Старый зольдат - мудрый зольдат

Полковник Чечель
           Прежде чем продолжить тему о полётах, предлагаю прочесть стихи, присланные мне утром, сегодня, после которых и просмотра клипа суровая мужская слеза скатилась по впалой щеке полковника Морской авиации и он подумал: «Если у человека есть талант и он настоящий патриот своей страны, то стихотворения, волнующие душу, у него рождаются, как бы сами, «легко», хотя и «ежу» понятно, что за этим стоит большой духовный труд, а также эмоции и переживания за судьбу родины – России»…

      Рецензия на «Николай Рубцов» (Александр Грунский)

      Саша, ещё раз БлагоДарю за открытие этого русского поэта для меня...

      "ИВАН». Стихи и музыка Александра Маршала.

В зеленом парке пацаны подрались, сукины сыны,
Их драку постовой хотел пресечь.
Спросил: «Кто первый в бой полез?»
И вдруг как гром среди небес,
В воскресный полдень Молотова речь.

Сказал: «Сегодня в ранний час,
Бомбили немцы Каунас,
А также Киев, Севастополь, Минск и Брест».
К нам уже лез Наполеон, но получил по морде он,
И был с позором выгнан прочь из наших мест!

«Ну что, вот так вот пацаны.
Без объявления войны…»
Зачем-то вслух сказал серьёзно постовой.
И тихо кто-то из ребят спросил: «А что военкомат
Открыт сегодня? Или тоже выходной?»

«Куда тебе, ты слишком мал», -
Сказал сержант, как простонал,
«Беги домой, там мать волнуется и ждет!
А вы чего раскрыли рты, как жрать просящие коты,
Бегите все, а то вам тоже попадет!»

Он, Ванька, по отцу Смирнов, был предводитель пацанов.
Бежал и представлял, что он уже боец.
Дух перевел, вошел в свой дом,
А там, склонившись над столом,
Рыдает мама, и над ней стоит отец.

Вдруг, подскочив к его плащу, мать закричала: «Не пущу!»
Зачем-то скомкав плащ, руками теребя.
«Ведь ты для службы староват,
Какой уж из тебя солдат?
Да и вообще там разберутся без тебя».

Отец присел, потом привстал, и сразу как-то строже стал,
Прикрыл глаза, как после долгого питья.
И вдруг сказал: "Послушай мать,
Пойми, я должен воевать,
А кто ж ещё, скажи мне мать, если не я?"

В саду боярышник отцвел, и батя всё-таки ушел,
И воевал как надо, не согнув колен.
Но как-то раз под Калачом,
Не понимая, что-почём,
Был долгий бой, потом ранение и плен.

Но был он жив назло смертям, назло судьбе и лагерям,
Где смерть с лихвою собирала свою мзду.
Но он терпел и не стонал,
Такое в жизни испытал,
Уж коль привидится ну разве что в аду.

Война назад ушла и вот, 44-й встретил год,
Смирнова Ваньку в виде нового бойца.
Теперь он молодой солдат,
Сжимая крепко автомат,
Пришел с боями рассчитаться за отца.

Напрасно писем его ждал, лишь знал, что без вести пропал
И в списках, павших он не значится пока.
Что полк не пятился назад,
И смертью храбрых пал комбат,
И не осталось даже взвода от полка.

Ну, а Иван все шел вперед и с ним пока живой весь взвод.
Но вот однажды зимним утром на заре,
Уже не прячась, в полный рост,
Отбросив немцев на сто вёрст,
Вошёл в Освенцим в 45-м, в январе.

Увидев их, застыл солдат! Они вдоль проволоки стоят…
Живые тени с незнакомым блеском глаз…
Достал буханку, разломил,
Отдал, вздохнул и закурил,
И затянулся крепко, как в последний раз.

А тени жадно ели хлеб, и был неловок и нелеп,
Голодный взгляд их из бездонной пустоты…
Вдруг пробежал по телу ток!
«Дай дернуть пару раз, сынок!
Что, не узнал, Ванюшка?» «Батя! Это ты?!!!»

И не поверив до конца, неловко обнял он отца,
И прошептал: «Что они сделали с тобой?!
Как долго я тебя искал,
Но почему-то твердо знал,
Что разыщу, что обниму, что ты живой!»

Возможно, скажете вы: «…но, такое только лишь в кино,
Могло случиться. Это сказочный обман!»
Нет, не кино, и не обман,
Мне это рассказал Иван – герой войны,
Седой пехотный капитан.
Нет, не кино и не обман,
Да, это он – Смирнов Иван,
Тот самый Ванька – фронтовик и ветеран.
23 февраля 2023 г.
http://yandex.ru/video/preview/7508477000139199273

                с Уважением, полковник Чечель.

                СТРАХ ПОЛЁТА?

     Итак,  продолжим - попробуем найти ответ на вопрос, заданный мне на проза.ру одним из друзей – дельтапланеристом – почему при 20-летнем стаже полётов они вдруг перестали его волновать? Я сначала подумал: «Причина – страх, в котором он сам себе, даже мысленно, не хочет признаваться. Но, поговорив с ним, убедился, нет – дело не в этом. Боязнь летать он преодолел сам, через полгода после первого падения.

     Более того, через пару лет он вновь допустил ошибку в пилотировании. Летел вдоль кромки моря над пляжем и, увлёкшись полётом, прозевал приближение предгрозового вала. В итоге, «дельтик» попал в нисходящий поток и загремел вниз. Высота полёта в этот момент была метров 250-300. И вот пока он падал, судорожно пытаясь вернуть дельтаплан в управляемый полёт, в голове успели мелькнуть три мысли:

     Первая – Всё «пипец» - отлетался!!! Т.е. пилот приготовился к смерти и морально был готов умереть!!!
       Вторая – хорошо, что внизу подо мной нет людей – никого не покалечу…
       Третья – слава Богу, что вблизи нет детей. Для них это серьёзная психологическая травма, если я погибну на их глазах…

      Но пилот «родился в рубашке» - когда высота была уже 20-30 метров, вдруг восходящий поток прекратил падение и помог вернуть дельтаплан в режим управляемого полёта. Какой ВЫВОД можно сделать из всего этого эпизода? Вывод можно сделать только один: «Дельтапланерист потихоньку становится профессионалом!!!» Об этом говорят его мысли в момент падения, а также то, что он справился в этой ситуации, и не перестал летать!!!

       Но до настоящего «профи» нашему «пилотяге» было ещё далеко. Об этом ему сказало третье его падение. К тому времени он разбогател и смог купить мотодельтаплан, о котором давно мечтал. Но для «мото» нужна ещё и полоса, по которой надо разбегаться для взлёта и пробега при посадке. Слава Богу, что свет не без добрых людей – друзья, такие же «Фанаты летания» - скинулись деньгами - и специально обученные «умельцы» стали мастерить 150 метров асфальтовой ВПП, шириной 3 метра, недалеко от пляжа,  с учётом «розы  ветров»  в этом регионе.
 
     Но этим их помощь не закончилась. Один   «змей-искуситель» из друзей предложил Виктору, (так зовут нашего главного героя), пока идёт строительство ВПП, попробовать подлетнуть на параплане, мол, у него есть один «лишний». Редко какой пилот может отказаться от предложения, подняться в воздух на новом для тебя типе ЛА, да ещё и на «халяву» - (смеюсь). В общем, Виктор после небольшого инструктажа совершил несколько полётов и в полной мере оценил плюсы и минусы нового аппарата: да, скорости полёта не те + перед девочками выглядишь не так «солидно» болтаясь на какой-то «тряпке».

      Зато не надо, напрягаясь, тащить «железяку» в гору, чтобы стартануть. Ветер для взлёта нужен меньше, высоту в «термике» набираешь быстрее, посадка – проще, а про переезд с одного места на другое – и говорить нечего. В общем, Виктору так понравился параплан, что он решил, отныне у него будут оба этих экзотических средства передвижения по воздуху, и он будет летать на них попеременно – то на одном, то на другом.   В тот день была очередь параплана. Кстати, в их среде это редкость, обычно летают на чём-то одном.

  Вообще-то погода была не «очень» - по прогнозу ближе к вечеру синоптик давал усиление ветра, вплоть до штормового. Но пока условия летать позволяли.

    В общем, Виктор по укоренившейся давней привычке, сначала тщательно осмотрел параплан, разложил для старта, проверил крепость строп, потом поднял купол над головой и, слегка подворачиваясь то в одну, то в другую строну отработал автоматизм управления клевантами при разных углах набегающего потока. После чего, ещё раз, бегло, продумал все свои действия на все случаи усложнения полёта, и, проверив с другом устойчивость радиосвязи, уверенно сделав два шага вниз по склону, полетел.

    Тут я поясню – обычно, если район полётов был недалеко от моря, Виктор выбирал полёт вдоль береговой черты, но после крайнего ОСП, когда он мог упасть на головы зрителей, понял, что это для них небезопасно, стал летать над водой, выбирая маршрут и расстояние до берега в зависимости от погоды и высоты, которую удавалось набрать для полёта. А поскольку он только осваивал параплан, его друг – опытный парапланерист, предложил использовать рацию. Убедившись, что так лучше, друзья так и продолжали летать, наивно думая, что этим они повышают безопасность полётов.

    Я употребил выражение «наивно», потому что, та же авиация знает десятки примеров, когда второй член экипажа на «спарке» или инструктор, экспромтом посаженный на правое сиденье, безопасность полётов повышают далеко не всегда. Так произошло и в данном случае. Виктор передоверился опыту своего друга, по его командам отошёл далеко от берега, и в нисходящем потоке угодил в воду. До суши было 15-20 метров, март месяц, глубина моря в этом районе составляла 2-3 метра. Вроде, немного, но вода достаточно холодная, и самая основная беда – у Виктора в стропах запутались ноги. А на нём каска, ботинки, радиостанция, одежда и пр. Плюс, нормально плыть мешал намокший купол параплана. Пилот начал тонуть и тут увидел старика на берегу, который кричал: «Эй, мужик, тебе помощь нужна?»

    «А я уже наглотался воды, и даже ответить ему не мог», пояснил Виктор. «И слава Богу - старик  всё понял. Сбросил с себя куртку, в одежде доплыл до меня, схватил за воротник комбеза, поддержал голову. Кое-как, преодолевая сопротивления купола, мы достигли берега, но выбраться на сушу у меня уже сил не было. Я так лежал: ноги, опутанные стропами, в воде; голова полностью на суше, а тело периодически захлёхстывали волны. Старик освободил меня из парашютной систему, подтащил выше и убежал. Вернулся он минут через 10, но уже в другой, сухой одежде, и не один, а со своей старухой.

    Меня тут же заставили выпить пол стакана «рашен водки», помогли дойти до их дома. Там дали тёплую одежду… в общем, зажгли камин, обогрели, накормили, в том числе и РП – друга, который наблюдал всю эпопею в бинокль со стороны и прибежал с «квадратными глазами». В общем, всё закончилось «хэппи ендом» - я продолжал летать, но уже не полагался на советы друга. Отчасти правильно сказал старина О. Генри: «Чужой опыт ничему не учит – только свой!!!» - закончил свой рассказ Виктор.

      Мне сразу вспомнился свой полёт на параплане с горы Алчак в Судаке, где мы отдыхали со второй женой, по имени – «Итак, она звалась Татьяна»… Гуляя, точнее, возвращаясь после прогулки до мыса Меганом, я увидел трёх ребят, которые поочереди летали на параплане с горы Алчак. Дав Тане команду: «Стой здесь, если соберутся уходить, попроси подождать». Сам сбегал в свой номер, схватил НЗ – коньяк «Армянский», три звёздочки, и рысью побежал обратно. Дальше вручил пацанам «презент», наплёл им с три короба про свои 800 прыжков с парашютом, а также на свой «огромный опыт парапланных полётов на Кавказе.

    Хотя на самом деле полётов было на тот момент всего два: с горы Чегет слетел в сильную болтанку на парашюте ПО-9, серии 3, это которая уже без рифовки, со слайдером. (чуть не убился). И второй, точнее -два, на параплане за деньги, в Домбае, с приземлением на Русскую поляну, с сильным попутным ветром и пробегом на лыжах около километра, с поднятым куполом. В общем, после такого «агромадного» опыта «гонор» мой, (или «гонорар» - до сих пор путаю эти понятия) – взлетел до небес, и отношение к парапланным полётам у меня поначалу было как к езде на трёхколёсном «лисапеде».

    Соответственно, когда пацаны стали мне давать небольшой инструктаж, я их прервал: «Мужики, я всё знаю, помогите лучше стартануть». Парни расправили, подержали купол, и я легко, с шиком, улетел с «прямого старта». Уверенно прошелестел пол пути, держа курс на Татьяну, которая так и стояла внизу на пляже. А потом фуражку 53-го (смеюсь), размера осенила мысль: «Блин, я ж Морской лёДчик!!!!! Гораздо эффектнее прилететь к жене со стороны моря!» Тут же, слега потянув левую клеванту, изменил  курс полёта так, что теперь я летел над морем, метрах в 50 от кромки берега.

     Потерял ещё сколько-то метров высоты, понял – пора совершать «4-ый разворот». Тяну правую клеванту, а купол оказывается по сравнению с парашютами УТ-15 и ПО-9 настолько «дубовый», что за разворот вправо на 90 градусов я провалился под глиссаду. Приземление, точнее, «приводнение» произошло двумя «копытами» в 2-3-х метрах от берега в воду. Хорошо, Таня не растерялась, успела подхватить параплан, и он не намок…

     Этим эпизодом я поделился с целью подтвердить примеры Виктора, как бывает непросто нарабатывается в процессе летания ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Что касается его вопроса, почему в возрасте чуть за 60, при нормальном здоровье, он вдруг стал безразличен к полётам? У меня есть несколько вариантов ответа, которые мы обсудим в ПРОДОЛЖЕНИИ этого опуса, а пока желаю Удачи всем, кто летал, летает или будет ЛЕТАТЬ!!!

      Фильм «Идущие за горизонт» по повести геолога Олега Куваева - https://yandex.ru/video/preview/6330807159898961145

      Юрий Визбор. Нас исполняет музыка. ("Песни у костра" №3)
    https://www.youtube.com/watch?v=JsnCIlzhCGo

  На фото - мои пилоты, воспитанники 12 омрап, которым я имел честь командовать   конце 80-х годов в гарнизоне Остров, Псковской губернии: Игорь Тульский, Россия; Игорь Ларьков, Калининград; Игорь Димидов, (штурман), Челябинск; Николай Пилипчук, Белоруссия; Юрий Лончаков, Москва, Звёздный. Отмечаем юбилей полка - 85 лет со дня основания в далёком 1938 г:

     Сформирован в апреле 1938 г. в Новочеркасске на базе расформированной 55-й легкобомбардировочной авиационной бригады. Первоначальное название — 12-й легкобомбардировочный авиационный полк. Приказом НКО СССР 31.06.1938 года полк был подчинён АОН-3. По другим данным, полк сформирован в Иваново, как 12-й тяжелобомбардировочный полк на самолётах ТБ-1 и ТБ-3.

    В апреле 1940 года полк перебазируется из Новочеркасска в Кутаиси Грузинской ССР в составе 3-й тяжелобомбаридовочной авиационной бригады. В связи с реорганизацией бригад 10 августа 1940 года полк вошёл в состав 25-й смешанной авиадивизии, а в ноябре 1940 года — в состав 26 отдельной авиационной дивизии дальнего действия. Войдя в состав дивизии полк переформирован в 12-й дальнебомбардировочный авиационный полк.

     По состоянию на 5 декабря 1940 года в полку 76 исправных самолётов ДБ-3 и ДБ-3Ф, а также 5 неисправных. Личный состав 483 человека. Немного позже — 33 самолёта ДБ-3Ф и 49 самолётов ДБ-3, из них исправных 73. Кроме того 2 самолёта У-2. Лётчиков 58, штурманов 6, летнабов 72, стрелков-радистов 71, инженеров по эксплуатации 5, авиатехников 79, авиамехаников 39, техников по приборам 4, техников по радио 4, инженер по спецоборудованию 1, электротехников 5, авиамотористов 72, мастеров по вооружению 19, электромехаников 4, мастеров по приборам 5.

     28 июля 1941 года полк базируется в г. Хашури Закавказского военного округа, командиром полка назначен майор Бычков Борис Павлович[4], военным комиссаром батальонный комиссар Толмачёв Фёдор Илларионович [5].

     В начале августе 1941 года на базе полка был сформирован ещё один полк, 12-й «А» дальнебомбардировочный авиационный полк, впоследствии переименованный в 454-й дальнебомбардировочный авиационный полк.

      Полк принял участие в совместной советско-британской операции в Иране в августе 1941 года, в составе 26-й дбад, которая в этот момент переформировывалась. Для участия в операции 23 августа 1941 года полк перебазирован на аэродром Кюрдамир Азербайджанской ССР. Боевые задачи полка в операции состояли в проведении агитационной работы — разбрасывание листовок. 26 августа на выполнение боевого задания вылетало 25 самолётов полка, сброшено 226 500 листовок в районе Лакиджан, Энзели и Решт. Полк участвовал в Иранской операции с 25 августа по 2 сентября 1941, совершив 173 боевых вылета. 3 сентября полк перебазирован в Сандары (Сандар) под Тбилиси.

      С 23 ноября 1941 года полк в составе действующей армии[6].

      С 13 декабря 1941 года по 6 июня 1942 года полк участвовал в Великой Отечественной войне на Крымском фронте, в составе 113-й ад дд. С января 1942 года полк воюет в составе ВВС 46-й армии, базируясь на аэродроме Крымская Кавказского фронта. 16 мая этого года полк отведён в тыл на переформирование[6].

      29 декабря 1941 года полк понёс первую потерю — не вернулся с боевого задания первый экипаж на Крымском фронте — командир Алфеев Андрей Иванович[7] (были потери самолётов и людей во время Иранской компании, связанные с эксплуатацией и прочими небоевыми причинами — экипаж Остробородова; в связи с одновременной реорганизацией полка в два полка эти потери иногда относят на 454 бап).

      31.12.1941 вылет Тибабишев, Никитин, Краузе, Макаров, 3 аэ. Высота бомбометания 600 м, количество сброшенных бомб — _.

      13 декабря полк перебазируется в Армавир, 7 января — в ст. Крымская, 15.03.1942 — на аэродром Бегерово (Керченский п-ов).

      В тылу полк находился до декабря, где был перевооружён на самолёты Ту-2. На базе полка проводились войсковые испытания вышеназванной машины, а затем полк на них воевал до конца войны. С 26 апреля 1943 года полк вновь на фронте. А уже 9 июля 1943 года полк вновь отводится на переформирование на подмосковный аэродром Кубинка[6].

     С 8 августа 1943 года полк участвует в боевых действиях на Калининском фронте. 20 октября 1943 года полк отводится в тыл третий раз на очередное переформирование[6].

     С конца апреля 1944 года полк входит в состав 334-й бомбардировочной дивизии резерва Ставки ВГК. С 6 июня 1944 года полк передислоцируется на Ленинградский фронт на аэродром Углово[6]. В ходе Выборгской наступательной операции полк выполняет более 700 самолёто-вылетов, потеряв при этом единственный экипаж. Затем полк участвует в операции «Багратион», работая с аэродрома Улла.

     22 октября 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника юго-восточнее города Рига и проявленные при этом доблесть и мужество 12-й бомбардировочный авиационный полк награждён Орденом Кутузова III степени.[8]

     До конца 1944 года полк продолжал воевать в Прибалтике, затем переключился на работу по целям в Восточной Пруссии.

     26 апреля 1945 года полк награждён орденом Александра Невского.

     На заключительном этапе войны полк принял участие в Берлинской наступательной операции.

     Всего за годы войны с Германией было выполнено 1787 боевых вылетов.

     После окончания войны полк передислоцирован в Забайкалье в состав 12-й воздушной армии.

      С 9 августа по 3 сентября полк принимает участие в Советско-японской войне и работает по целям в Маньчжурии с аэродрома Корниловка в Монголии[6]. За всё время боевых действий полк имел одну небоевую потерю самолёта в результате аварии. Из-за возгорания двигателя Ту-2 выполнил вынужденную посадку на базовом аэродроме.

      В 1947 году полк перебазирован на Сахалин, где в 1950 году получил самолёты Ту-4 и был переименован в 12-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк.

     В 1951 году полк перелетел на аэродром Барановичи в Белоруссии, а затем в Тарту в Эстонии. В 1953 году полк перебазируется на аэродром Веретье (город Остров Псковской области). На этом аэродроме полк будет базировался до своего расформирования.

      В 1954 году полк передаётся в состав 116-й тяжёлой авиационной дивизии специального назначения 74-го отдельного тяжёлого бомбардировочного авиационного корпуса. В состав дивизии также входили 685-й тяжёлый бомбардировочный авиационный полк и 61-я эскадрилья СпН самолётов СДК-5. Управление дивизии, оба полка, эскадрилья самолётов-имитаторов базировались на аэродроме Веретье, который сразу был отнесён к особо режимным объектам, где проводилось освоение ракетного комплекса «Комета».

     В 1956 году полк был перевооружён на самолёты-носители Ту-16КС. В начале 1960 года дивизия расформирована. Полк передаётся в состав ВВС Краснознамённого балтийского флота и переименовывается в минно-торпедный. 13 апреля 1961 года полк переименован в 12-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк. В 1963 году в полк поступили новейшие носители Ту-16К-16 с АКР КСР-2.

     Примечание. На аэродром Веретье в дальнейшем перебазировался с Северного флота 9-й гв. мрап (с 1971 по 1974 год) и в 1980-м году с Балтики — 342-й отдельный авиаполк радиоэлектронной борьбы (342-й оап РЭБ).

     29 декабря 1989 года 12-й отдельный морской ракетоносный авиационный полк ВВС БФ на аэродроме Веретье расформирован. Авиатехника передана на сформированную на аэродроме базу хранения, а оттуда в другие части ВВС ВМФ.