Чем Рим и мир обязаны Гаю Юлию Цезарю

Вольфганг Акунов
REX LUPUS DEUS
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Не все, но все-таки очень и очень многие великие планы и замыслы остаются лишь в умах или на писчем материале (бумаге, пергамене, папирусе, навощенных табличках – сути дела это не меняет). Сказанное в полной мере относится и к Гаю Юлию Цезарю. Но те из замыслов «потомка богини Венеры», могильщика Римской олигархической республики и пожизненного диктатора, которые ему все-таки удалось осуществить, были явно рассчитаны на будущее, перспективны, масштабны и запечатлены печатью его натуры – смелой, но мудрой, радикальной, но целесообразной и лишенной всякого почтения к традициям, если эти традиции начинали представляться ему (или действительно становиться) тормозом, мешающим претворению в жизнь его смелых начинаний.
Ярким свидетельством присущего Цезарю в высшей степени энергичного, деятельного духа и предприимчивости Гая Юлия служат многочисленные меры, принятые в период его пожизненной диктатуры в сельскохозяйственной сфере, в области дорожного строительства и расширения существующей дорожной сети, мелиорации (к примеру - осушения Понтинских болот – постоянного источника малярии, которой именно там заразился на всю жизнь сам Цезарь, скрываясь в молодые годы от посланных по его следу кровожадным ставленником столичной сенаторской олигархии Луцием Корнелием Суллой «охотников за головами» – с целью превращения их в пахотные земли), как и во многих других областях экономики. Гай Юлий неустанно трудился над реализацией идеи превращения Рима из города-государства поличного типа в Империю, подлинную, без кавычек, мировую державу, открывающую множество новых возможностей многим «ромулидам» (потомкам Ромула), или «энеадам» (потомкам Энея) – римским чиновникам-управленцам и меркаторам-купцам, свободным земледельцам и банкирам. Одновременно Цезарь со своим «негласным кабинетом» разрабатывал дальнейшие планы  расселения римского столичного простонародья-плебса, отслуживших свой срок легионариев и «пролетариев в лохмотьях» в новых римских колониях, расположенных как в пределах, так и за пределами Италии. Не менее грандиозным по масштабам и смелости было одновременное восстановление разрушенных некогда (тоже – одновременно) римлянами мегаполисов - Карфагена в Африке и Коринфа в Греции – на этот раз, уже в качестве римских колоний – Сolonia Iulia Carthago и Colonia Iulia Corinthus. Всего в новые колонии планировалось переселить из Вечного Города на Тибре восемьдесят тысяч столичных бедняков.
В целях развития торговли под эгидой Цезаря была детально разработана система поддержания в исправном состоянии римской дорожной сети, строительство дороги через перевалы Апеннин, планы расширения гавани Рима – Остии, чтобы она могла принимать более крупногабаритные морские суда с низкой осадкой, и, не в последнюю очередь, пожалуй, самый смелый проект строительства канала через Коринфский перешеек (Истм).
Реформу римской денежной системы дальновидный «потомок богини Венеры» осуществил еще в самом начале своего единовластного правления, восстановив приведенные в полное расстройство финансы и  кредитоспособность в Римском государстве путем введения единой и стабильной золотой валюты - аурея.
Но и жителей Рима на Тибре, «главы мира», «пyпа Экyмены», пожизненный диктатор  не оставлял своими милостями. При нем было построено множество красивых общественных зданий, превративших «капут мунди» в «образцовый рабовладельческий город», сделав его из кирпичного – мраморным. Цезарь построил новый Форум, причем даже восстановил на прежнем месте низвергнутые «цезарианцами» в горячке гражданской войны статуи своего главного врага - Помпея Магна. Их восстановление было типичным для Цезаря жестом – смесью трезвого и холодного политического расчета, демонстрации своего стремления к примирению с недавними противниками и, возможно, порыва вполне искреннего великодушия…
Кроме того, Цезарь, намного опередив свое время, ввел в Риме «пешеходную зону» - нововведение, направленное на охрану здоровья, слуха и нервов граждан Столицы. Центр Столицы был закрыт для колесного транспорта. Все тамошние улицы, объявленные исключительно пешеходными, были перегорожены солидными каменными пилястрами, через которые можно было проходить только пешком или же на носилках (у кого были деньги на носилки и, главное - носильщиков). Кроме того, необходимое для снабжения «Столицы обитаемого мира» продуктами питания и стройматериалами транспортное сообщение было перенесено на ночное время и на ранние утренние часы. Конечно, шум от средств передвижения беспокоил жителей столицы и ночью, мешая им спать и еще чем-нибудь заниматься, но…как говорится, спасибо «потомку богини Венеры» и на этом…
Не менее энергично Гай Юлий начал поднимать духовный и культурный уровень столичных жителей, граждан «образцового рабовладельческого города». Всем проживавшим и преподававшим в Риме учителям (главным образом – эллинам или эллинизированным азиатам) диктатор широким жестом даровал римское гражданство, чтобы  привлечь в «столицу обитаемого мира» как можно больше новых представителей этой профессии, отнюдь не купавшихся в деньгах. Гай Юлий пригласил в Рим целый ряд видных эллинских ученых, что также не способствовало любви к «потомку Венеры» иных твердолобых «староримских» отцов-патрициев. Цезарь намеревался открыть в Риме библиотеки по образцу Пергама и Александрии, а также провести кодификацию римского гражданского права. Последний, весьма важный, в том числе - и для сохранения правовых (а вместе с ними – и духовных) скреп римского государства, проект был осуществлен лишь на позднем этапе существования Римской «мировой» державы – при великих императорах-законодателях Феодосии и Юстиниане. Но именно Гаем Юлием было положено начало созданию единого общеримского правового пространства, ставшего со временем всемирным.
Еще одним весьма благотворным и важным достижением правления Цезаря в качестве пожизненного диктатора была реформа римского календаря по образцу египетского, осуществленная «потомком Венеры» совместно с александрийским математиком и астрономом Сосигеном  (или Созигеном), опиравшимся на наработки царя эллинистического Египта Птолемея III Эвергета. Прежний римский календарь ко времени этой давно назревшей реформы пребывал в самом что ни на есть плачевном состоянии. Никто в Риме давно уже толком не знал, на какой день какой праздник приходится. Точнее говоря – никто, кроме «великих посвященных» - членов священнических, жреческих коллегий, порою ошарашивавших ничего не знающих и не подозревающих сограждан-профанов, не посвященных в тайны календарной науки, объявлениями о том, когда им какой праздник отмечать. Причем иногда сопровождающие тот или иной праздник обряды явно говорили о том, что данный праздник в свое время приходился на совсем другое время года! Кое-как, с грехом пополам, жрецам удавалось сводить календарные «концы» с «концами» посредством введения дополнительного месяца. Реформа Юлия Цезаря раз и навсегда покончила с этими древнеримскими безобразиями и на много столетий пережила своего инициатора. Названный в честь него юлианским, календарь, введенный Цезарем, просуществовал,  к примеру, в нашем «Третьем Риме» аж до самого конца 1917 года, а Русская Православная Церковь пользуется им до сих пор…
Здесь конец и Господу Богу нашему слава!
ПРИМЕЧАНИЕ
В заголовке настоящей исторической миниатюры помещено в качестве иллюстрации изображение введенной Гаем Юлием Цезарем в обращение новой римской валютной единицы - золотой монеты-аурея (аврея) с изображением профиля Пиетас - богини Благочестия (исполнения долга перед богами, отечеством, родителями) на аверсе и трофея из предметов вооружения побежденных Цезарем заальпийских кельтов (галлов) на реверсе.