Евгения Доброва
В 2000–2003 гг. как критик печаталась в «Новом мире», тогда же начала писать прозу. Повесть «Маленький Моцарт», представляющую собой первую часть дилогии «Двойное дно», опубликовал журнал «Кольцо А» в 2007 году; вторая часть, «Розовые дома», увидела свет в 2008 году в «Новом мире» и вошла в шорт-лист Бунинской премии в номинации «Открытие года», а также в шорт-лист Астафьевской премии-2008. Рассказ «Сделай паузу, скушай твикс» отмечен премией журнала «Дети Ра» за 2009 год.
Пьеса «ДетАд» вошла в число победителей молодой драматургии «Любимовка-2010». В 2011 году была поставлена в Москве в театрах «Лица» и «Арт Хаус» (новое название — «Поганка», реж. Гай Малакянц).
Награждена специальным дипломом Пятого Международного Мультимедийного фестиваля «Живое слово» «Выбор «Живого слова» (2010).
Дипломант Х Международного литературного Волошинского конкурса-2012 в номинации журнала «Дружба народов» (рассказ «Распутья», в соавторстве с Зурабом Ртвелиашвили).
Удостоена отличия и награждена ценным призом конкурса переводчиков с польского языка «Словом в слово», проводимого Генеральным консульством Республики Польша в Санкт-Петербурге, за переводы рассказов Войцеха Кучека (2013).
Награждена грамотой Содружества писателей, поэтов и художников Сербии «Горная вилла» с формулировкой «за неоценимый вклад в развитие и сохраниение кириллического письма и сербского языка для православного мира» (2013).
Два полярных мнения о поэзии Добровой, не противоречащие, впрочем, друг другу, принадлежат главным редакторам литературных журналов: «Одно-два-три стихотворения – и, будто ажурным мостиком по-над бездной, ты переходишь то ли в волшебную, то ли в игрушечную страну, где любуются маркизами Бакст и Сомов, где томно пришептывают Николай Агнивцев и молодой Вертинский, где все предметы и явления скучной повседневности изукрашены фольгой, мишурой, рождественской канителью». (Сергей Чупринин, послесловие к книге «Мари-Лиз».); автор – «опытный стилист и понимает, что истинно высокое высоким стилем выразить невозможно. Она сознательно (или бессознательно, в силу таланта) создает негативный лексический фон». (Евгений Степанов, «Футурум АРТ», № 4, 2002.).
О прозе Добровой писал в «Литературной учебе» Сергей Белорусец: «Главных героинь Доброва пишет с себя, повествование ведет от первого лица – таким образом мы видим совпадение героя и автора, столь характерное для литературы наших дней (уже даже изобретен термин «„я“-проза»). И, надо отдать должное, взглянуть на себя со стороны у Добровой получается, и неплохо».
Евгения Свитнева. Мари-Лиз: Стихи, проза. / Послесловие С. Чупринина. – М., 1999; далее – Евгения Доброва: Маленький Моцарт: Повесть. // Кольцо А. – 2007 – № 41; Софья Перовская: Рассказ. // Литературная газета. – 2007 – № 46; Розовые дома: Повесть. // Новый мир. – 2008. – № 3; Мраморное мясо: Рассказы. – М., 2008; Персоны нон грата и грата: Рассказы. – М., 2008; Хмурая девочка: Стихи. // Литературная газета. – 2008. – № 52; От Нила до Ингула: Cтихи. // Дети Ра. – 2009. – № 5; А под ним я голая: Повести. – М., 2009; Под землей тепло: Рассказ. // Праздничная книга [Коллективный сборник]. – М., 2009; Вырезать ромбик из мамина платья: Стихи. // Волга ХХI век. – 2009. – № 9–10; Стихи. // Московский год поэзии [Антология]. – М, 2010; Чай: Стихи. – М., 2010. // Угодья Мальдорора: Роман в новеллах. М., 2010; Стихи. // Антология Григорьевской премии. – СПб., 2011; Локус-вирус [Шестнадцать карт: Коллективный роман. Глава VII]. // Урал. – 2012. – №1; Распутья: Рассказ [в соавторстве с Зурабом Ртвелиашвили]. // Дружба народов. – 2013. – №2.
Лит.: Кедров К. Зима поэзии нашей. // Новые известия. – 2001. – 11 декабря; Надеев C. Игра в куклы // Футурум АРТ. – 2002. – № 2–3; Степанов Е. Евгения Свитнева [Рецензия]. // Футурум АРТ. – 2002. – № 4; Чупринин С. // Новая Россия: Мир литературы. Т. 2 [Свитнева Евгения]. – М., 2002; Белорусец С. Совпадение героя и автора. // Литературная учеба. – 2007. – № 4; Сафронова Е. Как все закольцовано!.. // Кольцо А. – 2008. – № 43; Яйцо пашот для кошки. // Литературная газета. – 2009. – № 1 ; Дьякова Е. Проза пассажиров, проезжающих мимо. // Новая газета. – 2009. – № 2; Давыдов Д. Эффект без кунштюков. // Книжное обозрение. – 2009. – № 6; Воронина О. Евгения Доброва. Мраморное мясо [Рецензия]. // Литературная учеба. – 2009. – март – апрель; Царт М. Мелочи жизни. // Волга – XXI век. – 2009. – № 3–4; Сафронова Е. Евгения Доброва. Персоны нон грата и грата [Рецензия]. // Дети Ра. – 2009. – № 5; Евгения Доброва. А под ним я голая: Повести [Рецензия]. // НГ Ex Libris. – 2009. – № 30; Мельникова М. В ямку бух. // Книжное обозрение. – 2009. – № 35; Сафронова Е. Я-проза и мерило всех вещей. Об игривых героинях и провокационной шутке. // НГ Ex Libris. – 2009. – № 33.
Произведений: 10
Получено рецензий: 19
Написано рецензий: 4
Читателей: 9161
Произведения
- ДетАд - драматургия, 29.07.2010 03:31
- Кусачие рейтузы - рассказы, 02.09.2009 01:29
- Показалось... - рассказы, 01.09.2009 16:34
- Персики - рассказы, 31.08.2009 16:35
- Под землей тепло - рассказы, 19.06.2009 16:37
- Бледная поганка - рассказы, 01.05.2009 20:25
- Помехи в эфире - рассказы, 01.05.2009 20:06
- Софья Перовская - рассказы, 21.06.2008 15:52
- Следы на муке - рассказы, 24.04.2008 17:22
- Маленький Моцарт - повести, 24.04.2008 17:13