Заметки мимоходом. 1-29 февраля 2024 года

Виктор Балдоржиев
1 февраля
Взялся за новый заказ. Трудно говорить о каком-то социологическом исследовании, но будет что-то в этом роде…

2 февраля
История средневековых монголов непосредственно связана с местами проживания всех современных монгольских народов Китая, Монголии и России. Особенно эта касается пространства между Большим Хинганом и Хэнтэйским нагорьем, междуречья – Аргуни, Онона, Керулена и других рек, бегущих с гор в степные озёра, откуда образуются другие потоки, уходящие в Амур и океан.
Точка отсчёта истории средневековых монголов – это, прежде всего, берега китайской и российской Аргуни, предгорья Большого Хингана, богатого железом и редкими металлами, где возникла легенда о Кияте и Нукузе, расплавленной железной горе. Большая история монголов берёт начало оттуда. После падения Жужанского каганата они отступили на запад, где образовали Аварский каганат, и восток, где поселились на территории китайского Трехречья, оставшиеся попали под жёсткий контроль тюрков.


После падения тюркского каганата, а потом и уйгурского и киргизского каганатов, монголы стали возвращаться на свои прежние места обитания – на территории древних монгольских государств от Хингана на востоке до Иртыша и Енисея на западе, от Великой Китайской стены на юге до Байкала на севере.
Историки китайской династии Тан в это время называют монголов – Шивэй Монгу, далее Мэнгу, Монгу, Монгули. В это же время появляется устная история монголов, которые хорошо помнят о тюрках и своём бегстве, приходе в Приаргунье, на местность Эргунэ-кун. Возникают легенды и мифы, за которыми прослеживаются реальные события.

История возвышения и завоеваний монголов, несмотря на разные версии, хорошо известна каждому человеку. Споры о месте рождения Чингисхана безосновательны, ибо в новейшую историю человечества со второй половины XIX вмешалась научная политика, в результате чего были пересмотрены все остальные науки, вплоть до географии.
России монголы мира и Чингисхан были не нужны, а потому место его рождения перенесли на территорию Монголии, где сплошные горы и тайга, хотя все данные говорят о степи, среднем течении Онона, возле села Нижний Цасучей Ононского района.
Повторим: история монголов средневековья находится между Большим Хинганом и Хэнтэйским нагорьем, в междуречье Онона, Аргуни и Керулена, под трехсотлетним культурным слоем истории Российской и Цинской империй.
К сожалению, история монголов ещё не изучена самими монголами, что говорит о сильнейшем поражении психики, отвлекшем и продолжающем отвлекать их от реального, самостоятельного, развития, ибо история – это Мать Народа. Отсутствие матери порождает безродных манкуртов, служащих интересам других народов.

3 февраля
Желательно быть не просто Историком, но, прежде всего, антиобскурантом, то есть жёстко выступать против мракобесия, рассеивая злобное невежество и дикость в своей среде. А иначе зачем жить?

4 февраля
Мне всегда интересен ответ на вопрос: как человек может выдавить из себя раба, если весь состоит из раба?

5 февраля
Большие страны, включая Китай, Россию и США находятся в неустойчивом состоянии. Нет пролетариата, нет крестьянства, есть развитые технологии и развитые люди, есть бедные и озлобленные люди, желающие жить, как в богатых странах, есть свободные люди – фрилансеры, которые могут работать как в одиночку, так и организоваться без всяких профсоюзов.
Монголам мира надо развиваться. Интенсивно и ускоренно.

6 февраля
Ленин, конечно, был неправ, утверждая о возможности ускорения теории Маркса на практике, в России. Но он был неправ в своё время. В наше время можно ускорить, что угодно, хотя создатели «мерседеса» так и останутся создателями «мерседеса», а остальные – только подражатели, но они могут создать и нечто своё. При таких-то технологиях…

7 февраля
Буряты, пришедшие на берега Онона Монголии из России, утверждают, что они обладают какими-то древними знаниями об этих местах. По чьему наущению они определяют место рождения Чингисхана? Следуя какой науке, каким доказательствам. До революции их предки жили далеко от Онона, в совершенно других местах и, естественно, не обладали знаниями о месте рождения Чингисхана. Таких знаний не было и у других монгольских народов.

8 февраля
Читаю и смотрю блоги. Иногда в них: какое-то нездоровое желание дикаря рассуждать о международном положении и вопросах развития цивилизации. Нелепый ритуал непрерывной взаимосвязи с любыми знаменитостями.

9 февраля
Думаю о турбазе напротив места рождения Чингисхана. Никак не могут утвердиться. Тут наверное всё просто: место правильное, люди неправильные.

10 февраля
Бурят-монголы всё ещё пытаются писать о Чингисхане и своей истории исподтишка. Это вообще, обо всём движении… После распада Монгольской империи вся история монголов писалась вне контекста монгольского мира и истории. Отчего же они сейчас должны присутствовать там?

11 февраля
В Монголии зреют такие крупные и современные проекты, начиная с умного города на 500 тысяч жителей на месте Каракорума, что ни один citoyen Забайкалья туда никак не вписывается.

12 февраля
Попытаюсь написать о времени своих родителей. Возможно, это было время, когда естественно разговаривал наши отцы, искренне смеялись наши матери, отношения могли быть только честными. Никакими другими они и не могли быть. Как говорится, зачем человеку ум, если есть совесть?

13 февраля
Кстати, Будалан – Потала или Будала… А может быть, вообще - Буудал, то есть - гостиница для путников.

14 февраля
Северо-Восточный Китай, включая и наш Хулун-Буир, называется Дунбэй. Цины ценили природные навыки каждого народа. Землепашцы – землей, воины – войной и т. д. Привычки ханьцев или привычки монголов. Их интересовал культурно-хозяйственный тип населения, то есть идентификатор, классифицирующий людей по мере полезности, независимо от других отличий. Здесь важна смысловая нагрузка для сближения или создания альянсов. Так, например, кочевников маньчжуры приравнивали к себе.

17 февраля
На улице Бадмажабэ, Агинское. Рождённый весной в начала появления первой травы, в лютые морозы он вывозил с колхозниками сено, заболел простейшим аппендицитом, перешедшим в перитонит и умер 2 декабря 1963 года на 58 году своей сложной и суровой жизни, целиком отданной своему народу. Наверное, на название улицы никто не настаивал. Само собой решилось…

18 февраля
В Монголии беда, гибнет не только скот, но и люди. Надо помогать. Каждый бурят и каждая бурятская семья обязаны помочь. Теперь встречаю машины из Монголии, едут закупать в магазины, ищут отруби, комбикорма, овёс, даже молоко. А на границе жёсткие ограничения. Зачем? Наоборот надо пропускать. И – чем больше, тем лучше.

19 февраля
В году 1979 слышал разговор двух стариков-бурят. Один из них, худой и проветренный на северах, говорил второму, полному и рыхлому, видимо, партийному работнику:
- Большевиг;;дэ шэрэм тогоон соогур шилзэ-ялза я;ан болтороо шануул;ан буслуул;ан амитан бишта! (Скорее всего, ты до костей проварен и выварен в идеологических и кипящих котлах большевиков).

20 февраля
Коммунисты-националисты, которые лавировали между партией и народом, ЦК и интересами людей, создали интересную историю. Вот как об этом эпохе написать?

21 февраля
Бальжин-хатан происходила из тумэтского рода юншиебуу – придворных. Оттуда же – Уланхуу – правитель АРВМ.

22 февраля
Учёные Монголии и АРВМ признают, что большинство бурят Монголии записываются как халхи. Для того, чтобы не спугнуть возможный электорат. Но узнаваемы «аялгой», то мотивами речи.

23 февраля
День Советской Армии. Почему-то никакой ностальгии…

24 февраля
Приехал из Агинского. С завтрашнего дня пора браться за заказ. Одолеть 500 страниц текста за три месяца, а то и меньше.

25 февраля
Если долго мучиться, что-нибудь получится. В общем, начал. Теперь не выйду из-за стола до июня. Тем более, что пять дней назад меня случайно обварили кипятком, прямо из чайника. Обварили правую ногу, с внутренней стороны. Залечиваться будет долго. А как быть с голоданием и физкультурой?

26 февраля
Снова гости из Монголии. Ездят от граница до Борзи и Агинского. Наша задача встретить, показать дороги, научить кое-какому общению, организовать ночлег.
Многие семьи опасаются их назойливости. И зря.

27 февраля
Буряты заняты каким-то диким заражением друг друга вымышленной, совершенно бездоказательной информации, активность в этой направлении зашкаливает. В мифах и истории древних народах всё и все имеют свои места, а у нас всюду стоят и скачут совершенно разные чингисханы, джамухи, субэдеи, каждый столбит и долбит свою тему, ничего единого, доказательного. Всё из пальцы – и в народ, который воспринимает только буквы, но совершенно не способен анализировать. Ведь для этого должны быть какие-то знания общечеловеческой истории и культуры. И писать об этом нельзя: заплюют и растопчут. Но так монгольский мир никогда не объединится.
Пора бы создавать упорядоченные книги, начиная с мифов. Работать, как великий Николай Альбертович Кун. Без такой работы – смерть отравленных идеологией бактерий.

28 февраля
Кстати, меня часто спрашивают: почему я живу в Новой Заре, есть же более комфортные места? А зачем они мне, если дыхание и пульс монгольского мира можно непрерывно чувствовать только здесь? Новая Заря – это стык границы Китая, Монголии и России. В этой приграничной степи между границей и рекой Ононом всегда бурлила настоящая монгольская жизнь, отсюда монголы, в основном бурят-монголы, уходили Баргу (Маньчжурию) и Монголию, здесь же советская власть создала в 1925 году безналоговую зону, своеобразный монгольский оффшор – сомон Новая Заря и колхоз, о котором до сих пор поют в бурят-монгольских сомонах Монголии.
Только здесь – последний форпост монголов России, только здесь можно ощутить подлинную историю и преображение монгольского мира и российских бурят-монголов. Гости из Монголии заедут сначала к нам, а мы первыми поедем к ним…
Где же ещё жить монголу, исследователю и мотиватору монголов мира, которому совершенно не нужны никакие творческие, русскоязычные, союзы и редакции, которые он изучил насквозь, а также – все другие институты государства и организации, навеки застрявшие в шаблоне европейской и российской мысли, инфицируя монгольский мир самой разной заразой?

29 февраля
Разделение на «левых» и «правых» – политическая игра, где человек должен выбрать одну из сторон, не заметив правду.