О бесполезности мультилингвальности

Виктор Румянцев
Наконец-то тепло! Тепло пришло в Ригу. Ждали его с поздней осени. Ждали с нетерпением. А оно всё где-то застревало, гостило не у нас, а мы мёрзли и мёрзли, кухонно ворча на неподъёмные счета за отопление. Ворча, но оплачивая. А куда деваться? Эх…

И вот пахнуло свежими листьями и зелёной травой. Соловьи распелись по утрам на окраинах Риги и даже в её зелёных парках. Дождевые черви в сладкой истоме растянулись на тротуарах к искренней радости птичьего поголовья. Даже клещи вышли из осенне-зимне-весенней дрёмы, в азарте покручивая туда-сюда своими цепкими хоботками в поисках жертвы.

Впрочем, что это я не о себе, да не о себе?

Итак, одевшись приблизительно по погоде, я бодрым шагом дошёл до гаража и после недолгих взаимных приветствий выкатил из него своего Гошу. Это мой велосипед, если кто не знает. Шины я уже давно подкачал, поменял руль на более подходящий моему возрасту, цепь пропшикал цепным спреем и только и ждал с нетерпением подходящей погоды.

Первый километр дался на удивление легко. После недолгих размышлений об этом феномене неожиданно пришёл к выводу, что еду по ветру. В сторону, противоположную от дома. Вывод не понравился, но дело сделано, поэтому пришлось изменить маршрут, сделав его более длинным, но зато проходящим через лесопарк, в котором ветер гораздо слабее, чем в кварталах спальных районов.

На четвертом километре пришлось снять жилетку и надёжно приторочить её к багажнику. Жарко, знаете ли.

А в лесопарке просто чудно! Щебет птиц, где-то дятел долбит сосну, народ собачек выгуливает, ветхие старушки волокут за собой палки для скандинавской ходьбы. И я всё это аккуратно объезжаю. За исключением дятла, конечно. И на душе легко и радостно.

Возле «Кепки Ушакова» (огромный холм, насыпанный над свалкой во времена мэра Риги Нила Ушакова) на просторном пустыре народ жарит шашлыки и загорает на солнце. Красота, одним словом!

Шестой километр конкретно против ветра. Переключил звёздочку на пару щелчков ниже и крутить стало легче. Еду по специально отведённой для велосипедистов полосе. Она довольно широкая, не менее двух метров. Параллельно ей – пешеходная дорожка. И та, и другая обозначены не только специальными дорожными знаками, но и трафаретами на асфальте. Народ у нас, в основном, дисциплинированный, но, как в докладах на пленумах ЦК КПСС бывало, «кое-где ещё имеются отдельные недостатки».

На моём пути как раз и оказались «отдельные недостатки» в лицах трёх парней и одной девицы, идущих по велодорожке в одном со мной направлении и полностью её заняв.

Объезжать их с любой стороны – выехать на газон. А я очень воспитанный человек. Поэтому я стал тренькать в свой хилый велосипедный звоночек. Никакого интереса молодёжь ко мне не проявила и ни один мускул не дрогнул ни на спинах парней, ни на крутых ягодицах девицы.

- Извините пожалуйста! – подал я свой голос в надежде на понимание с их стороны. Ноль эмоций…

Мне подумалось, что это ребята из местных и русский язык им по определению незнаком, поэтому попробовал вступить с ними в контакт на государственном:

- Атвайнойят, лудзу! – мне уже пришлось уравнять скорость велика с их неспешными шагами.

Дальше я перешёл на  международныцй общедоступный: - Экскьюз ми плиз! – никаких шевелений в стороны.

Ах так! И я продолжил свои потуги: «Эскузе муа! Иншульдиген зи мир битте»!, после чего понял, что марсо-юпитерский язык мне неведом, а они, вероятно, понимают только на нём и заорал от всей своей широкой души:

- А ну в стороны, …бмать-перемать, нах…! Раздавлю к едрене фене! – и ещё пару выражений не на международном, но на общепонятном добавил с превеликим воодушевлением, переходящим в лёгкий шаманский транс.

Ребят будто ветром сдуло с велодорожки. А я, вполне отдохнувший, пока за ними плёлся, приналёг на педали, опасаясь всего лишь плевка в спину. Впрочем, не доплюнули бы, им же тоже против ветра!

Хороший день, весенний, майский!

14.05.2024
Рига