Рецензии на произведение «Евреи Азербайджана»

Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Буду еще и еще возвращаться к Вашей статье. Очень интересно.
Когда-то зачитывалась романом Томас Манна "Иосиф и его братья".
Вообще, всю жизнь в литературе интересуюсь "еврейским" вопросом
Даже муж мой иногда подсмеивался надо мной - а сознайся, всё-таки
ты, наверное, еврейка? А сыну очень нравилась и нравится до сих
пор музыка "Хавва-Нагила".... А может быть, и в каком-то колене
-...надцатом я тоже еврейка? сама не знаю...

Алла Растворцева 2   01.02.2017 11:36     Заявить о нарушении
Спасибо вам за отзыв. Еврейский вопрос это не просто вопрос какого-то этноса, это вопрос серьезного пласта истории человечества в контексте связи с Высшим началом.А потому не удивительно, что этот вопрос интересует многих. Еще раз спасибо за комментарий.)

Лейла Сабзали   09.02.2017 13:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Уважаемая Лейла, статья у Вас получилась замечательная. Несмотря на информационную перенасыщенность и глубину проникновения в тему, читается она на одном дыхании. Детективы Акунина просто отдыхают.И ещё, Вы для меня - открытие, неожиданное и очень приятное. Так что в полку ваших поклонников прибыло.:)
С симпатией

Теодор Рехельс   06.12.2013 15:10     Заявить о нарушении
Спасибо Вам. Эта работа - одна из первых моих работ на исторические темы, написана она была давно.С тех пор, занимаясь исследованиями древних цивилизаций, многое поняла и в истории евреев вообще и горских, в частности. Но сюда решила ничего не добавлять, а оставить , как есть. Тем более, что противоречий с тем, что узнала, тут не вижу.

Лейла Сабзали   06.12.2013 22:34   Заявить о нарушении
Я продолжаю с удовольствием знакомится с Вашими публикациями. Обратил внимание на перевод ивритского "шем", как свеча. Специально порылся в словарях, но...:(."шем" - имя,а если оно употребляется с определённым артиклем "ха-шем", то - непроизносимое имя Бога.

Теодор Рехельс   06.12.2013 23:29   Заявить о нарушении
Простите, память подвела :((. У Вас "шам", а не "шем",а так как "шамаш"- постоянно горящий светильник в составе ханукии и Бог солнца в вавилонской и ассирийской мифологии, то и "шам" вроде как бы и на месте.:)

Теодор Рехельс   07.12.2013 09:56   Заявить о нарушении
Честно говоря, мне это слово в данном значении встретилось совершенно случайно, по-моему, в Мидраше. И я тогда отметила про себя, что оно очень схоже и с азербайджанским – «шам». Откуда это сходство, ясно, слово в обоих языках осталось от праязыка, то есть, от древнешумерского. И хоть древнееврейский более близок к аккадскому, тем не менее, в аккадском сохранялось множество слов и понятий из шумерского.
Что же касается – слова «шем», то лично мне думается, что оно, скорее всего, произошло от шумерского – «шем»(шам). В более ранних по времени текстах «шем» - летательный аппарат, а уже в текстах месопотамского периода этим словом называли и любые светящиеся объекты, в том числе и Солнце. Возможно, потому в этой цивилизации бога Утту переименовали в Шамаша? Возможно, и в др. еврейском это слово имело то же значение? Вот, посмотрите: Авину ше-ба-шамаим» - Слово «шемаим» однозначно состоит из двух слов – «маим» (מיים) - вода, и «шам». То есть, «шам-маим». Согласно древним шумерским представлениям, распространившимся и на другие древние цивилизации, небо – верхняя вода, небесный океан. «Шам» же рядом со словом «вода» мог бы означать – «освещенная вода» или «освященная»? Так как в древних воззрениях, свет и святость - значения одного порядка. Вот и получается примерно такое значение: «Отец наш, который в священной верхней воде».

Лейла Сабзали   07.12.2013 21:38   Заявить о нарушении
Наверное так оно и есть или почти так. Кстати,сын Ноя Сим(греч.)- Шем(иврит),а шамаим, может быть и сочетанием шам -там (иврит) + маим (вода).

Теодор Рехельс   07.12.2013 21:51   Заявить о нарушении
А вот и тот текст Да и по-иному прочитывается и имя Сима, которое на др.еврейском звучит так же, -«Шем» (שם). Может был летчиком…?))) А может, святым, иди теперь, разбери. По- другому прочитывается и информация о строителях башни вавилонской, пожелавших, по мнению греческих переводчиков, «сделать себе «имя», посредством которым они собирались достичь небес, узнав намерениях Господа рассеять их по Земле. Имя, то есть, «тоже – «шем». На шумерских таблицах есть рисунки с башенными строениями, полыми внутри, в которых стоят «шем» или «гир». И назывались такие башни – «ка-гир», то есть, «врата гир». А рядом ставился значок – «эш» - огонь. Кстати, оба слова и «гир», и «эш» сохранились в азербайджанском. «Ат-эш» – команда стрелять, а иными словами – «бросай огонь» итд. Гирмяк – заходить, лезть вовнутрь, взять под руку(подлезть под руку)заходить, сделав круг. То есть, зайти, с преодолением препятствий, сопротивления.

Лейла Сабзали   07.12.2013 22:41   Заявить о нарушении
Вот и думается, что строили они скорее всего, "ка-гир" и делали себе шем, чтобы подняться в небеса, а не "имя". И тогда причина гнева Господня становится понятной.

Лейла Сабзали   07.12.2013 22:45   Заявить о нарушении
И на иврите тоже огонь אש (эш).

Теодор Рехельс   07.12.2013 23:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Уважаемая Лейла! Ваше исследование заслуживает самой высокой оценки. Спасибо за доставленное удовольствие. С почтением.
Александр

Александр Айзикович   18.09.2013 19:08     Заявить о нарушении
Спасибо вам большое за отзыв. Рада, что этот опус показался вам интересным.

С уважением

Лейла Сабзали   18.09.2013 23:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

ДОРОГАЯ ЛЕЙЛА! ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ДЕЛО ВЫ СДЕЛАЛИ! ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ТРУД СОЗДАЛИ! СПАСИБО!

Леонид Курохта   27.06.2013 14:15     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое за отзыв. Рада, что текст Вам понравился.

С уважением

Лейла Сабзали   27.06.2013 20:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Лейла, здравствуйте! Мое восхищение Вашим талантом не имеет границ.
Интересно, познавательно, увлекательно. С поклоном

Александр Гринблат   10.09.2012 06:16     Заявить о нарушении
Благодарю Вас. Смутили.

Лейла Сабзали   11.09.2012 00:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Основательное исследование... Как Вы думаете, какие мотивы были у Кира сделать то, что он сделал в отношении иудеев?

Владимир Ус-Ненько   26.07.2012 19:40     Заявить о нарушении
Веление Бога, как и рассказывает эта история, а еще пишется в его эдиктах.

Спасибо!

Лейла Сабзали   26.07.2012 20:42   Заявить о нарушении
Получается, что у Кира тоже Йод Хе Вав Хе - Бог?

Владимир Ус-Ненько   27.07.2012 11:30   Заявить о нарушении
Получается, что Кир - по папе тоже симит, как ни странно. Потому как Элам - надел Сима. А в титулатуре Кира на арамейском читается - " Я - Кир - царь Аншана, сын Камбиза - царя Аншана, внук Шишлиса - царя Аншана итд. с полным перечнем генеалогии. Аншан - столица Элама.

Лейла Сабзали   27.07.2012 12:22   Заявить о нарушении
А чтобы не возникло вопроса о маме, предваряю его сразу ответом. По множественным историческим легендам мамой была мидийская царевна - Мандана, дочь царя Астиага(Аждаха). Которая убегом вышла за папу Кира - Камбиза и была проклята за это Астиагом. Так что по этим версиям Кир - полукровка. К тому же, по легендам Астиаг неоднократно покушался на жизнь Куруша(Кира) в детстве,тк наследников у него было, а были лишь дочери, у которых тоже были дочери. И к тому же ему предсказали, что с трона его скинет его внук, рожденный от эламита. Так и вышло.

Лейла Сабзали   27.07.2012 12:31   Заявить о нарушении
И последнее, Кир после всех своих завоеваний так и продолжал жить в Эламе, в юрте. Не сумел жить в роскошных дворцах Экбатаны(столица Мидии). Там же и был похоронен.

Лейла Сабзали   27.07.2012 12:41   Заявить о нарушении
Прочла и поняла, что все же ответа не дала на вопрос. В некоторых вариантах эдиктов есть упоминание о Мардуке(БЕЛ) - главный вавилонский бог. А в более новых переводах упоминаний о нем уже нет. К тому же, войдя в Вавилонию, Кир принес Мардуку, его супруге Царпанит и Набу - жертвы и улучшил храм Мардука, за что был радостно встречен народом Вавилонии. То же самое он делал по всему своему пути, вплоть до Египта, приносил жертвы богам, которым поклонялись в завоеванных им территориях.

Лейла Сабзали   27.07.2012 14:29   Заявить о нарушении
исходя из - "Среди многих неарийцев, которые испытали на себе его подобающую государственному деятелю доброту, были иудеи, которым он разрешил вернуться из вавилонского изгнания и восстановить храм в Иерусалиме. Это один из многих известных великодушных поступков Кира, но он сыграл особую роль в религиозной истории человечества. После этого события иудеи стали с симпатией относиться к персам, а это сделало их более восприимчивыми к влиянию зороастризма. Кир прославлялся «вторым Исаией» (безымянным пророком периода изгнания) как мессия, то есть как тот, кто действует от имени Яхве и по его повелению. «Вот, Отрок Мой, которого я держу за руку» (что представляется собственными словами Яхве)… «[Кир] возвестит народам суд… Не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда» (Исаия 42, 1, 4).
Тот же пророк впервые в иудейской литературе воспевает Яхве в качестве Создателя так, как Ахура-Мазда был воспет Зороастром: «Я Господь (Яхве), который сотворил все… Я создал землю и сотворил на ней человека… Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду… Я, Господь, творю это» (Исаия 44, 24; 45, 8, 12). Сходство с зороастрийскими учениями и писаниями здесь настолько разительно, что эти стихи считаются первыми свидетельствами того сильного влияния, которое зороастризм оказал на иудаизм в период после вавилонского изгнания." http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/Boyis/05.php (Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи).

=========================

Думаю, что Кир был зороастрийцем

Владимир Ус-Ненько   27.07.2012 14:37   Заявить о нарушении
Считается,что вероисповедание Кира - неизвестно. Но, думается, что исходя из той эпохи, он был многобожником. На его родине найден алтарь, где он, якобы, делал свои жертвоприношения. Сегодня зороастрийцы Ирана считают, что это был алтарь огня. Но, точно так же выглядели все древние алтари для "всесожжения" жертвы, приносимой Богу. Так они выглядели и у иудеев. Время возникновения зороастризма тоже точно не установлено. Когда именно он отпочковался в новую религию от предыдущей религии? И заметьте, религии, а не культов. У меня есть на этот счет свои соображения, и если Вам будет интересно :http://www.proza.ru/2010/12/18/1295, то посмотрите.

С Мери Бойс в некоторых местах не согласна. Ее работа это все же взгляд со стороны, а не изнутри. Она- не восточный человек, и многие вещи просто не поняла и не прочувствовала.

Лейла Сабзали   27.07.2012 15:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Лейла-ханум, здравствуйте!С огромным удовольствием прочел Ваш труд "Евреи Азербайджана Горские евреи", многое познал, и то, знал раньше закрепил в памяти.Ведь более тридцати лет жил со многими представилелями этого народа и часто удивлялся "откуда они знают персидский". Прочитав Вашу монументальную работу понял всё.Спасибо вам! С уважением Халиди

Джебраил Халиди   25.03.2012 20:14     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Джебраил муаллим. Благодарю Вас за столь комплиментарный отзыв, смутили. Очень рада, что очерк Вам понравился.

С уважением

Лейла Сабзали   26.03.2012 23:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Очень интересно

Мурат Юсупов   12.01.2012 11:05     Заявить о нарушении
Спасибо.

Лейла Сабзали   12.01.2012 14:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Лейла,большое спасибо Вам за проделанную вами работу.Очень убедительно и познавательно.Прочитал с большим удовольствием,потому-что к моему стыду,ничего не знал о горских евреях.С уважением,Михаил.

Михаил Рубинштейн   27.12.2011 14:07     Заявить о нарушении
И Вам, Михаил, спасибо за отзыв. Рада была оказаться полезной.

С уважением

Лейла Сабзали   28.12.2011 02:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Евреи Азербайджана» (Лейла Сабзали)

Очень интересно- и написано живым языком и изложение интригующее.
Только я бы поправил один момент:"Своей воинственностью потрясшие в IV-V веках два континента – Европу и Азию"- это один материк и в континентальных моделях представляют один континент.Но это чисто формально, не обязательно. Все мною прочитанное- по настоящему актуально и поэтому даже не совсем История. Спасибо

Гогия Тер-Мамедзаде   06.11.2011 17:27     Заявить о нарушении
Спасибо, рада, что понравилось.

Лейла Сабзали   06.11.2011 22:17   Заявить о нарушении