бы далеко. А ведь он еще и трудоспособнее был потомка арапа.

но абсолютно вздорный характер. мальчик на смерть был забалован бабушкой. "на смерть" - в прямом значении этого термина.

Виталий Литвин   01.01.2019 14:27   Заявить о нарушении
Что и следовало мне доказать. Жаль, что Вы так и не поняли Лермонтова, хоть и пытаетесь разобраться в его поэзии. Ладно. Хватит демагогию разводить..... С Новым годом Вас!

Александр Владимирович Карпенко   01.01.2019 15:08   Заявить о нарушении
Не хотел начинать перед новогодними праздниками. Теперь можно. Так вот. Лермонтов храбрый и достойный офицер. "Бабушкиным сынком" никогда не был. Гениальный поэт, который хотел жить и творить. "Убивать" он себя не собирался.А был подло убит Мартыновым. И характер у него был нормальный, для армейской среды того времени соответствующий. Все они там друг друга подкалывали и т.д. Просто у Лермонтова это получалось с юмором и поэтично.Да, где-то и зло. Но всё в рамках приличия. Тот же Мартынов подшучивал над Лермонтовым и где-то на грани... Видно вы находитесь под впечатлением зашеренных лермонтоведов, которые в деле об убийстве Лермонтова, впервую очередь готовы оправдать или защитить Мартынова. Я таких встречал и называю их "адвокатами дьявола". Эти так называемые лермонтоведы ненавидят его, но кормятся и живут за счёт Лермонтова.

Александр Владимирович Карпенко   11.01.2019 12:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лермонтов - На смерть поэта - там всё неправда» (Виталий Литвин)

Спасибо за интересный анализ.
Я не знала,что "На смерть Поэта" содержит столько лжи.
Мне нравилась защита Пушкина,
сострадание ему.
С теплом

Иветта Дубович Ветка Кофе   27.03.2017 21:27     Заявить о нарушении
"столько лжи" -
слово "ложь" имеет оттенок сознательного введения в заблуждение, когда лгущий знает, что лжет. Думаю, Лермонтов был уверен, что каждое его слово - пламенная правда.
А на деле, почти каждое его строчка в этом стихотворении - штамп. А штампы - лживы...

Виталий Литвин   29.06.2017 09:20   Заявить о нарушении
В строке "И что за диво?.. Издалека..." давайте декламировать, читать, печатать М. Лермонтова по-новому: "И что за напасть?.. Издалека..." «Диво» не подходит по смыслу, а "напасть" - да!

Виктор Гужва 2   07.08.2017 12:53   Заявить о нарушении