Шурави, газовик, большой Друг

Иван Цуприков
Поселок Ванъеган, по своим меркам, большой, около пяти с половиной тысяч человек проживают в нем. В его центре – культурно-спортивный комплекс газовиков – Таежного ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» – «Импульс» с плавательным бассейном, территорию которых объединяет парк сказок. Далее, средняя школа, храм Покрова Пресвятой Богородицы. Красотища, не наглядеться.

У идущих мне навстречу, ребят, по возрасту лет 10-12, одетых в камуфлированную форму, интересуюсь, как пройти к библиотеке. На вопрос, а зачем(?), отвечаю, что хочу посетить музей Боевой славы.

И они хором: «Вы к Сергею Аркадьевичу? Так он вас ждет там, на лестнице. А можно мы с вами пойдем?». «Конечно». И мы гурьбой направились к одному из красивейших зданий, у входа в которое стоял Сергей.

Обнялись, так давно не виделись. Год, нет – два, когда он со своими школьниками приезжал на соревнования кадетских классов к нам в город Югорск. Но теперь он его выпустил, а без дела, несмотря на пенсионный возраст, не остался. У него в попечении новые школьники, окружившие нас, перебивая друг друга, что-то рассказывают своему учителю, или вожатому, или руководителю кружка? Так и не спросил, кто он для них. Но позже понял, что больше, для них он «Шурави», так советских солдат называли в Афганистане.

Музей «Боевая слава», организованный им в библиотеке, поразил своим многообразием экспозиций. Они касались Великой Отечественной войны – танковой битве под Прохоровкой, под Сталинградом. Здесь собраны маленькие макеты не только бронетехники, авиации, а и солдат. Рядом стенд с оружием, касками, знаменем Победы, развевающимся над Рейхстагом, фотографии победителей. Справа – стенды, посвященные локальным войнам в Афганистане и СВО. Чуть выше их, на стене фотографии ветеранов – солдат, участвовавших и участвующих в них. Это ванъеганцы. А слева на них смотрят ветераны Великой Отечественной войны, тоже ванъеганцы.

В соседних помещениях библиотеки несколько выставок с моделями боевой техники и «Очумелых ручек», моделей, сделанных детьми из Лего – авиация, боевая техника. Здесь все ребята и собрались – «воюют», и рассказывают мне, как собирали эти макеты. 

И не только все это организовано, собрано и установлено Сергеем Шибайло, с помощью, конечно, и многих других людей. В 2017 году, по Гранду Президента России ими закуплено необходимое оборудование для игр в «Лазертаг». До сих пор ребята со своими папами и мамами соревнуются в атаках и обороне, поражая соперников инфракрасными лучами из электронного оружия – тагер.

И на этом не остановились. В позапрошлом году по Гранду Губернатора Югры,
закупили квадрокоптеры. Пока к бою не готовы, учатся управлять «самолетами». Но вот-вот, начнутся соревнования…

– Умница! – только на ум и пришло, что сказать Сергею, крепко пожимая ему руку.
И сколько доброго сложено в этом одном слове. А с чего все началось?

С организации в 2008 году Сергеем Шибайло и Андреем Широуховым в поселке
общественной организации «Боевое Братство», которая не просто числится, а полноценно работает, занимаясь патриотическим воспитанием подрастающего поколения? Может и так. Хотя, если коснуться нашего героя Сергея Шибайло, то нужно коснуться его пути к тому, что сегодня создано им, лет на двадцать ранее, созданной здесь общественной организации ветеранов войн.

В 1982 году, поступив в Волгоградский техникум на специальность машиниста
технологических компрессоров, Сергей отучился в нем всего полгода. 2 апреля 1983 г. был призван в армию, и после военной учебы, 16 июня того же года, был направлен на прохождение дальнейшей службы в Афганистан, в 149 гвардейский полк 201 Гадчинской дивизии, расположенной в городе Кундуз. Пулеметчиком. Участвовал со своими сослуживцами в сопровождении автоколонн, в боевых операциях.

«Мой первый боевой выезд: производили зачистку зеленки (лесополосы, рощи) возле дороги. Душманы из нее вели обстрел колонн из минометов, гранатометов, ДШК, устанавливали мины, – вспоминает Сергей. – Мы попали в окружение, спрятались в арыке (ручей). Простояли там 1,5 часа по пояс в холодной воде. И после, там я приял первый бой…»

«Были и потери, и не только в стычках с душманами. На Файзабаде был случай, четверо ребят замерзли, до смерти, – Сергей опустил голову и замолчал. Потом, вытерев слезу, продолжил свой рассказ. – Мы со своей группой поднялись в горы под дождем, промокшие, несколько раз перешли селевый поток, ночь переночевали. И снова подъем на вершину, где снег лежал. Это было 27 марта. Мы двое суток там были, задача, не дать отряду душманов спуститься в Кундуз. Люди начали переохлаждаться. Когда мы стали спускаться, парень, шедший за мною, крикнул: «Мама!» – и упал бездыханный, замерз на ходу. Я нес оружие погибшего, замерзшего парня…»

И сколько таких потерь было. Не стал расспрашивать Сергея. Понимая, что это не к месту…

С января 1985 г. по август, он был снайпером.

«6 июля 1985 года, погиб мой товарищ на Панджшерской операции: поднялись, перешли ущелье Саланга, пропустили воздушно-десантную дивизию, проходившую в глубь гор, и остались…»

Совпадение: он говорит о 103 дивизии ВДД, в которой я не только служил, но и был в той колонне, после двадцатидневной операции, вернувшейся назад. И ведь мы слышали в тот момент эхо стрельбы в горах. Невольно, перебив Сергея, жму ему руку. Сколько они спасли наших жизней. Вспомнили, как 29 августа, на том Саланге, у кишлака, в реке Кабул, подорвались на минах душманов их же соплеменники, дети, купающиеся в реке. Из-за этого наша дивизия остановилась, и несколько батальонов, поднялось на перевал, преследуя отряд душманов, которым не дали уйти, рота, в которой служил Сергей. Неожиданная история.

7 августа Сергей закончил службу, которая растянулась на три месяца длиннее положенного срока, двух лет. Рядовым, награжденным медалью «За боевые заслуги» и «Знаком воинской доблести» от ЦК ВЛКСМ, Сергей вернулся домой.

В январе 1986 года он проходил преддипломную практику на промплощадке Комсомольского ЛПУМГ, КС-3. А в 10 августа 1987 г., получив диплом машиниста ТК, был направлен в это же предприятие – «Газпром трансгаз Югорск» – в Таежное ЛПУМГ, в поселок Ванъеган.

«Тогда здесь работало 4 компрессорных цеха, в пятом цехе шла пуско-наладка оборудования с газоперекачивающими агрегатами ГТН-25, в которой участвовал и я, – продолжает рассказывать Сергей. – И в ноябре, когда он был запущен в работу, я остался трудиться в нем. Все расчеты приходилось делать самому, высчитывать помпажные явления, температуры масла, подшипников и так далее. Несмотря на то, что к этому процессу было подключено автоматическое управление. Но, и оно могло в том периоде времени грешить, поэтому, чтобы не возникли непредвиденные ситуации, мы занимались такой практикой, и как показало время, правильно делали.

Начальником нашего цеха был Александр Васильевич Варивода, ставший потом начальником ЛПУМГ. Он был настоящий хозяин, приучил и нас, быть такими же.
Вот, к примеру, на территории пылеуловителей, положили неровно железобетонные плиты. Увидев это, Варивода приказал переложить их заново. И почему, понятно, если плитка где-то в своем ряду лежит чуть выше других, то участвуя в любой аварийной ситуации, человеку, бегущему по ней, можно о нее споткнуться, упасть, получив травму.

После Вариводы начальником цеха был Валерий Михайлович Луганский. Грамотный, справедливый. Он пришел в то время, когда в ЛПУМГ были созданы хозрасчетные бригады, одной из них руководил я. Без конфликтов не обходилось. Вот один из них: когда мы в одном из месяцев, определяли кому, какое вознаграждение нужно определить, слесари, узнав, что у уборщицы производственных помещений был больше коэффициент трудового участия (КТУ), чем у них, орали на меня, почему я так поступил. Я объяснил, что она свою работу делает, как и мы свою. И стимул у каждого должен быть. И Луганский меня поддержал, все успокоились.

Доходило до того: я ухожу со смены, а один из ответственных работников, выпавший снег, не убрал около запорной арматуры. Глядя на это, я ставлю отметку – минус. Он за это получил КТУ меньше на 30 рублей. Второй месяц, та же история. А потом он уже гордость свою спрятал и начал, как все, убирать снег, держать свое рабочее место в хорошем состоянии».

На мой вопрос, а были ли опасные ситуации на производстве, Сергей рассказал следующую историю.

«Как-то в 1989 году мы работали на 36-х кранах, предназначенных для вывода
компрессорного цеха на кольцо. Раскопку их произвели, сняли старую изоляцию, произвели зачистку выявленных дефектов, заизолировали запорную арматуру, и засыпали землею. И, буквально через несколько дней, после этого, на территории Пелымского ЛПУМГ, произошел взрыв магистрального газопровода. Из-за этого был перекрыт данный участок линейной части МГ, и у нас начало расти в трубе давление. Комсомольское ЛПУМГ, находящееся между нами и Пелымским ЛПУМГ, выходит на минимальные обороты компрессоров, мы – также, но давление в трубе продолжает расти. И чтобы сбросить его, выводим наш компрессорный цех на кольцо. Это позволило, предотвратить помпаж нагнетателя, и у нас, благодаря четкой работе 36 крана, турбины не остановились».

В течении 20 лет, в свободное от работы время, Сергей Аркадьевич, занимался общественной деятельностью в школе.

«Начиная с 5 по 9 классы, проводил со школьниками занятия по строевой, огневой подготовке, по ОБЖ, – рассказывает он. – И сейчас встречаюсь с теми ребятами, слышу слава благодарности от них за это. Хорошо, что начальники цехов, ЛПУМГ, поддерживали. Давали отгулы в то время, когда нужно было мне выезжать со своими школьниками на соревнования. Мы выступали с ними в состязаниях, проходивших в поселках Шаркалы, Октябрьское, Приобье, не раз занимая призовые места, а также в окружных соревнованиях. Из 16 команд, в числе которых 9 команд – кадетские классы, мы проиграли 3 место только потому, что не научились играть в пейнтбол. Но три кубка поэтапных у нас с тех состязаний стоят – 2 первых места и одно – второе.

Проработав в ЛПУМГ 27 лет, Сергей Аркадьевич в 2015 году ушел на пенсию. После этого он восемь лет был учителем кадетского класса, сейчас, продолжает работу со школьниками на добровольной основе. Ежегодно в ходе месячника по военно-патриотическому воспитанию «Боевое Братство», совместно с Ванъюганской библиотекой семейного чтения, проводит цикл уроков мужества под названием «Эхо Афганской войны», «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд» для учащихся школ, ребят детского сада «Ромашка», детского дома «Лучик» в поселке Сергино, с показом презентации выставок боевых наград, моделей боевой техники.
Регулярно он участвует в организации возложения школьниками цветов у вечного огня, в книжных выставках библиотеки, в создании музея «Боевая слава», в соревнованиях по стрельбе из пневматической винтовки, по «Лазертагу», в недалеком завтра – в «летном мастерстве» на квадрокоптерах.

 Оживают с участием Сергея Шибайло и другие идеи. Например, с укреплением связей с жителями их поселка, находящимися на боевых позициях в СВО: дети пишут им письма, отправляют сочиненные ими стихи, рисунки, рассказы о поселковых делах, и о том, как ждут их возвращения назад.

Жму руку Сергею, за то, что он такой Человек, с Большой буквы, дарящий себя подрастающему поколению.
Иван Цуприков