Рецензии на произведение «КЛОН»

Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

"...манипуляции с зубом она ощущала прекрасно, а вот пропажу сердца зафиксировала только когда врачина обосновался в нем прочно – без крови не вырвать" - На первый взгляд, следующий же абзац преподносит всё в ином свете - Сашенька подносит доктору своё сердце сама на блюдце, но противоречия вовсе нет, речь идёт именно об утверждении доктора внутри неё в буквальном, не метафоричесом сысле.
Зеркала появляются в тексте не столько для того чтобы подчеркнуть самолюбование доктора, а как предвестники появления клонов, которые тоже являются отражениями доктора.
Скоротечное взросление Сашеньки, которое отметил один из рецензентов неслучайно совпадает со скоротечной беременностью клоном и скоротечностью жизни самих клонов. Заметим, что и во сне Сашеньки доктор вырастает до огромных размеров, что сама героиня в сравнении с ним имеет размер "карликового подвида клона". Таким образом жизнь Сашеньки вместила ещё одну жизнь. Доктор же достиг в исскустве манипуляции своей жизнью невиданных высот - ибо каждый клон является задродышем той жизни, которая могла бы стать его, доктора, а была прожита в миниатюре. И доктор волен внедрить её в чужую, а волен изьять её оттуда оперативным путём.
Есть у клонов и другое обьяснение в феминистическом ключе - подобное рождает подобное или "все мужчины таковы", но не хотелось бы думать, что имелось в виду именно это.

Манера изложения поначалу заставляет морщится, но она сглаживает переход от описания интрижки врача с пациенткой к фантастическим событиям. Кстати, такая манера в разговоре зачастую служит защитной реакцией, призванной скрыть истинные чувства. На какой-то момент можно было предположить , что рассказчицей является главная героиня, может быть, несколько лет спустя. Применение медицинских терминов кажется неоправданным, т.к. повествование ведётся всё же не о докторе, а о девушке и ЕЁ мыслях и переживаниях, а она вряд ли оперирует такими терминами как "подьязычье".

Есть в тексте и подлинные находки - "Доктор не стал откладывать любовь в долгий ящик и поцеловал Сашеньку по-французски сразу же после того, как убедился, что ее пломба на месте" - первый их поцелуй для доктора - он целует не женщину а свою работу , шарит языком у неё во рту - ощупывает , всё ли так?
"В груди у нее было тесно, в голове – пусто, а в душе прочно засело чувство потери. Перед глазами ее стояло существо с пунцовым ртом и маленькими конечностями – голое, беззащитное, нуждающееся в опеке. Как-то доктор будет заботиться о нем?" - вот тут пропадает ирония, спадает защитный кокон. Мог ли возникнуть подобный эффект, не начнись повествование в той нарочито выспренной манере, которая вызывает протест большинства читателей?

koloda http://www.proza.ru:8004/author.html?ringo

Неофициальный Отдел Критики   15.02.2003 07:39     Заявить о нарушении
Спасибо, koloda.

Рада, что не ошиблась в выборе критика:)
Ничто так не греет сердца автора, как качественный аналитический разбор.
Кстати, такой вид критики действительно очень трудоемок. Выявление паралелей и глубинных связей - требуют неоднократного и весьма кропотливого прочтения. Теперь я понимаю, зачем Вам понадобилось время, и очень благодарна за то, что Вы его не пожалели.

Спасибо и за то, что поубавили мой комплекс относительно "выспренной манеры".Вообще, после Вашего анализа текст стал мне нравится гораздо больше:)

Юлия Валеева   15.02.2003 14:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

"И опять отличный рассказ. Слог, стиль, образность... Только одного не понял - при чем здесь клон? Такое впечатление, что к человеку башку, не знаю, кота прикрутили. И за уши вниз подергали - чтоб плотнее села.
Не люблю, когда вдруг кончается жизнь и начинается "литература". Разные уровни.

Очень понравилось, но расстроен, почему-то...

Ваш."


Это я набуцкал вчера, но отправлять не стал. Подумал, Вам наверняка ничего нового не скажу, чего буду зря "настроение пудрить"? (c)Кин-дза-дза.
Сегодня перечитал еще раз, внимательнее, и попытался проанализировать вчерашние ощущения. И вот что я Вам по-поводу всего этого скажу скажу...


"На первый Сашенька явилась полуслепой от пульсирующих прострелов в верхней челюсти. Боль застила взор слезами и мешала разглядеть все достоинства пользующего ее врача. "

"Пунцовые губы доктора и круглый подбородок с ямкой вызвали у нее цепочку ассоциаций, главными звеньями в которой стали румяный пупс из детства, бабкина матрешка и певец Филипп Киркоров"

Великолепный язык. Тут и образность, и глубина, и некая доверительная двусмысленность - отлично!


"Той же ночью Сашеньке приснился сон..."

Абзац про сон надо весь цитировать, он шедевральный. Ни одного лишнего предмета или ненужного действия, точность и психологизм необычайные - поражают. Стихи в прозе!


"Над головой ее тикали ходики. Тикали слишком медленно – до очередного приема..."

И опять удивляюсь, как вы умеете так точно выбрать объект для описания - объект, позволяющей коротко и исчерпывающе выразить мысль.


"...многоопытная Сонюшка, понаблюдав два дня... на третий буднично поставила диагноз: «беременна ты, подруга!». "

ЧУдно! Это все - жизнь. Читаю, и верю каждому Вашему слову.

Но.

Параллельно:

"...вот пропажу сердца зафиксировала только когда врачина обосновался в нем прочно..."
Врачина-вражина.

"Операцию по захвату ее по-провинциальному неискушенного сердечка... "
No comments.

"Доктор не стал откладывать любовь в долгий ящик и поцеловал Сашеньку по-французски сразу же после того, как убедился, что ее пломба на месте. "
Мужчина-агрессор.

"Доктор любил ее искусно и неутомимо..."
...тем не менее.


Я понимаю, что герой и автор - не одно и тоже. Но все эти freud"s slips а) слишком убедительно написаны, в) интересны для выражения, только если существовали как личные переживания, а еще с) чересчур интимны и не совсем здоровы, если представлены без достаточной доли самоиронии. Вот ее-то я у Вас и не нашел. Ни в Клоне, ни тем более в Пельменях. Иронии - сколько угодно, но не самоиронии. У Вас в каждом рассказе сквозит обида, и если чуть-чуть поанализировать их, становится ясным, на что.
Отсюда и была таковой моя предыдущая рецка. Я попытался высказать Вам это немного другими словами, более шутливо и завуалировано. Но Вы попеняли мне, что я прислал инструкцию по варке пельменей...


Теперь собственно по Клону.
Я перестал цитировать Ваши строки дальше, потому что, еще раз, тут кончается жизнь и начинается "литература". А это разные уровни. Если начало я читал и верил каждому слову, то дальше я стал наблюдать искусственные (в смысле, неестественные) логические конструкции, где автор (одно из трех) или хочет сказать что-то гениальное-уму-непостижимое, а потому мне непонятное, или, извиняюсь, стебется над читателем - и опять, так тонко, что я не понимаю, где - или просто беспомощно сводит конец к какому-то только ему понятному смыслу.
Какой вариант предпочесть я не понял, а потому расстроился. И за себя, и за Вас.


Мне очень нравится КАК Вы пишете. Но не очень - о чем. Это порождает в моей душе противоречия и как результат подспудный протест.

Надеюсь, моя рецка окажется Вам в чем-нибудь полезной.

С уважением,

Carapax   13.12.2002 19:43     Заявить о нарушении
Ой, как интересно - на что обида сквозит, Карапакс? Вы знаете, я тоже придеживаюсь мнения, что рассказы - это диагностическая карта автора, только надо суметь ее прочитать.
Каждый видит свое, понятное дело. Но мне интересно, что увидели Вы. Особенно "нездоровое":)))))))

С интересом,

Юлия Валеева   13.12.2002 21:06   Заявить о нарушении
На мужиков.

Carapax   13.12.2002 21:33   Заявить о нарушении
Не, ну это банальная трактовка, Карапакс. Особенно если обобщать "Пельмени" и "Клон". Ну с "Клоном" Вы допустим угадали, тут прототипом врача выступает объект моей полудетской-полуюношеской страсти - тот самый первый блин комом. Несмотря на то, что в сюжете доля вымысла огромна, возможно какие-то грустные эмоции и промелькнули.
"Пельмени" же - абсолютно не "мой" случай - стеб чистой воды. Самоиронии там, понятно, нет, поскольку нет собственно "меня".
Вообще, Вы несколько преувеличиваете эго автора в текстах (это и к Вашему спору с Секвенсором). Например я стараюсь о личном в рассказах не писать. А если и пишу, то в такой зашифрованной форме, что никакой криптограф не расшифрует.Клон - это тот редкий случай, когда я позволила воспоминанию "отрыгнуться". Но и тут доля правды составляет не более 1 процента:)))
Вот. И еще замечу Вашу особенность восприятия. Вы больше на эро-уровне воспринимаете текст, как я посмотрю. Проигнорировали всю фантастическую часть, но расхвалили романтическую. Забавно, но мне как раз более симпатична вторая часть, та самая, где начались "неестественнные" логические конструкции.
Видимо дядюшка Кинг меня крепко испортил:)))

Юлия Валеева   13.12.2002 22:11   Заявить о нарушении
Ну, банальная - не банальная, сказал, как есть. Не буду же я "оригинальничать" - что-то там выдумывать?

Насчет преувеличения.
Когда я говорю, что автор всегда пишет только о себе, это только наш общий друг понимает буквально ;0)
Я же тоже в своих героях собираю и случаи из реальной жизни, и "желательные продолжения", и истории с друзьями и проч. Но в любом случае я к этому как-то отношусь и это отношение воленс-ноленс показываю.
То, что в Пельменях "не Ваш случай", так у меня даже мысли не было и думать об этом. Ваш, не Ваш - какая разница? Отношение-то к герою остается все равно Вашим. А Вы там есть, потому что описание ведется от автора, а не от третьего лица, через которое эту самоиронию Вы могли бы выразить (своим отношением к нему).
Естстественно, что Вы не описываете реальные события, а подменяете их некой идеализированной сценой. Но суть от этого не меняется.

Насчет моего восприятия.
Не совсем уловил, о каком уровне идет речь, но скажу очень люблю фантастику. И фэнтези. Но обчитался ими так, что подхожу теперь исключительно строго (с такой своебразной бритвой Оккама - если можешь изобразить все это в реале, то не поминай миры всуе). Поэтому достаточно мало книг из современных воспринимаю положительно.
Кинга читал пару книг - не лезет.
А романтическая часть мне понравилась как раз своим исключительным реализмом. Я вообще фаталист (дважды-реалист) по натуре, но это отдельная история.

Carapax   13.12.2002 23:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Это я поправила "фрейдистские оговорки" - надеюсь, случайные

Я первого варианта не читала, но этот меня очень порадовал. Сюжетом и настороением. Хотя некоторые детали кажутся лишними. Например, про зеркала - и так ведь ясно, что доктор очень самовлюбленный.

Если воспринимать рассказ как реалистический, то непонятна краткость реакции героини на необычное происшествие, а затем и на беременность. Хоть бы она пострадала, что ли, писать ли бумагу в милицию, или не украсть ли клона. Хоть бы подумала, что беременности никакой и нет. Обидно немного за народ, за то, что лимитчица - по определению дурочка. При небедной, вроде бы, лексике: начало написано как будто от ее имени.

Если считать рассказ метафорой чего-то, то деталей действительно многовато. И, наверное, лучше бы она простиралась за пределы взаимоотношений, ведь идея о том, что мужики - эгоисты, бабы - дуры, но любят детей, мягко говоря, не слишком новая. Но клонов любит, как мы знаем по практике "Прозы", любой творец, заинтересованный в признании. Вот если бы заставить стоматолога вести себя как человека публичной профессии и для этого не просто делать, но и использовать клонов. Это, конечно, только моя фантазия...
С уважением.

Марина Куновская   26.10.2002 13:31     Заявить о нарушении
Спасибо, за вдумчивую рецензию, Марин. Извините, что отвечаю с некоторым опозданием - неделю была отрублена от Интернета.
Ваша рецензия только укрепила меня в желании этот рассказ основательно переделать. Идея хороша, но недостаточно развита и раскатана - тут есть над чем поработать. И основательно. Может быть я вообще сделаю из "Клона" повестушку. Есть у меня кое-какие мысли:)

С уважением,

Юлия Валеева   02.11.2002 13:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Я первого варианта не читала, но этот меня очень порадовал. Сюжетом и настороением. Хотя некоторые детали кажутся лишними. Например,
про зеркала - и так ведь ясно, что доктор очень самовлюбленный.
Если воспринимать рассказ как реалистический, то непонятна краткость реакции героини на необычное происшествие, а затем и на беременность. Хоть бы она пострадала, что ли, писать ли
бумагу в милицию, или не украсть ли клона. Хоть бы подумала, что беременности никакой и нет. Обидно немного за народ, за то, что лимитчица - по определению дурочка. При том небедной, вроде бы, лексике: начало написано как будто от ее имени.
Если считать рассказ метафорой чего-то, то деталей действительно многовато. И, наверное, лучше бы она простиралась за пределы взаимоотношений, ведь идея о том, что мужики - эгоисты, бабы - дуры, но любят детей, мягко говоря, не слишком новая. Но клонов любит знать, как мы знаем по практике "Прозы", любой творец, заинтересованный в признании. Вот если бы заставить стоматолога вести себя как человека публичной профессии и для этого не просто делать, но и использовать клонов. Это, конечно, только моя фантазия...
С уважением.

Марина Куновская   26.10.2002 13:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Превосходно написано, я наслаждался. Но вот фантазия эта про клона уж слишком контрастна. Торчит как-то в сторону. Вот даже если ЦЕЛИКОМ выбросить про клона - хороший рассказ в классическом стиле.

Но это я любя...

Кстати, я выставил первую часть своего бессмертного классического эссе "Как выйти замуж...". Кстати, это Вы меня "завели" с кастрюлькой! Я сейчас сильно занят и эти 2 часа, что потратил на написание - большая потеря.

Евгений Аркадьевич Куликов   24.09.2002 20:58     Заявить о нарушении
Да ну, что ж там без клона-то останется? И с клоном, конечно, фигня, но без клона будет вообще пустое место.

Пошла смотреть чего Вы там наваяли. Про "кастрюльку":)

Юлия Валеева   25.09.2002 11:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Ну-с, Юлия, приступим... :)))
Что можно сказать? Скажу одно - замечательно. И где вы умудряетесь находить такие сюжетики и такие повороты внезапные? Не подскажете?
Интересный ход с появлением самого клона. Грешным делом было подумал про то, что клон - это сам врач. Ан хвать - нет :)
Но каков хитрец, а? :)
В-общем, как обычно - без вопросов.
С уважением,

Андрей Демин   05.08.2002 13:20     Заявить о нарушении
Привет, Андрей.

Спасибо за приятную рецу. У меня даже живот почти перестал болеть. И настроение подскочило градусов этак на двадцать:)

А сюжетики - известно где. Школа дядюшки :)

С неменьшим уважением,

Юлия Валеева   05.08.2002 14:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Очень легко и в конечном счете оптимистично. И есть еще простор для второй серии, что-нибудь типа ПОБЕГ КЛОНОВ. Может клон захочет потом мамочку увидеть :-).
Хочешь или нет - буду ждать продолжения.

Roland   31.07.2002 19:21     Заявить о нарушении
Спасибо, Роланд!

Что бы вы не говорили, текст этот мне категорически не нравится. Есть соблазн переписать все заново, совсем другим языком. Только желания пока недостает:)

Ну а насчет продолжения... Не поверите, сегодня оно мне как раз и приснилось:) Клоны действительно взбунтовались, почему-то достигли человеческого роста, и ходили строго однобуквенными парами - Юлий и Юрий, Фрол и Фома, Дмитрий и Данила.

Ну а буду ли все это записывать-переписывать, не знаю. Возможно:)

Юлия Валеева   01.08.2002 07:56   Заявить о нарушении
Рожденного нет смысла переделывать. Какой получился, пусть таким и будет. Некоторым он даже очень нравится.
Меня вот мучает вопрос - клоны тоже будут стоматологами или найдут себе занятие поинтересней?

Roland   01.08.2002 10:19   Заявить о нарушении
:)))
Знаете, весь мой сон они проторчали в театре. Если сну верить, вероятнее всего их ждет участь стоматологов-театралов :)

Юлия Валеева   01.08.2002 10:47   Заявить о нарушении
Да, кстати, а начало я все-таки сейчас не утерпела и переписала. А то было вообще вопиюще-тягомотное.

Юлия Валеева   01.08.2002 10:50   Заявить о нарушении
А я уже подружился с первым вариантом. Там тягостное начало закончилось оптимизмом и верой в будущее.
А может клонам стоит поскучать за мамочкой? Они столько могут натворить... Вообще тема тут богатая.
Пишите еще :-)
Ждемс...

Roland   01.08.2002 19:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Юлечка! Проверьте свою почту, если там нет от меня послания, сообщите мне, пожалуйста. С ув.

Ирина Пуля   29.07.2002 18:05     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ира!
Не беспокойтесь, письмо нашла(да еще какое:)))
Ответ напишу сегодня, как только разберусь со срочной работой. Наверное получится ближе к вечеру.
С уважением,

Юлия Валеева   30.07.2002 07:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Сашенька, Сонечка, Вера Павловна, что-т я расчувствовалась в своих притязаниях...

и, облизнув зарастающую лунку из-под зуба, впервые не ощутила печали.........

Елена Пикунова   23.07.2002 16:51     Заявить о нарушении
Ох, Еленушка:), загадочная вы девушка... И рецензия у вас такая же:)))

Юлия Валеева   23.07.2002 17:14   Заявить о нарушении
какая есть, Юлечка, какая есть.....

Елена Пикунова   23.07.2002 20:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «КЛОН» (Юлия Валеева)

Мне, как всегда, захотелось воспринять текст символически. И, кажется, получилось.

Мы видим мужика, самодовольно находящего в отношениях с женщиной лишь себя, каждый раз все более поверхностно совершенного, но тем не менее скользящего к обязательной херовой старости (автор подспудно намекает на это разными портретами клонов - юными и не очень), мы видим глупенькую, но по-дрожжевому быстро умнеющую барышню, которая таки поняла, что "главное для женщины - это дети", а не самоксерокопирующиеся в отношениях самцы, мы видим торжество жизни и самый правильный - то есть без видимых причин, зато с прочными ощущениями основательности - оптимизм, который запросто передается желающему читателю.

То есть все, в общем, не так уж плохо: символизм ясен, речь легка (хотя и да - несколько излишне блудлива, как если бы рассказ взялся писать сверхироничный журналист-музыковед(?)-критик, сжимаемый смыслом и несколько отрывающийся на форме), "томления", правда, многовато, однако ведь это мелочь.

Короче: если воспринимать текст как легкую сиволичную басню - весьма ничего, а если же как серьезный рассказ... Впрочем, вряд ли, думается, стоит так подходить к той вещи, в которую сам автор не очень-то захотел вкладывать особенно большие порции серьезности (иначе бы он написал это все несколько иначе).

Uncle Paddy   23.07.2002 12:10     Заявить о нарушении
Привет, Максим!

Вы меня слегка подбодрили. Рассказ, конечно же, абсолютно несерьезный.

Лирическое отступление: не устаю поражаться насколько точно Вы все схватываете. Это я о портрете героев:). И не устану повторять, что по Вашей персоне давно плачет редакторская должность.

Спасибо,

Юлия Валеева   23.07.2002 12:29   Заявить о нарушении