Памяти Художника Сергей Андрияка 1958-2024

Алексей Чернышов 5
Новость о смерти 16 мая известного российского художника, наверное, затерялась бы для меня в ленте бесконечного информационного потока, если не одно обстоятельство, которое «сблизило» моё знакомство с этим человеком.

Младшая дочь несколько лет брала уроки рисования в Академии акварели и изящных искусств, которой до последнего времени руководил Сергей Николаевич. Несколько раз рассказывала, как видела ректора – человека с бородой, который степенно ходил по коридорам учреждения и заглядывал к ним в классы, где они учились творить и понимать прекрасное.

Однажды и я столкнулся с бородатым мужчиной лицом к лицу в коридоре Академии. Точнее, я разглядывал картины, висевшие на стене, а он проходил мимо. Как бы извиняясь передо мной за то, что нарушил покой и оторвал своим появлением от просмотра, постарался быстро ретироваться, поздоровавшись по ходу.

Вот таким он для меня и запомнится. И в памяти его картины. Яркая – «Натюрморт с арбузами», печальная – «Новогодняя ночь», радостная – «Сирень на бархате».
Одна из них – перед вами: «Снегопад в старой Вологде», 2010 г.

Многие коллеги по цеху и его соратники называют его выдающимся мастером акварельной живописи. Но сегодня не время и не место оценивать его творчество. А вот некоторые мысли его сегодня хотелось бы процитировать.

Художник был известен как ярый поборник традиций в искусстве. «Для меня существуют простые понятия. Есть традиционное искусство, а есть то, что ушло от традиций. То, что идет по традиции,— это к жизни, а то, что ушло от нее,— это к смерти. И спорить с этим без толку. Так было, есть и будет. И ничего нового под солнцем не родится. И когда говорят о каких-то поисках, о какой-то ерунде… Чего мы ищем?» — говорил Андрияка в ответ на просьбу описать его отношение к современному искусству.

Искренне считал, что без традиции человечество в принципе «физически отомрет».

По-моему, очень актуальные сегодня, в век всевозможных "искусственных интеллектов" и цифровых данных, для всех нас слова и мысли признанного Художника.