Рецензии на произведение «Династия джучидов и её тайны»

Рецензия на «Династия джучидов и её тайны» (Кайрат Бегалин)

ЕТ: Статья интересная, но где-же династия Джучидов? Наверное это первая часть цикла? Пара вопросов.

"В 1206 году ... На её престол вождь монгольского союза племен хан Темучин взошел под новым титулом — Чингис-хан."
ЕТ: Имя Чингис-хан, как я уже писал в другой рецензии, он получил лет 15 тому назад.
ССМ: § 123. Посоветовались между собою Алтай, Хучар, Сача-беки и все прочие и сказали Темучжину: «Мы решили поставить тебя ханом. Когда же станет у нас ханом Темучжин, вот как будем мы поступить: (стихи)
Так они высказались, такую присягу приняли. Темучжина же нарекли Чингис-хаганом и поставили ханом над собою.

"Подъехав ближе, он увидел перед собой бородатых воинов с чалмами на головах. Их предводителем был хорезмшах Мухаммад."
ЕТ: Откуда сведения о встрече с Мухаммедом в 1216 г.? Насави относит битву в степи к 612 г.х., что соответствует 1215 г. Рашид ад-Дин и Аль-Асир относят её к 615 г.х., т.е. к 1218 г. и связано это было не с меркитами, а с кара-киданями Кучлук-хана.

Евгений Темежников   12.07.2015 19:15     Заявить о нарушении
Не могу спорить с такими авторитетными и уважаемыми авторами средневековья, робею перед аксакалами... Готов признать ошибку, если только нет других авторов... )))

Кайрат Бегалин   31.07.2015 20:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Династия джучидов и её тайны» (Кайрат Бегалин)

Отличный очерк! Браво! В дополнение (это не для ВАС, а для читателей) следует посмотреть---Эренжен Кара-Даван. Чингис-хан и его наследие, ЧИНГИСИАНА. Свод свидетельств современников. ЭКСМО, М., 2009.) С уважением

Александр Багмет   13.09.2014 20:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр!

С искренним уважением,

Кайрат Бегалин   14.09.2014 14:35   Заявить о нарушении
Рахмет, Юлия!

С уважением,

Кайрат Бегалин   14.08.2009 09:26   Заявить о нарушении
А как переводится "Рахмет?"

Юлия Вячеславовна Каплюкова   14.08.2009 11:43   Заявить о нарушении
Благодарю.

Кайрат Бегалин   15.08.2009 19:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «Династия джучидов и её тайны» (Кайрат Бегалин)

Спасибо за статью, Кайрат!
А где же знаменитый ответ Чингисхана Мухамеду: "Ты хотел войны, ты её получишь"? Легенда?
Великие правители... Чингисхан, Тимур, Сталин... Когда исследуешь такие темы, словно погружаешься в что-то сверхестественное.
С уважением, Аркадий

Аркадий Уйманов   13.08.2009 00:32     Заявить о нарушении
Благодарю за отклик, Аркадий!
Да вот в одной статье обо всем не напишешь... Все что могу...

С уважением,

Кайрат Бегалин   14.08.2009 09:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Династия джучидов и её тайны» (Кайрат Бегалин)

Художественного мало, зато познавательно. Сколько все же шло воинов под знаменами Чингиза? 200-300 тысяч, или в 10 раз меньше? Что скажете по этому поводу?

Анжело Айс   08.07.2008 13:23     Заявить о нарушении
Благодарю, Анжело!
В письменных источниках существуют смутные упоминания о численности войска Чингис-хана. Это обстоятельство дает некое основание современным исследователям для смелых, порой сенсационных заявлений. Лишь с недавнего времени ученые начали задаваться резонными вопросами, правда, сейчас их больше интересует, чем питались монгольские лошади. О всадниках они еще не думают :-))
О численности армии Чингис-хана позволяют судить сведения средневекового автора Рашид ад-Дина. (Он был современником событий той эпохи, поэтому его сведения заслуживают доверия.) Рашид ад-Дина сообщает, что, когда Монгольская империя находилась в самом расцвете своего могущества, Потрясатель Вселенной разделил своё войско между близкими родственниками и верными соратниками. Рашид ад-Дин приводит цифры, так что подсчитать несложно.

С уважением,

Кайрат Бегалин   08.07.2008 15:55   Заявить о нарушении
По поводу кормежки лошадей. Чингиз шел с проводниками, которые хорошо знали, когда в странах, через которые они шли, созревает свежая трава. Маршрут был составлен так, что волна всадников всегда прибывала туда, когда трава поднималась. И еще. Одни брали дань лошадьми и фуражом. Если города платили эту дань, они проходили мимо. Так было и на Руси. Рязанцы отказались, и были вырезаны.

Анжело Айс   09.07.2008 11:43   Заявить о нарушении
«Были вырезаны» на поле битвы, но не все. Князь Олег по прозвищу Красный был взят в плен, а потом служил хану Бату. В 1252 году он правил Рязанским княжеством.

Кайрат Бегалин   10.07.2008 01:58   Заявить о нарушении
Рецензия на «Династия джучидов и её тайны» (Кайрат Бегалин)

Уважаемый Кайрат, я с большим интересом прочел вашу статью, но был несколько разочарован, поскольку, название статьи и содержимое разняться. Наверное, правильное было дать более точное название « Династия чингисидов и её некоторые тайны». Джучиды, это потомки хана Джучи, начиная с его сыновей Орда-Ичен, Батый, Шейбани, у вас же речь идет о чингисидах, то есть о сыновьях Чингиса, хотя и джучиды являются чингисидами. В вашей статье говорится, что Джучи умер от продолжительной болезни, но другие источники утверждают, что он был найден на охоте со сломанным позвоночником. Чингис-хан был политиком лишенным синтементальностей. Испытав ярмо на своей шее, он шел к власти, не взирая ни на что. Был ли Джучи его сыном, мы этого не узнаем,…но то, что Тэмуджин переступил через это, узаконив его, как сына, в целях достижения своей цели, делает ему честь, как политику…Что бы он выиграл, отказавшись от Борте? Больше бы проиграл,…Да и не один Чагатай был недоволен своим старшим братом, как бы то ни было, но пленение Борте отразилось на судьбе Джучи самым негативным образом, даже и после его смерти. Чингис не менял принятых решений и то, что не сделал Джучи с лихвой совершил его сын Батый. Но вы, если я правильно понял, разместили только вводную часть по джуидам? Буду с нетерпением ждать продолжения. С уважением.

Николай Борисов   28.03.2007 19:11     Заявить о нарушении
Вы все поняли так, как поняли, Николай.

С уважением,

Кайрат Бегалин   29.03.2007 10:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «Династия джучидов и её тайны» (Кайрат Бегалин)

Очень познавательная статья. Прочёл с большим интересом. Вспоминается Гумилёв. Буду ждать дальнейших материалов.
Что по-монгольски значит Саба? Или это не монгольское имя?

Михаил Бушинский   22.03.2007 01:21     Заявить о нарушении
Благодарю, Михаил!
В какой связи Вам вспомнился Гумилев, мне не понятно. Впрочем, это не неважно.

Уточню. Монголы – это союз кочевых родов и племен, которые говорили на разных языках и диалектах. Имя Саба встречается у многих народов Великой степи. Что оно означает, сложно сказать. Например, у казахов оно звучит несколько иначе – Сапа.

С уважением,

Кайрат Бегалин   23.03.2007 09:59   Заявить о нарушении
Саба – это большой бурдюк из конской кожи для приготовления и хранения кумыса.
Стыдно не знать таких простых вещей…

Отюкенская Чернь   26.03.2007 02:52   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ. Дело в том, что мой сын назвал моего внука Саба. В Грузии это имя достаточно распространено, но каково его происхождение - монголское или греческое от имени Савва - трудно сказать, так как у нас очень распространены имёна монголского происхождения, такие как Темури, Тенгиз и так далее. Так что у меня личный интерес.
Что касается Гумилёва, то я ничего, кроме него, не читал о монголских династиях и истории степи, поэтому и вспомнил его книги. Если можете посоветовать каких-то авторов, буду признателен, так как история Грузии очень связана с историей степи, с историей тюрков, персов и арабов. Много грузин по происхождению были мамлюками.
С уважением,

Михаил Бушинский

Михаил Бушинский   28.03.2007 01:55   Заявить о нарушении
Слово «сапа» у казахов означает «качество». На другие вопросы Вы сможете найти ответы в Интернете с помощью системы «Поиск».

Рекомендую,

Кайрат Бегалин   28.03.2007 04:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Династия джучидов и её тайны» (Кайрат Бегалин)

Очень интересный материал: грамотный, легкочитаемый, несмотря на его специфику.
С удовольствием с ним познакомился. Появился вопрос, несколько выходящий за рамки вашего материала, и, тем не менее…

Ваше мнение в отношении бытующего утверждения, что вначале Владимир, а затем и Москва возникли как северорусские центры Улуса Джучидов. Об этом, в частности, писал ещё Г. Вернадский в свой работе «Монгольское иго в русской истории».

Александр Попов   21.03.2007 14:03     Заявить о нарушении
а то, что Владимир и Москва возникли до рождения Джучи, не считается?

Виталий Литвин   21.03.2007 17:18   Заявить о нарушении
В контексте с заданным вопросом – не считается. В нём речь идёт не о зарождении и строительстве русской государственности и возникновения названных здесь городов, как таковых. Вопрос связан с созданием в северорусских землях одного из Центров Улуса Джучидов и возникновения в нём столицы изначально во Владимире, а затем в Москве, опять же, по Вернадскому. Насколько новообразование джучидов повлияло на формирование и развитие этих городов и земель в границах этого Центра?

Александр Попов   21.03.2007 22:57   Заявить о нарушении
Что касается Вашего вопроса, Александр, то, по-моему, нам долго придется определяться в названиях и понятиях. Ведь, строго говоря, Улус Джучи – это те владения, которые первенец Чингисхана оставил в наследство своим сыновьям. (Сегодня на этой территории расположена Республика Казахстан.)

Правда, в исторических трудах Улусом Джучи иногда именуют так называемую Золотую Орду. Хотя на самом деле Золотая Орда – это всего лишь ставка главы «Золотого рода», который в свою очередь составлял элиту рода Бурджигин. В 1243 году «Золотой род» возглавил хан Бату, кочевавший в междуречье Урала и Волги.

Тот смысл, который я вкладываю в эти исторические названия, отличается от привычного их понимания. Поэтому у меня нет уверенности, что я смогу все правильно объяснить и при этом не ввести Вас в заблуждение.

Тем не менее, скажу, что идеи Вернадского зародились не на голом месте. И вот только один любопытный факт. В 1331 году в Ханбалыке (Пекине) была издана карта Монгольской империи. На ней северо-западная часть владений золотоордынского хана Узбека названа страной «А-ло-ш», а, если верить официальной истории, то в те времена там располагались русские княжества. Только почему-то летописцы Великого хана именуют их одним словом, то есть обобщенно. Или они их не различают? Некоторые «намеки» в поисках ответа на этот вопрос можно обнаружить в дореволюционном издании трудов Карамзина.

Сейчас можно лишь затронуть эту интересную тему, не более. Зато появился повод для размышлений. И мне остается только поблагодарить Вас за это.

С уважением,

Кайрат Бегалин   22.03.2007 01:14   Заявить о нарушении
"Насколько новообразование джучидов повлияло на формирование и развитие этих городов и земель в границах этого Центра? "

Ах в этом смысле... Тогда конечно.
Вне сомнения, что Святая Русь связана с Русью Золотой только одним из слов в названии.

Если бы не нашествие... Скорее всего Русь захватили бы литовцы, и... растворились бы в ней, как булгары в южно-славянском окружении, как русы - в Северо-Восточно-славянском... Но столицей была бы не Москва

Вне сомнения, что если бы не татары(их карательные походы против Твери), то столицей восточно-славянского государства была бы тоже не Москва

Если бы один из Джучидов не принял ислама, то... столица была бы опять же-таки не Москва...

Виталий Литвин   22.03.2007 09:45   Заявить о нарушении
Спасибо, Кайрат, за внимание к моему вопросу. В нём заложен более широкий смысл, того, что изначально им определено. И в первую очередь это история и теория Евразийства, о которой уже упоминавшийся Вернадский писал: «Вся история Евразии есть последовательный ряд попыток создания евразийского государства» (1927).А уже в наше время газета «День» пошла дальше в своём понимании евразийского вопроса: «Мы евразийцы: сохранение союза славян и тюрков, мусульман и православных – суть евразийской идеи» (1992).

При сохранении своих традиций, мы в большей мере всё-таки евразийцы, чем западники. Именно поэтому не прижились сегодня в нашей стране западные идеи либерализма, и отечественные либералы, как таковые. Раскинувшаяся на двух континентах, соединяющая их, но не идентифицирующая себя ни с Европой, ни с Азией, являясь одновременно и Европой и Азией, Россия всё же больше отожествляет себя с востоком, нежели чем с западом. Даже решение Ленина перенести столицу из Петербурга, обращенного Петром I к Западу, в Москву говорит о понимании большевиками евразийского характера советского государства.

Георгий Вернадский предложил «евразийскую» хронологию, положив в основу периодизации отношения между степью и лесом в русской истории. Попытки объединения степи и леса Вернадский кладет в основу русского исторического процесса.

Отвергнув традиционную византийскую модель, евразийцы выбрали в качестве образца монгольскую империю Чингисхана и его потомков — языческую, деспотическую, подчиняющую всех обитателей интересам государства…

Мне было приятно, Кайрат, познакомиться с Вами, с вашими публикациями. С интересом буду следить за новинками на вашей авторской.

Спасибо, Виталий, за ваши дополнения.

С уважением,

Александр Попов   22.03.2007 19:37   Заявить о нарушении
Кстати, Виталий, вы неправильно называете татарами, нападавших на Тверь…

Александр Попов   22.03.2007 19:54   Заявить о нарушении
"вы неправильно называете татарами, нападавших на Тверь…"
а как их называть правильно?

и по стилю, Кайрат, я бы посоветовал поправить первую фразу текста:
"...лишь потомки Джучи дольше других ".
"лишь" и "дольше других"... - либо то, либо другое, а вместе... избыточность несколько режет глаз, например можно: "лишь потомки Джучи долго продержались" или "потомки Джучи дольше других продержались"

С уважением

Виталий Литвин   23.03.2007 08:59   Заявить о нарушении
«А как их правильно называть?»

На Руси пришельцев, как и вашем случае, стали называли «татарами», что с научной точки зрения было не совсем правильно: «татарами» в конце XII века называлось одно из самобытных монголоязычных кочевых племен Центральной Азии. Татары исконно враждовали с собственно монголами и были почти полностью уничтожены Чингисханом. Однако исторически сложилось так, что имя татар пережило сам этот азиатский народ. Его именем не один век обобщенно называли на Руси всю разноплеменную массу кочевников, пришедших сюда когда-то из заволжских степей.

Что касается современных татар, одной из больших и процветающих народностей нашей многонациональной страны, то они, унаследовав имя когда-то жившего древнего народа, в этническом отношении не имеют ничего общего ни с татарами, уничтоженными Чингисханом, ни с татарами, которых, подчинив себе, привел когда-то на Русь Батый.

Александр Попов   23.03.2007 12:51   Заявить о нарушении