3. Механизмы воздействия музыки на организм

Гарри Александров
С точки зрения физики музыка – это упорядоченная во времени и пространстве последовательность тональных звуков, обладающих определенными физическими параметрами и соответствующими им слуховыми характеристиками.
Однако такое определение никак не объясняет ни причин эмоционального воздействия музыки на человека, ни механизма ее влияния на психофизиологические процессы, протекающие в организме человека в момент восприятия. Исследованиями этих вопросов занимались многие ученые.
Физиолог Ч. Дизренс, обобщая в своей книге «Влияние музыки на поведение» результаты ряда психофизиологических исследований, проведённых другими авторами, заключает: «Разумеется, верен тот факт, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции, и среди исследователей, занимающихся этой проблемой, достигнуто соглашение по следующим пунктам. Музыка усиливает метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и регулирует его правильность, оказывает заметное, но изменяющееся влияние на объём крови, пульсацию и кровяное давление, таким образом, даёт физическую основу для генезиса эмоций» [81].
Другой физиолог - Н. Черкас утверждает, что «не только музыка как таковая, но даже простые отдельные музыкальные тоны производят в организме резко выраженные физиологические изменения» [81]. Автор приводит экспериментально полученные данные, согласно которым в зависимости от интенсивности звука и его окраски меняется давление крови в сосудах.

                3.1. МУЗЫКА И ГИПОТАЛАМУС

     Некоторые ученые придают решающее значение в формировании восприятия и реакции организма на восприятие музыки гипоталамусу - отделу промежуточного мозга, который контролирует деятель-ность эндокринной системы человека. По их мнению, гипоталамус преобразует нервные импульсы, поступающие к нему от периферической части слуховой системы в эмоциональные переживания, которые в свою очередь передаются в кору больших полушарий. Таким образом, гипоталамус создаёт эмоциональную компоненту восприятия музыки. Поскольку гипоталамус выполняет в организме роль регулятора биологических ритмов, то музыкальные ритмы естественным образом воздействуют на организм слушателя. И что интересно - именно в гипоталамусе находится так называемый «центр удовольствия». Что было доказано многочисленными проведенными экспериментами [82].

     По мнению авторов, гипоталамус реагирует на музыкальные импульсы так же, как и на все другие, к нему поступающие. Но положительно реагирует на музыку только тогда, когда она соответствуют следующим параметрам.

     1. В музыке должны присутствовать различные периодически по-вторяющиеся звуковые элементы. Частоты следования этих элементов должны также быть различны, т.е. должны присутствовать и элементы с низкой частотой следования и элементы с высокой частотой следования. Это свойство делает музыкальные ритмы подобными биологическим.

     2. Частоты следования повторяющихся звуковых структур должны быть синхронны. Человеческие биоритмы строго синхронизированы. Например, один дыхательный цикл (вдох выдох) обычно соответствует четырем ударам сердца. Минутный цикл распределения крови соответствует шестнадцати дыхательным циклам, четырем циклам изменения кровяного давления и шестидесяти четырем ударам сердца. Кратность числу два и строгая синхронность в этих соотношениях очевидны. Также как и биоритмы, музыкальные ритмы должны быть синхронны. Наличие такой синхронизация будет благоприятно для человеческого организма. Когда все биоритмы строго синхронны, человек чувствует себя прекрасно и испытывает состояние, близкое к блаженству.

     3. Одновременно с синхронными ритмами, в музыке должен также присутствовать и изменяющийся элемент. Этим элементом является ме-лодия. Музыки без мелодии не бывает. В течение дня люди выполняют многочисленные непериодические движения, которые проходят на фоне синхронности и периодичности биоритмов организма. Это нормальное состояние для человека. По аналогии с ним, на фоне периодичных музы-кальных элементов должны существовать также звуки постоянно изменяющиеся, не имеющие периода своего повторения. Исследования спонтанных ритмов, образующихся в организме в процессе его повседневной деятельности, показало, что они «связаны с другими, находящимися внутри организма спонтанными ритмами» и зависят от основных ритмов человека.

     Обязательным условием для совместного функционирования этих трех принципов является определённое состояние памяти гипоталамуса. Гипоталамус обладает небольшим объёмом собственной локальной памяти, где он размещает необходимую ему информацию. Содержание этой памяти во многом определяет реакцию человека на музыку. От информации, там содержащейся, зависит то, получит ли человек удовольствие от звучания музыки или нет [83].

     «Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными. Как уже говорилось, этими элементами является желательная синхронизация и определённые соотношения звуковых периодов».
3.2. МУЗЫКА И РИТМЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Одним из наиболее важных для организма человека видом биоритмов являются ритмы головного мозга, которые зависят, прежде всего, от состояния умственной активности человека в данный момент. Такое состояние человек может вызвать в себе намеренно. Например, настроить себя на решение какой-нибудь умственной задачи. Или, наоборот, попытаться выбросить из головы все мысли и просто расслабиться ни о чем не думая. Это пассивный отдых. Или расслабиться совсем другим способом – повеселиться и потанцевать какие-нибудь быстрые энергичные танцы. Это активный отдых.

     Состояние человека может быть обусловлено внешними причинами, не зависящими от его желания – кто-то его может либо сильно обрадовать, либо рассердить, либо напугать. Мало того, человек может довольно долго находиться в состоянии либо нервного перевозбуждения, либо страха, либо тяжелой депрессии, что совсем неполезно как для его психического, так и общего физического состояния.
Ритмы головного мозга, которые соответствуют всем этим состояниям, будут разными и могут возникать в разных областях головного мозга. Но в любом случае частоты их будут лежать в области инфразвуковых частот или в нижней части звукового диапазона.

     Впервые обнаружил слабые электрические колебания с частотой 7-12 Гц австрийский профессор психологии Ганс Бергер (1873-1941) почти сто лет назад, изучая электрическую активность головного мозга человека.Он назвал их альфа-волнами[84].

     Именно Бергер впервые получил запись электроэнцефалограммы головного мозга, когдазанимался исследованиями циркуляции крови головного мозга, его психофизиологией и температурой. С помощью электроэнцефалографии ему удалосьне только зафиксировать альфа-ритм, который стал известенпосле этого как волна Бергера, но также факт его подавления (замещения) более быстрыми бета-волнами, когда исследуемый человек открывает глаза (это явление было названо альфа-блокадой).

     Но рассмотрим ритмы головного мозга более подробно.

     Альфа-ритм(;-ритм) – имеет частоту колебаний 8-13 Гц. Соответствует состоянию спокойного бодрствования, отдыха.Амплитуда 5-100 мкВ.Активизировать появление альфа-ритма можно намеренно, если закрыть глаза, расслабиться и попытаться ни о чем не думать. Регистрируется альфа-ритм преимущественно в затылочной и теменной областях (зрительных отделах мозга).При повышении функциональной активности мозга амплитуда альфа-ритма уменьшается вплоть до полного исчезновения. Например, когда человек при открытых глазах размышляет над задачей, связанной с определенными зрительными образами. Обдумывает конструкцию какого-то механизма или вид архитектурного сооружения. Или когда дама продумывает детали своего вечернего туалета, разглядывая себя в зеркало. Амплитуда альфа-ритма также уменьшается, если человек пребывает в состоянии тревоги, гнева или страха.

     Бета-ритм(;-ритм) – самый быстрый. Его частота варьируется в диапазоне 14-40 Гц. Соответствует состоянию активного бодрствования, активизируется при появлении какого-то нового неожиданного стимула, в ситуации обостренного внимания, при умственном напряжении, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями, или сосредоточенны на решении каких-либо текущих проблем, а также при эмоциональном возбуждении. Регистрируется в области передних и центральных извилин. Распространяется на задние центральные и лобные извилины. Амплитуда колебания обычно не превышает 20 мкВ. При отсутствии соответствующих стимулов он выражен весьма слабо и в большинстве случаев имеет амплитуду 3-7 мкВ. Повышение уровня колебаний, соответствующих бета-ритму, может рассматриваться как синдром острого стрессового воздействия.
    
     Гамма-ритм (;-ритм) –имеет частоту колебаний выше 30 Гц, иногда достигает 100 Гц. Амплитуда обычно не превышает 15 мкВ. Регистрируется в прецентральной, фронтальной, височной и теменной зонах коры головного мозга. Чаще всего регистрируется при решении задач, которые требуют максимального сосредоточения внимания.

     Дельта-ритм (;-ритм). Это наиболее медленный, но высокоампли-тудный ритм. Частота его варьируется в диапазоне от 0,5 до 4 Гц, а амплитуда в пределах от 20 до 200 мкВ (высокоамплитудные волны). Дельта-ритм соответствует состоянию глубокого естественного сна и  может свидетельствовать о нормальном течении восстановительных процессов в организме. Однако возникает также в состоянии наркотического забытья, а также в состоянии комы. Может наблюдаться также при некоторых формах стресса и в процессе длительного умственного напряжения. Высокий уровень дельта-колебаний может свидетельствовать о наличии неврологических и других когнитивных нарушениях.

     Тета-ритм (;-ритм). Частота колебания этого ритма составляет от 4 до 8 Гц. Амплитуда его также может быть довольно значительной и находится в пределах от 20 до 100 мкВ. Регистрируется во фронтальных зонах и гиппокампе. Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в головном мозге становятся более медленными и ритмичными. В естественном состоянии эти ритмы доминируют во время фазы быстрого сна, полудремы. Это состояние называется еще «сумеречным», поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. В норме тета-волны связаны с изменением состояния сознания. Часто такое состояние сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими вос-поминаниями. Большинство людей засыпают, как только в головном мозге появляется заметное количество тета-волн. Вместе с тем появление тета-волн способствует глубокой релаксации головного мозга, памяти, более глубокому и быстрому усвоению информации, активизации потребности и способностей к индивидуальному творчеству. Именно в этом диапазоне частот в головном мозге появляется достаточно энергии для усвоения больших объемов информации и быстрого размещения её в долговременной памяти. При этом многократно усиливаются способности к обучению и ослабляется восприимчивость к воздействию стрессовых ситуаций;

     Каппа-ритм (;-ритм). Частота колебаний его находится в диапазоне от 8 до 13 Гц, а амплитуда - в пределах 5-40 мкВ. По частоте каппа-ритм сходен с альфа-ритмом, но регистрируется не в затылочной и теменной областях головного мозга, а в височных областях.

     Наблюдается при подавлении альфа-ритма в процессе умственной деятельности [85,86].

     Таким образом, при прослушивании музыки с помощью органов слуха происходит воздействие звуковых колебаний непосредственно на мозг. Периферическая часть слуховой системы воспринимает колебания воздушной среды и преобразует их в электрические нервные импульсы, которые по слуховому нерву передаются в высшие отделы слуховой системы – т.е. в кору головного мозга. Здесь происходит анализ и расшифровка слуховых образов, и при необходимости формируются сигналы управления ответными действиями [87-89].

     В свете вышесказанного уже можно сделать определенные выводы. Каждое музыкальное произведение, будь то классическая сюита или клубная танцевальная музыка, обладает своим собственным музыкальным ритмом. Музыкальный ритм, в отличие от мелодии, как правило, не осознаётся рядовым слушателем, тем не менее, электрические сигналы от периферических органов через слуховой нерв поступают в головной мозг и способны влиять на частоту его ритмов, принудительно перестраивая их. По данным некоторых исследований именно ритм оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние индивида в процессе восприятия музыки.

     Это то, что касается общих механизмов воздействия музыки на организм человека, результатом которого является в первом приближении улучшение его состояния. Хотя бывает и наоборот. В зависимости от того, что именно человек слушает. Однако только механическим воздействием здесь дело не ограничивается. Чрезвычайно важным является и само содержание музыки, которое влияет как на психологическое состояние человека, т.е. его настроение в момент восприятия, так и на его интеллект и память вообще. Рассмотрим эти виды влияния более подробно.