Йа Кабид, Йа Басит, Йа Хафид, Йа Рафи Глава 12

Ладомир Родумилов
Йа Кабид, Йа Басит, Йа Хафид, Йа Рафи' Глава 12. Секрет Экстаза. Суфийский Взгляд на 99 Имен Аллаха. Врачеватели Сердца


(йаа КАА-бид, йаа БАА-сит, йаа ХАА-фид, йаа РАА-фи')

Мы начнем с двух дополняющих друг друга пар божественных Имен. Обе пары выражают противоположности. Как можно увидеть в главе 7 «Противоположные качества Аллаха», существует вполне трансцендентный динамический процесс, присущий взаимоотношениям таких противоположных Имен. Понимание аль-Кабид, аль-Басит, аль-Хафид и ар-Рафи прольет свет на противоположные состояния экстаза и трезвости.

Божественные качества, выраженные этими Именами, расширяют, сжимают, возвышают и опускают всех людей в их состояниях и положениях. Аль-Кабид-  это трезвость. Аль-Басит - экстатический. Аль-Хафид снижает наше духовное положение, а ар-Рафи возвышает его. В целом эти четыре божественные эманации можно рассматривать как регуляторы всех духовных состояний или условий. Сказав это, нам необходимо разобраться, что подразумевается под состояниями и положениями и что входит в их регулирование.

Аль-Басит, божественное качество расширения, и аль-Кабид, божественное качество сжатия, напрямую относятся к ахвал, временным состояниям экстаза. Иногда это называют «входом в зал». Подобные состояния постоянно сужаются и расширяются, что совершенно ясно демонстрирует их недолговечность.

Если смотреть с точки зрения человека, аль-Басит выражает огромное расширение «я» и его окончательное поглощение единственным и неповторимым существом, как кубик сахара в воде. Но это состояние поглощенности преходяще. Когда состояние отступает, Аль-Кабид выражается в ограничении индивидуальной самости посредством сжатия. Эти колебания являются повторяющимся опытом тех, кто вступил на духовный путь.

Аль-Хафид и ар-Рафи отличаются от предыдущей пары. Они не относятся к состояниям (ахвал); они относятся к положениям (макаамаат). Только Аллах поднимает или опускает душу на ее духовном уровне. Чтобы по-настоящему получить пользу от рецитации Йа Хафид, Йа Рафи', нам нужно отказаться от сопротивления тому, что Аллах является единственным действующим лицом, стоящим за процессом повышения и понижения нашего уровня духовной реализации. Когда духовным практикам удаётся отказаться от точки зрения своего эго, они могут наблюдать за деятельностью Бога через эти Имена, раскрывая внутреннюю работу их душ.

Бог опускает крыло защиты на вашу душу через действие аль-Хафид. Понижение вашего положения никоим образом не похоже на падение с временной высоты. Этот опыт соответствовал бы деятельности аль-Кабид, так же как аль-Басит вызывает различные степени духовного опьянения.

Повторение «Йа Рафи» также не является методом повышения вашего духовного состояния. Ар-Рафи означает, что Бог  возвеличивает дух и единственный, кто поднимает человечество через духовные уровни.

Перевод: Ладомир Родумилов