Диалог об автопортрете акварелью

Боб Жмуркин
              ***

- Что это у Вас? Альбомный лист, кажется?
- Да. Это акварель.
- Но Вы говорили, что не умеете рисовать.
- Да. Я не нарисовал бы даже черный квадрат.
- А что там рисовать?
- Вот. Это вопрос. Что рисовать, когда рисуешь черный квадрат. Количество вариантов не ограничено. И потому разум неизбежно должен впасть в оцепенение.
- Покажете акварель?
- Покажу. Мне не скрыть.
- Мм.. Это Вы нарисовали, правда?
- Не совсем. Это дух, который во мне. Он нарисовал мой автопортрет.
- Вам не кажется, что это предложение не согласовано? Автопортрет рисует сам художник. Но если это дух, а не Вы - то он может нарисовать только свой автопортрет.. Если, конечно, духи рисуют и умеют рисовать..
- Но он знает меня настолько, что может изнутри меня нарисовать меня, как я себя вижу..
- Сильно сомневаюсь. Но спрошу: говоря "дух", Вы намекаете на демонологию?
- Нет. Скорее нет.
- Но это все-таки что-то сверхъестественное?
- Не могу ответить. Как тут разделить естественное и то, на что Вы намекаете..
- Мне казалось, это Вы намекаете..
- Нет. Дух в данном случае - это просто часть меня. Страдающая.
- Но страдающая часть не может быть отдельным субъектом.
- Не может. Но во время особенно острых страданий, она как бы отделяется от меня, и прорывается куда-то. И я очень сильно осознаю эту "отдельность". Я ведь прекрасно понимаю, что рисовать не умею. И не нарисовал бы в обычном состоянии эту акварель.
- Допустим. Здесь какая-то абстракция. Я вижу темно-зеленое, переходящее в цвет ранней зелени. Справа - насыщенный синий и чуть ниже - какой-то грязноватый голубой цвет. Тревожный. Полоска желтого, напоминающая месяц. А в центре красное. Яркое, но по краям вроде застывающее. Будто пульсирует что-то. Или вулкан готов извергнуться. Вы любите абстрактную живопись?
- Нет, не особенно.
- Тогда что это? Если это автопортрет, то какие черты он отражает? Простите, я не способен тут ничего увидеть.
- Да я и сам.. Но наверно, зеленое - это болото. Где-то глубже, где-то мельче; синее - это небо, полное угроз, - даже когда светлеет; не исключено, что это болото находится на небе..
- Как это? Я думал, болото - это как бы Ваше внутреннее состояние сейчас..
- Не знаю. Болото - это болото. В лесу это даже красиво. Там кувшинки и лилии. Но имелось в виду, что человек вроде бы пытается погрузиться в глубину небес, а погружается в болото, - потому что небеса - ненастоящие.
- Что ж, понятно. А где настоящие небеса?
- А их тут нет на акварели.
- Ясно.
- Желто-золотая полоска - это попытка рассвета, но неудачная.
- Почему неудачная.
- Так ведь солнце утонуло в небесах и погрузилось в болото.
- Осталось спросить про красное.
- А, это соловей.
- Красный?!
- Да. Вам трудно представить мир, в котором на всю вселенную есть один красный соловей?
- Но почему? Что значит этот красный соловей?
- Он немой.
- Он не поет?
- Он испуган настолько, что не может петь.
- Чем испуган?
- Собой и миром.
- Да, но почему красный?
- Цвет страха, а он воплощенный страх. В нем страх всего космоса.
- Но в чем конкретно заключается этот страх.
- Страх утраты.
- Утраты чего.
- Того, что делает тебя тобой.
- А что это?
- Только Вы сами можете ответить на этот вопрос.
- Тогда ответьте Вы: эта акварель, что - супранатуралистическое отчаяние?
- Скажите еще, что это шизофренический ужас.
- В любом случае, это не реализм.
- Ой.. Реализм - какое нереалистичное слово! Но реализм акварели - самый реалистичный реализм.
- Что Вы намерены делать с этой акварелью. Повесите на стену? Поместите куда-нибудь в альбом? Или просто выкинете?
- Нет, не так. Я верну ее духу, который ее нарисовал.
- Как это?
- Ну, помните, как сказано: "возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед"