Пушкину - 225

Рита Аксельруд
Игра « В созвездии ЛИРЫ Пушкина»

  Двадцать пять лет назад  мы все отмечали 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина.
Я тогда работала в Каролино-Бугазской школе-интернате под Одессой .
В школе готовили Пушкинскую неделю, и я написала стихи
«Мне дорог Пушкин»:

Без Пушкина себя не представляю.
Его стихи я часто вспоминаю.
Когда порою ночью мне не спится,
Спешат на выручку знакомые страницы.

Приходит Пушкин к нам с Русланом и Людмилой,
Котом учёным, сказкой о Салтане,
А в юности тревожит образ милый
Доверчивой и преданной Татьяны.

Я знаю Пушкина, он дорог мне, как брат.
Его в лачужке рядом с няней вижу.
Как встрече с другом искренне он рад,
Как вдохновением глаза его горят!
И с каждой строчкою становится он ближе.

Я вижу Пушкина, сбегает он к волне,
Крылатку чёрную одесский ветер треплет.
Хоть он и молод, зрел уже вполне,
Его перо от года к году крепнет.

Мне жалко Пушкина – друзья его несут,
Смертельно ранен он, дуэль  у Чёрной речки.
Обидно, не помогут, не спасут,
Умрёт он молодым, но жить он будет вечно.

Читайте Пушкина,  найдёте вместе с ним
Всё, чем сердца для чести живы.
И   будем верными достойному призыву,
Отчизне милой посвятим души прекрасные порывы!


   Молодой Пушкин 13 месяцев жил в Одессе на улице Итальянской, переименованной в Пушкинскую, где сейчас находится музей –квартира Пушкина;  ходил по  улицам Одессы, утопая в пыли («Я жил тогда в Одессе пыльной»); писал отчёты о саранче («Саранча прилетела, всё съела и улетела») в двухэтажном здании на углу улиц  Дерибасовской и Преображенской;  танцевал в здании на улице Пастера, где сейчас  физический корпус университета; с высокого Приморского бульвара смотрел на порт и парусники, спускался к берегу моря и свои впечатления обо всём виденном превращал в прекрасные поэтические строчки своих стихов, поэм, сказок .
 Мы с воспитанниками не раз ездили на экскурсии по пушкинским местам в Одессе.
  В Одессе он начал писать свой бессмертный на все времена роман в стихах «Евгений Онегин».
 Все это знают. Хочу напомнить стихотворение Виктора Бершадского о Пушкине, написанное более 60 лет назад и моё любимое:
  Гадание
Сверкая солью океана,
Поставлены на карантин
И «Пеликан», и «Адриано»,
И много прочих бригантин.
Сняв шляпу, Пушкин в полдень хмурый
Сбегает с берега к волне:
«Увы, по милости цензуры
И я, и я в карантине!»
Вдруг оглянулся – сербиянка
Стоит недвижно позади.
Молчит красавица–цыганка,
Скрестила руки на груди,
Укрылась шалью голубою,
Сверкнула взором из-под век:
- О чем толкуешь сам с собою,
Дай руку, добрый человек.
В задумчивом лукавом звоне
Мониста вздрагивает медь,-
- Две линии в твоей ладони,
Вот эта – жизнь, а эта – смерть,
Они не сходятся, дорога
Тебе в далёкие года.
Ты будешь жить на свете много.
- Когда ж умру я?
- Никогда!

   Это вещие слова! Гениальный Пушкин будет с нами всегда!