Енот Листик, шесть ничьих душ и седьмая душа

Боб Жмуркин
                ***

Как только в мае потеплело, медведь ушел куда-то далеко - мед добывать. Енот Листик не последовал за ним. У него все еще не было сил на долгое путешествие, и потому он лежал в темноте и пытался сочинить хоть какую-нибудь историю. Но история не сочинялась, и енот решил все-таки побродить по лесу - только недалеко. Брел он медленно, ловя себя на мысли, что не так уж и потеплело. Разве что дождя нет. Тут его кто-то окликнул: енот оглянулся, но никого не увидел. Однако его окликнули снова. Енот с некоторым испугом спросил: кто здесь? Ему ответили: душа.
- Чья душа? - быстро спросил енот.
- Ничья.
- Как это - ничья? Разве бывает ничья душа? Душа обязательно должна быть чья-то. Например, - моя.
- И есть ли в этом мире душа, которую Вы бы назвали своей? - в голосе говорившего чувствовался вызов.
- Часто я склонен думать, что нет, - вздохнул енот.
- Вот видите..
- Но почему Вы - ничья душа?
- О.. хотите узнать.. Что же.. Я пыталась сгореть в огне.. И я сгорела..
- В каком огне?
- В огне стихо-творения..
- Не понимаю..
- Я пыталась сочинить стих, чтобы убить себя..
- Разве можно убить себя с помощью стиха?
- Можно убить себя в стихе.. Вот я и хотела окунуться в огонь стиха - убить себя, чтобы выжить..
- Никак не могу понять Вас.. Разве возможно убить себя, чтобы жить?
- Для души - возможно. Вот я сгорела, а все равно живу..
- Но зачем убивать себя в стихе?
- Чтобы не убить себя в жизни..
- Нет.. Зачем вообще убивать себя?
- Чтобы родиться..
- Извините, но я не совсем..
Стало тихо. Больше никто с енотом не говорил. Он звал эту сгоревшую душу, но никто не отзывался. Енот постоял на месте, словно ждал ее возвращения, но никто не возвращался. Листик побрел было дальше, но зацепился за какой-то корень, и упал в яму. Яма была небольшая, и енот быстро из нее выбрался, но кто-то снова столкнул его в яму, сказав при этом: здравствуйте!
- Добрый день, - вежливо ответил енот. Правда, я Вас не вижу, - добавил он.
- Я - душа, - сказали ему.
- Ой.. я только что разговаривал с одной.. Вы случайно не сгоревшая душа?
- Нет. Я - душа утонувшая.
- А со сгоревшей душой Вы не знакомы?
- Не знакома.
- Что же с вами стряслось?
- Однажды я решила утонуть.
- Утонуть? Каким образом и зачем?
- Мне было невыносимо, и я решила утонуть в водах сказки..
- Сказки? Что это значит?
- Сочинить сказку, и навсегда остаться в ней. Погрузиться в нее и не вынырнуть, - думала, так будет легче..
- Но легче не стало?
- В сказке - стало. Но на самом деле - нет.
- А я всегда считал, что сказка - это и есть на самом деле.
- И я тоже так считала. Но стоило мне утонуть в ней, как я стала сомневаться..
- И что же с Вами теперь?
- Теперь я - ничья душа.
- О, я слышал это от сгоревшей души. Но почему - ничья?
- Вот если б я утонула в сказке и вынырнула обратно, - я была бы чья-то, а так..
Больше енот Листик ничего не услышал от своей новой знакомой. И понял, что пора уходить. Он выбрался из ямы и побрел дальше, вознамерившись идти домой. Но все оказалось не так просто. Откуда ни возьмись, подул сильный ветер, но он не выл - а будто бы разговаривал. И енот с удивлением обнаружил, что различает слова..
Здесь енот уже догадался, что это новая душа, и так и спросил. Получив утвердительный ответ, Листик поинтересовался, что же произошло в жизни этой души.
- Я взорвалась. Точнее, взорвала себя..
- Ой, Неужели.., - еноту стало страшно.
- Да. Мне очень хотелось родиться, но я все никак не рождалась. Я устала ждать и решила взорваться, - чтобы родиться побыстрее. В итоге я уничтожила тот космос, в утробе которого была перед рождением..
- Так Вы все же родились, или нет?
- Родилась, но разве это рождение.. Рождения не вовремя.. Когда ты не должна была появляться, но появилась..
- Жалеете об этом?
- Да..
- И как Вы теперь?
- Теперь я - ничья. Я бы хотела соединиться с каким-нибудь телом, но это невозможно, учитывая, что я родилась раньше срока, и сейчас - не мое время, и оно никогда не будет моим..
На этом рассказ очередной души завершился. А енот начал опасаться, - попадет ли он домой вообще? Тем более, не успев еще сделать и шаг, он попал под дождь. Странно: на небе даже туч не было, и в лесу не было дождя, но над енотом дождь был. Серебристый такой дождик. Он был настолько мелок, что енот даже усомнился, - намокла ли его шерсть?
- Хотите услышать мою историю? - спросили его.
Енот, понимая, что это опять какая-то душа, и устав от подобных историй, все-таки вежливо сказал: конечно, рассказывайте..
- Я разбилась. Разбилась, налетев на скалы воображения..
- Не могу себе представить..
- Я тоже не могла.. Но хотела разбиться именно так..
- С какой целью?
- Мне казалось, что воображение убивает меня. Вот я и пожелала разбиться, налетев на его скалы, чтобы не воображать ничего..
- И так стало лучше?
- Нет. Не воображая ничего, я еще больше страдаю. От неприкаянности, от того, что ничья..
- Ничья! Я постоянно сегодня слышу это слово! Вы случайно не знаете утонувшую в сказке душу?
- Впервые слышу.
Больше эта душа ничего не рассказывала. Замолчал и Листик. Он уже не хотел никуда идти. И потому взобрался на пенек. Может, хоть поспать удастся? Но поспать не удалось. Его стало окутывать каким-то красноватым.. не то газом, не то свечением.. Причем енот был не уверен: это видение, ниспосланное ему, или просто атмосферное явление?
Все сомнения рассеялись, когда у него осторожно спросили: Вам уже, наверно, надоели эти ужасные истории? Голос исходил прямо из красноватого свечения.
- Почему.. они весьма любопытны, - енот по-прежнему оставался вежлив.
- А я ударилась головой о Марс, - даже не представившись, сказал кто-то.
- Вот как.., - задумчиво произнес енот, зная, что это душа, пятая по счету.. Но, позвольте, как Вы могли удариться головой о Марс? Разве у души есть голова? И разве Марс - не каменная планета, о которую душа не может удариться, ведь она бестелесна?
- Вы говорите о Марсе астрономии. А я говорю Вам о живом Марсе, о котором астрономы ничего не знают.. о душе Марса..
- Она тоже красная? - задал енот нелепый вопрос.
- Она краснее самого красного.
- Но для чего вам было нужно биться головой о душу Марса?
- Я была влюблена в него. А он.. был.. Марс.. И тогда я просто врезалась в него головой, - по-другому я не могла показать ему свою любовь..
- Это, наверно, очень больно.. и даже смертельно..
- Да, именно так.. И все время так происходит.. Но этим я и живу, хотя и оказалась ничей, ведь Марсу я не нужна.. Да.. Так и живу.. А иначе умерла бы..
Эта история произвела на Листика гнетущее впечатление.. Ни поспать, ни пойти домой, - он не мог. А ждать следующего разговора с душой не пришлось долго. Все началось с того, что Листик почувствовал горький привкус во рту. И кто-то его окликнул, - чуть ли не изнутри него самого..
- Добрый день! Вы, наверно, душа, - осведомился енот.
- Да. Откуда Вы знаете?
- Догадался. Что Вы хотите рассказать мне?
- Как я решила выпить яду..
- Но разве душа может отравиться от яда???
- Смотря какой яд.. если душа потеряет свой свет..
- Но какой яд приняли Вы?
- Это был яд из букв и слов..
- Простите..
- Да. Буквы и слова потеряли для меня всякий смысл.. Я буквально ничего не могла сочинить, - это всегда вызывала у меня тошноту.. А то, что сочиняла, - вызывало у меня предсмертные судороги.. И тогда я решила выпить этот мутный буквенно-словесный яд - чтобы больше не было этой тошноты и ничего писать не хотелось..
- И помогло?
- Нет. Теперь я обречена всем это рассказывать, - про то, как процесс сочинения вызывал у меня тошноту.. в общем, все, что рассказала и Вам.. Такова судьба ничейной души..
- Почему ничейной?
- Душа, которая ничего не может сочинить, и обречена вечно повторять один и тот же текст, - ничья.. Это душа, в которой нет души..
Этот рассказ окончательно опечалил енота, и он все-таки решился идти домой, - благо это было не очень далеко. Но перед его родным дубом он увидел большого ворона. Тот в клюве держал белый конверт. Это тебе, Листик, - сказал ворон.
- А от кого?
- Не знаю. Я сидел на ветке, и вверху пролетала какая-то птица. Может, и не птица, я не мог разглядеть, от нее исходили такие лучи.. это была самая лучезарная птица из тех, которых я видел.. Я только услышал: передай это еноту. И сверху на меня прилетел конверт, - только подхватить успел..
- Смотри, на нем пятна крови! Это твои?
- Нет, что ты! Я не ранен..
- Тогда, может, это той птицы.. или не птицы..
- Не могу сказать, ничего такого не видел.. Но пятна крови на конверте я сразу же заметил, да..
- Ладно, спасибо тебе ворон..
Ворон улетел, и енот вскрыл конверт, но ничего там не обнаружил.. Никакого письма не было. Я - говорящее письмо, - прозвучало из конверта, словно в ответ на мысли енота..
- И кто же Вы? Снова - душа?
- Да.
- И чья же? Снова - ничья?
- Не совсем.
- Тогда чья же? Той птицы, что передала конверт?
- В каком-то смысле..
- Что значит - в каком-то?
- Значит - не совсем.
- Тогда чья? Чья еще? Моя?
- Да, и твоя тоже.
- И все? Или еще чья-то?
- И тех душ, с которыми ты сегодня разговаривал.
- Но они же - ничьи.
- Да. Потому что они - твои. Они твои части или личины, но они не могут стать целым, потому что ты разделил свою душу.
- Чем разделил?
- Тем, о чем они говорили.
- А.. Так все-таки: кто Вы? Вы сразу много душ в одной? Так бывает?
- Я душа единения. Меня прислало то лучезарное существо, что передало этот конверт, и во мне есть та частичка света. которую оно вложило. Эта частичка позволит Вам соединить все части своей души и перестать разделяться..
- И что мне нужно делать?
- Жить. Любить. Сочинять.
- Я пробовал, но это не помогает. И эта кровь на конверте, - она - того самого существа?
- Да. И это ваша кровь. И это кровь всех тех, чья душа больна. Вы сегодня повстречали шесть больных душ. Пусть же седьмая, чистая, - станет Вашей.
- Выходит, - она была в этом конверте?
- Да.
- Так что же мне все-таки делать?
- Перестать задавать вопросы. Этим Вы только раните себя. Пишите сразу ответы. И живите так, как живут солнце и светила.. они светят, и не задают никаких вопросов..
- Но у меня же есть разум! И сердце.., - пролепетал енот..
- Вот и живите ими, - так, чтобы они любили жить в истине..