Он и она - вечный сюжет с вариациями

Аглая Анхори
       На конкурс "Яблоко" http://proza.ru/2024/05/12/773



     Поздняя осень. По аллее парка не торопясь шагает девушка. Аттракционы уже законсервированы до весны, шум и гомон многочисленной публики стих до следующего лета, молодых мам, гуляющих со своими карапузиками не то чтобы мало, но они собираются в группки по интересам и эти группки рассредоточены по всему парку, и тишину нарушают редкие птичьи вскрики.  В такие минуты так хорошо мечтается! Как восхитительно, что хотя бы в мечтах невозможное становится возможным!
       Внезапно дорогу ей перекрывает какой-то парень. Откуда он взялся? Только что аллея была пуста, и вот – он, будто материализовавшийся из нуль-пространства. Не красавец, при виде которого перехватывает дух, однако, и не урод. Симпатичный, но лишь потому, что молод. Он что-то говорит, девушка видит, как шевелятся его губы, но не слышит, все еще не до конца расставшись со своими видениями. И лишь когда на его раскрытой и протянутой к ней ладони появляется большое красно-желтое яблоко, Лиля наконец-то возвращается из страны грез в реальность.
      Ее поразило яблоко. Парень его ниоткуда не доставал, оно будто выросло из его ладони. Или материализовалось, как он сам пару минут назад.
       Будучи школьницей, она пыталась вместе с отцом освоить несколько фокусов по книге Арутюна Акопяна (знаменитый фокусник 60-70-х годов), но успеха так и не добились. Поэтому даже такое простое действие, оставшееся для нее недоступным, привлекло внимание. Неудивительно, что самый первый вопрос Лили вырвался как бы сам по себе:
       - Ты из циркового училища?
       - Нет!
       - Но яблоко?..
       - Всего лишь ловкость рук и никакого мошенничества. Меня, кстати,зовут Артемом.

       Теперь Артем на каждом свидании преподносил ей яблоко, каждый раз извлекая его из нового места: из ее не расстегнутой сумки, из-за своего затылка,  из-под свободно болтающегося шарфа, из пустого кармана ее пальто… Особенно Лиле нравилось смотреть, как Артем, согнувшись, заводил руку под колено, не спеша вел ее вниз, будто подталкивая что-то под брючиной, и наконец-то возле щиколотки очередное яблоко «вываливалось» ему в руку. Она сама удивлялась, почему ей не надоедает столько раз наблюдать фокус начинающего волшебника.

       Яблоки стали символом их отношений. Бросили, уезжая из горного лагеря, несколько мелких яблочек в речку вместо монет. К вручаемому подарку или сувениру всегда прикладывали яблоко. Одно, не обязательно крупное, зато всегда отборное, будто похищенное с выставки. Яблоко, прикрепленное к почтовому ящику сигналило о том, что надо срочно увидеться, после чего время и место уточнялось по телефону.
       Незадолго до окончания института Артем сделал Лиле предложение. Родители Лили не возражали против свадьбы в принципе, но четко обозначили:
       - Защитит Лилька диплом – тогда и пойдете в ЗАГС.
       Обменялись яблоками вместо колец.

       Артем уехал по распределению, завязалась переписка. Но длилась недолго, так как вскоре пришло письмо, в котором Лиля сообщила, что встретила другого, ее закружил ураган, «буйство глаз и половодье чувств». Писала, встречи с Артемом были желанны, но ей не хватало более ярких эмоций от него, искр, фейерверка… Кончалось письмо требованием ответного письма не присылать, нет необходимости, и встреч не искать, так как теперь она четко поняла, как будет жить дальше.
       В первый момент Артем подумал, что перепутал и взял чужое письмо, это не ему, а совсем постороннему парню писала чужая девушка о том, что хочет расстаться. Но нет, он слишком хорошо знал Лилин почерк.
       Артем долго переживал этот удар. Да, он был с Лилей деликатен и осторожен, опасаясь на полную мощь выпустить наружу свой внутренний восторг, внутренний танцующий фонтан с подсветкой. Почему опасался? Ему все время казалось, что она, подобно чересчур стеснительному гостю, мнется на пороге. Слишком решительный натиск мог бы Лилю отпугнуть и оттолкнуть. А оказалось - милой домашней девочке не хватало именно все сметающей страсти.
       Он завербовался добровольцем в Афганистан. Ему повезло вернуться целым и невредимым. Его даже ни разу не ранило. По возвращении домой узнал, что Лиля вышла замуж. Не сразу после прощального письма, а только через 3 или даже 4 года, но ему-то какая разница.
      
       Пронеслись года. Артем нередко вспоминал однополчанина Серегу, выжившего чудом. У Сереги осколок застрял, не дойдя до сердца буквально пару миллиметров. Хирурги опасались оперировать. Серега смеялся и говорил, что совсем не чувствует осколка, у него ничего не болит, не ноет, не тревожит. Наверняка бравировал. Так как через несколько лет, при очередном осмотре выявилось, что осколок каким-то чудом от сердца отодвинулся, и Серега сразу дал согласие на операцию. Близ сердца Артема металлических осколков не было, но оно все равно иногда болело, ныло, тревожило.

       Появились соцсети. Он пытался найти Лилю по девичьей фамилии, но безуспешно. Привлекал общих знакомых, но те, с кем связь возобновилась, о ней ничего не знали. И вот, когда Артем смирился, прекратил поиски, его нашла Лилина дочь. Сообщила, что их семья была очень благополучной, но 2 года назад Лиля умерла. Внезапно. Тромб. Предложила встретиться, если у Артема есть такая возможность. Если нет, пусть он сообщит почтовый адрес, и она ему кое-что пришлет.
       Артем приехал. Всматривался в лицо ухоженной 30-летней женщины, ища черты любимой, но сходство оказалось весьма отдаленным. Женщина как могла подробно отвечала на его вопросы, что-то добавляла от себя, но все рассказанное ею было «потом». О том, что было «до того», до ее рождения, она знала очень мало. Эта женщина была «папиной дочкой», мать с нею не слишком-то откровенничала, и уж тем более не делилась секретами. Лилина дочь не смогла ответить кем был тот, из-за которого мать порвала переписку с Артемом и почему мать вышла замуж за отца этой женщины, а не за того, кто закружил ее в вихре новых эмоций.
       При расставании дочь Лили протянула ему небольшой сверток:
       - Эти письма мама писала Вам на протяжении всей своей жизни.
       - Вы их читали?
       - Нет.
       - Как же догадались, что они для меня? И что написаны не до расставания, а после?
       - Взглянула на конверты.
       Он наугад выхватил из свертка несколько писем и замер пораженный: на каждом конверте там, где предполагалось писать адрес, было нарисовано яблоко.

 

       P.S. Давным-давно я читала повесть, в которой каждая глава велась от лица одного из персонажей, а по окончании главы несколько абзацев шло под грифом «О чем он(-а) не знал(-а)»
       Прибегну и я к такому повороту.
       Итак, ни Лиля, ни тем более Артем, не узнали, что вмешалось 3-е лицо – на тот момент почти невеста Лилиного брата, обозначу ее Т. Будущая родственница попросила Лилю от имени этой самой Т. написать письмо назойливому кавалеру с требованием отстать. Мотивируя тем, что нахал устные слова к сведению не воспринимает, поэтому надо ему написать, мол, с ним скучно, пресно, не хватает огня. Сама Т. пишет коряво, не убедительно, а Лиля пишет, как дышит. Не подозревающая подвоха Лиля просьбу выполнила, и никогда не узнала, что в городок, куда распределили Артема, ушло 2 письма. Одно якобы настырному и надоевшему воздыхателю, с четко выраженной программой «Отвали!», другое – коменданту общежития, в котором поселили Артема. В письме была просьба перехватывать письма от Лили, так как она – дева несерьезная, Артему голову морочит и держит его как запасной аэродром. Комендант проявил понимание и дал вахтерам указание перехватывать письма от Лили.
       Что не поделила с Лилей будущая невестка? Главная причина - зависть, исключительно зависть и ничего кроме зависти. Но я сейчас не хотела бы углубляться в дебри их отношений, возможно, когда-нибудь я вернусь к этому сюжету и укажу с чего началось.
       Здесь отмечу только, что о многолетней зависти Т. Лиля узнала в день похорон матери. После того, как завершились поминки, и гости разошлись, во время уборки невестка после какой-то реплики вдруг заистерила и наговорила Лиле столько гадостей, что Лиля наконец-то прозрела, поняла, как невестка ей завидует.  На пустом месте.
       Во время разборки Т. про злосчастное письмо ничего не сказала. Она, наверняка, даже забыла о нем, но если бы Лиля всерьез проанализировала бы услышанное, такой вывод напросился бы сам по себе.
        Лилина дочь знала о том, что у матери с семейством брата отношения не сложились настолько, что не обменивались даже поздравлениями в канун праздников.  Но в чем причина не знала, а мать в детальные объяснения не вдавалась.

       Не узнал Артем и о другом факте, так как его мать промолчала, а Лилю он избегал.
       Лиля недоумевала отчего почти жених прервал переписку настолько внезапно и без объяснений. Почему она ему пишет, но ответа нет и нет. Лиля пришла к родителям любимого узнать, что случилось. Мать Артема, осунувшаяся, в слезах, захлопнула перед ней дверь, выкрикнув только:
       - Уйди и на глаза мне не показывайся! Если бы не ты, он не поехал бы в Афганистан! Вернется ли?!
       Лиля ждала год, другой, третий… Надеялась, что Артем вернется и все непонятки развеются. Не вернулся. Именно к ней не вернулся, хотя она знала, что в город на несколько дней он приезжал, родителей навестил. Только тогда Лиля смирилась и стала строить свою жизнь без оглядки на былое.