Старый конь борозды не портит

Полковник Чечель
                ПРОЛОГ

   Читая книгу Бусидо «Сокрытое в листве» или то-то ещё из древней мудрости вспомнилась фраза: «Готов ученик – готов и Учитель!!!» Потом в другой умной книге попалась притча: «Как только он стал готов, как учитель, передать свои знания, сразу нашёлся Ученик, который был готов их принять». И идеал, когда каждый из них БлагоДарит другого за проведенные занятия, потому что, учатся и тот, и тот… Это обоюдный процесс, когда идёт набор опыта и взаимное обучение!!! Кстати, именно так должно происходить и лётное обучение, полное творчества от непредсказуемости каждого учлёта!!!! Для особо тупых и всёзнающих привожу пример, которым со мной поделился полковник Анатолий Иванович Хоменко, когда его полк переучивался у нас в 33 Центре МА СССР с ТУ-16к на сверхзвуковые «Бэкфайеры» ТУ-22м3.

      Так вот, как-то за «рюмкой чая» он поделился случаем, как у них на Севере у одного правака, прошедшего ВЛК без ограничений, вдруг «поехала крыша», и он в полёте над океаном «проглаголил»:   «Командир, даю вводную – выключаю левый двигатель», - и бабах, стянул РУД левого движка за защёлку «малого газа». Правака связали, двигатель запустили, но, скажите, кто мог такое заранее предвидеть?

      Я, в свою очередь, поведал Анатолию Ивановичу эпизод, как в Быхове в 240 мрап, пришёл лейтенант «Пупкин», закончивший училище с золотой медалью. Его, в силу этого, уже через три года стали прямо в полку готовить с места Командира корабля. И вот, обучение шло вроде нормально, пока при заходе на посадку старлея «Пупкина» на ВПП не выскочил кобель Шарик, которому приспичило проведать подругу, суку Жучку, которая жила на стоянке с обратной стороны от гарнизона, и которую матросы приучили помогать им охранять самолёты на стоянке в капонирах.

     И вот РП, видя кобеля Шарика, которого все знали и любили, даёт «Пупкину» команду: «364-ый, Вам на второй круг». И командир корабля, вместо того, чтобы дать квитанцию: «364, понял, ухожу на повторный», - вдруг бросает штурвал, разводит руками и истерически восклицает, обращаясь к экипажу: «Ну, почему, ну почему нас на второй круг? Мы же так хорошо заходили!!!» Т.е. «эмоциональная неустойчивость» - налицо. Я потом поступил в академию, и не знаю, что стало с этим кандидатом в КВС? Смогли ли его вывезти с левого сиденья или нет, но то, что такими случаями надо делиться с инструкторским составом – это факт, как и учиться на таких эпизодах тоже… И то, что молодой инструктор набирается опыта и растёт как профессионал, вместе со своими учениками - это тоже факт!!!

     П.С. Пришло дополнение от полковника медицинской службы в запасе Владимиром Бухта, с которым мы вместе служили в гарнизоне Быхов в конце 70-х годов:
 
       [15.05.2024 23:51] ВЛАДИМИР БУХТА: ВАСИЛИЙ - Я ЗАБЫЛ ФАМИЛИЮ ЭТОГО ЛЕЙТЕНАНТА С 240 ПОЛКА.  НО МНЕ ПРИШЛОСЬ ЕГО ОТВОЗИТЬ В ПСИХУШКУ. ЕГО ТАМ СПИСАЛИ... ОН НАПИСАЛ ВО МНОГИЕ ИНСТАНЦИИ - ЧТО ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ КОСМОНАВТОМ.!!!;;;;;
[15.05.2024 23:52] ВЛАДИМИР БУХТА: А ПРИЧИНА - ОН БЫЛ РОЖДЁН - ЧТОБЫ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ. А САМОЛЁТЫ --ЭТО ЕРУНДА.

                НУЖНА ПОМОЩЬ ЗАЛА 

     На днях разговаривая с одним дельтапланеристом, стаж полётов у которого более 20 лет, он пожаловался, что ему стало уже скучно летать, мол, полёты его больше не волнуют, как раньше. И спросил, пройдёт ли это состояние? Ведь он намного младше меня, но по моим рассказам видно, что я в свои 77 лет использую любую возможность для полётов - всё равно на чём: самолётах, вертолётах, планерах, дельтапланах, парапланах - на всём этом я летал, плюс 823 раза вешал жиСТь на тряпку парашюта. Не добрался пока только до полётов на Воздушных шарах, дорогие, зараза, но сейчас пенсия у полковника Морской авиации стала нормальная - это я к тому, что при случае и на них полетаем...

      Но вопрос задан, надо ответить - на основе своего ЛИЧНОГО опыта или опыта других пилотов - аксакалов. Во-первых, мне сразу вспомнились две катастрофы: Первая в Оренбургском ВВАКУЛ - курсант на Л-29 упал после взлёта - погиб, и сразу же три курсантика написали рапорта на отчисление, мол, они ошиблись в выборе профессии, и летать - это их больше "не волнует"... Вторая - в Сызранском ВВАКУЛ. Там сразу 11 человек написали рапорта на дембель... Т.е. может в этом причина "равнодушия к полётам!? Но задав пару вопросов дельтапланеристу, убедился, что ноги "не отсюда растут".

    У него уже было несколько падений. После первого, где не сильно-то и расшибся, но когда починил дельтаплан и зализал раны, понял, что он стал бояться летать. Тем не менее, на самолюбии и силе воли заставил себя совершить полёт, и желание летать, как отрезало - ведь летать - это ж "удовольствие"... А какое это нафик "удовольствие",  если летаешь в страхе? Полгода он к дельтаплану не подходил, потом вдруг полетел – весело, легко и свободно, как будто не было никакого падения и вообще этой «передряги» …

      Об остальных нюансах этого состояния поговорим в продолжении этого опуса, который будет называться «СТАРЫЙ ЗОЛЬДАТ – МУДРЫЙ ЗОЛЬДАТ», а пока сделаем «лирическое отступление» от темы:

      Рецензия на «Достопримечательности Нового Света» (Вадим Кулик)

       Добротный рассказ, Вадим. Мы как-то отдыхали с женой в санатории ВВС в Судаке. Излазили всё, от Меганома (бухта, где в СССР впервые у женщины принимали роды в море) до Нового Света, села Весёлое и дальше... Практически всё побережье прошли пешком, временами в обход или скрываясь от егерей - лесников. С горы Алчак я летал за коньяк на параплане. На гору Сокол и др. просто не раз лазили. По Вашим маршрутам ходили, кроме 3-го. Зато открою Вам "тайну" - если миновать плато над Царским пляжем и идти дальше наткнётесь на уникальное место - Парадиз (Рай) и Ад. Метров 800 - 1000 внизу вдоль береговой черты и моря расположено несколько очень красивых бухточек, главная их особенность в том, что там есть место только для одной палатки. Т.е. если вы с любимой там обосновались, никто посторонний вам уже не помешает, а если жгёте костёр, то его можно увидеть только с моря, ночью... или с вертолёта сверху...

      С уважением, ВВЧ (П.С. вспомнилось, как возле грота Шаляпина меня угораздило познакомится с девушкой - единственной на все ВВС Украины, кто из женщин летал на истребителях. Год был примерно 2010 - 11-ый. Когда я дал ей, прощаясь, свою визитку, с перечислением регалий "Военного лётчика-снайпера"; "Инструктора ПДП", "Заслуженного военного лётчика СССР" и пр. - она была просто ошарашена случайностью нашей встречи, как, впрочем, и я тоже... Ведь всё произошло среди толпы народа...). Как выглядит Визитка, можно увидеть на http://proza.ru/2021/01/19/1477 "Визитка в женскую баню)"...

                КАК РОЖДАЕТСЯ ЛЁТЧИК
(Заслуженный лётчик-испытатель РФ Анатолий Полонский)

Руке повинуясь умелой, в нависшие низко тучи,
Красиво, торжественно, смело уходит металл летучий.
Бетон, опалённый жаром, наша точка отсчёта.
Пройди её, стань Икаром, познай дерзновение взлёта.

Вкуси запретного плода, влюбись в простор голубой.
И вечный плен небосвода станет твоей судьбой.
Тебе не уйти отныне, не спрятаться никуда,
От этой безбрежной сини, ты болен ею навсегда.

Вот так под раскаты грома, потрясшие небосклон,
На поле аэродрома рождается Аполлон.

      Я хочу выпить за всех, кто хоть раз отрывал от бетона машину и на взлёте смотрел в лобовое стекло, (не в иллюминатор) – а подчёркиваю - в лобовое стекло - вот за это выпьем!!!

      И как алаверды и в качестве напутствия молодому поколению - мне хочется закончить тост Анатолия Борисовича словами Героя России, Заслуженного лётчика-испытателя РФ Сергея Мельникова:

      «Ребята, если вы хотите иметь много денег, ездить на дорогих «Мерседесах»,
ходить в ночные клубы, то не идите в лётчики. Но если вы хотите иметь нечто
большее, что невозможно объяснить словами, это надо испытать самому, как
в серый, пасмурный день взлетаешь за облака, а там всегда солнце…
Ради этого, наверное, стоит жить». А выводы делайте сами"...
                Полковник Чечель   14.05.2024

+ добавить замечания

      Кстати, когда американского космонавта (по памяти, Нейла Амстронга) журналисты спросили: "Видел ли он на орбите Бога?" Он ответил: "Бога я там не встречал, но я видел много следов пребывания его!!!"... (хотя так мог ответить и мой правый лётчик, Герой России, Юрий Лончаков, совершивший три космических полёта. А Юра очень набожный человек, если это слово можно произнести применительно к космонавту, но именно он устроил мне и Голтису встречу с Настоятелем Сергиево-Посадского монастыря, а тот уже распорядился пропустить нас к мощам Святого Снргия Радонежского...).
                Полковник Чечель   14.05.2024

     На фото - с однокашником Александром Лепаловским готовимся отмечать день ВМФ СССР

                ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ (следите за рекламой...)