Рецензии на произведение «Хан Абылай, или Послесловие к фильму Кочевник»

Рецензия на «Хан Абылай, или Послесловие к фильму Кочевник» (Кайрат Бегалин)

Интересно читать, тем более, что я родился и вырос в Северном Кзахстане. Желательно по тексту исправить мешанину географических названий на казахском и русском языках. Например: "...Абылай взял города Туркестан, Сайрам и Шымкент. После чего казахская армия подступила к Ташкенту". Городов с названиями Туркестан и Ташкент в то время не было - русские в те места еще не пришли. Правильнее ВЕЗДЕ приводить местные - казахские - названия, а при необходимости в скобках более позднее русское название.
С уважением
Иван Бондарь

Иван Бондарь   24.10.2010 09:00     Заявить о нарушении
Благодарю, Иван!
С замечанием полностью согласен. Но пусть уж теперь всё так останется.

Еще раз благодарю, Кайрат.

Кайрат Бегалин   24.10.2010 12:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хан Абылай, или Послесловие к фильму Кочевник» (Кайрат Бегалин)

Уважаемый г-н Бегалин,

С огромным удовольствием прочел вашу аннотацию к фильму "Кочевник".

Увы, должен с сожалением признать, что история Великой Степи периода 18 века - для меня "tabula rasa". В ближайшее время ознакомлюсь с другими вашими произведениями.

Из аннотации я понял, что смотреть фильм не стоит. Я несколько раз порывался купить его в наших магазинах, но меня отпугнул термин "блокбастер". Во своему опыту знаю, что когда фильм сопровождается подобным комментарием, обычно он не может претендовать на историчность. Тем не менее, неужели он столь плох, что не заслуживает даже просмотра с целью "красочного" ознакомление с казахской историей?

Рустам Ибрагимбеков, действительно, работает не "в том" жанре. Однако, насколько я понял, часть вины лежит также и на сценаристе... вообще, должен заметить, что исторические фильмы часто строятся по принципу "главное - сборы" и это приводит, порой, к плачевным результатам. Даже если создатели движимы лучшими побуждениями, все равно порой получается нечто невообразимое, ибо они часто находятся в плену у стереотипов эпохи.

Так стоит ли смотреть фильм?

С уважением,
Мехти Али.

Мехти Али   24.09.2007 01:44     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мехти!
В таких вещах я плохой советчик, должен признать. Дело вкуса. Сам я этот фильм, конечно же, смотрел и не один раз. Что касается исторической достоверности, я высказал своё мнение. Вот и все.

Гораздо интереснее, по-моему, поставлен фильм "Монгол", снятый Бодровым-старшим без всяких "помех". Недавно смотрел его в кинотеаторе. Советую.

С уважением,

Кайрат Бегалин   24.09.2007 01:54   Заявить о нарушении
Спасибо. Только боюсь: достать его у нас в Баку будет сложно. Разве что заказать через нет.

Сейчас очень поздно, завтра еще вас почитаю :)

До свидания,
Мехти Али.

Мехти Али   24.09.2007 02:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хан Абылай, или Послесловие к фильму Кочевник» (Кайрат Бегалин)

Да, потрепали вас калмыки, а почему про них нынче ничего не слышно?

Борис Красин   24.06.2007 17:16     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Борис!
О, калмыки это сильный народ! Однако следует оговориться и пояснить, что современные калмыки и средневековые джунгары это не одно и то же. Дело в том, что в эпоху Чингисхана предков калмыков именовали кереитами. Позже они стали известны под названием торгауты.
Во второй половине XVI века западномонгольские племена чорос, хошоут, торгаут и дэрбэд вышли из-под подчинения всемонгольского хана, создали «ойротский союз» и стали выбирать своих предводителей – тайши. Уже в начале становления «ойротского союза» внутри него развернулась борьба за власть. Междоусобицы вынудили вождя племени торгаут Хоэ-Эрлог тайши покинуть родину. В 1607-1608 гг. во главе 25 тысяч семей он двинулся на запад и лишь в 30-х годах XVII века тограуты захватили земли междуречья Урала и Волги, вытеснив ногайцев на западный берег Волги, а затем и вовсе – изгнали их за Дон.
Тем временем в западной Монголии Хара-Хула тайши объединил племена шорос, хошоут, дэрбэд и хойт. После его смерти в 1634 году власть перешла к Эрдени Батуру. С благословения тибетского Далай-ламы он был признан правителем ойротов с титулом хунтайджи.
В 1635 году Батур-хунтайджи создал государство Дурбан-Ойрот, которое и вошло в историю под названием Джунгарского ханства. Следует также заметить, что слово "джунгар" означает "левая рука". И так называлось левое крыло войска Чингис-хана.
Что касается фильма «Кочевник», то правильнее будет сказать, что в нем идет речь о нашествии именно джунгар, а не калмыков. Хотя джунгар иногда именуют калмыками, причем не только обыватели, но и сами историки, а это вносит путаницу.
Так вот потомки джунгар, конечно же, существуют. Правда, сегодня они растворились среди казахов, монголов, уйгуров, китайцев и других народов.

С уважением,

Кайрат Бегалин   24.06.2007 22:32   Заявить о нарушении
Кайрат, позвольте вмешаться калмыку.Рецензия -полная путаница,и исторически недостоверная.Соткана из мифов или песен акынов.Джунгары воевали в основном с цинами,китайцами.Казахи попадали под горячую руку,тогда когда нападали на кочевья,ушедших в поход джунгар.И эти поединки..высосаны из пальца(пардон)батыров с такими именами джунгары не знают.И еще.Уход Убаши хана из России.По пути нападали казахи из жуза Нурали и всякий раз были биты Асараем.Поэтому "мстительное" истребление казахами калмыков не получается.И третье.Калмыки-прямые потомки джунгар.Калмыцкое ханство на Волге -это торгауды(кереиты)здесь вы правы и дербеты(часть).А Джунгария-это ойраты(те же дербеты,чоросы,хошуды,хойты.До сих пор они живут в Калмыкии.Академики Бартольд,Конрад считали,что с гибелью Джунгарии(казахи ровным счетом не имеют к этому отношения)"погибла последняя кочевая империя)
Фильм "Кочевник" смешон(почему кочевник?есть более именитые кочевники монголы)Читал историю казахстана...не стыдно вам?Фальсификация в такой серьезной науке,как история-это начало болезни в обществе.В мире возобновляется интерес к джунгаристике.особенно в Китае.И далеко идущие планы.

Степняк   05.01.2011 03:25   Заявить о нарушении
Степняк, интересно, а если бы я не позволил, что бы изменилось?.. :0))
Только как-то незаметно Вы всё это сделали, но с вежливой оговорочкой, типо разрешение спросили... :0))
Но спорить уже поздно, поди найди Вас - страничка пустая... Интересно, а Вы на самом деле калмык?.. :0))

Кайрат Бегалин   07.10.2011 01:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Хан Абылай, или Послесловие к фильму Кочевник» (Кайрат Бегалин)

Немножко потерялась в обилии имен - незнакомых и событий, - но осилила.
Действительно, - Ваш труд абсолютно профессионален, - всегда интересен.
С уважением

Мерче   22.06.2007 00:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Мерче!

Действительно, имен и событий в статье перечислено немало, но это всего лишь сжатый рассказ о малой части того, что происходило и кто принимал участие в почти 200-летней войне между джунарарами и казахами. Работа еще не закончена, надеюсь продолжить её.

Решил поторопиться разместить этот текст на сайте «proza.ru». по той простой причине, что наши дети теперь узнают об истории родного народа не из учебников, а из нашумевшего «блакбастера». В книжных магазинах даже появился одноименный роман Рустама Ибрагимбекова, положенный в основу этого современного мифа.

И можно было бы сделать вид, мол, не все болит, что чешется, если бы на экзаменах, отвечая на вопросы, учащиеся не пересказывали сюжет фильма или романа, которые от начала до конца придуманы его создателями. Почему это происходит? Да по той простой причине, что авторы «Кочевника» сопроводили свой вымысел фразой, будто их фильм и роман построены на (цитирую) «реальных исторических событиях, происходивших на казахских землях в XVIII веке»…

Сегодня всем в Казахстане известно, сколько было потрачено на съемки этого фильма, но еще никто не знает, сколько теперь необходимо, чтобы вместо исторических мифов дать подрастающему поколению достоверные знания. Я решил сделать это совершенно бесплатно.

И узнать Ваше мнение, Мерче, мне было очень важно. Так как Вы сказали главное – что речь в статье идет о незнакомых Вам событиях. Вот. Если уж в самом Казахстане людям уже запудрили мозги, так сказать, то что уж там говорить о тех, кто не живет в нашей стране и об истории казахов не имеет ровным счетом никакого представления…

С уважением,

Кайрат Бегалин   22.06.2007 09:14   Заявить о нарушении
К сказанному следует добавить, что в казахстанских учебниках история казахов излагается не так подробно и доступно. Появление фильма и романа «Кочевник» - наглядный пример того, как этим умело пользуются «шабашники» от культуры.

Кстати, в одном из своих теле-интервью Рустем Ибрагимбеков сказал, дескать, работая над сценарием к фильму, он перечитал массу старинных летописей и еще чего там. Только на поверку вышло, что единственным источником ему служила собственная фантазия.

А эта статья в большей степени адресована школьникам и студентам, чтобы облегчить им работу над рефератами и курсовыми.

С по-клоном,

Отюкенская Чернь   22.06.2007 10:45   Заявить о нарушении