Духовность. Диалог

Виктор Гаврилов Степ
(диалог молодых пенсионеров Олега и Анны, о религии)

– Олег, я часто слышу от политологов и прочих "телевещателей", слово «духовность»,
это про духовность нации, духовность народа. Я понимаю, что это очень хорошо - быть духовным,
но что это слово, значит конкретно, не очень понимаю.
– О, Аннушка, ты задала хороший вопрос. Дело в том, что слово «духовность», почти такое
же «хитрое», как и слово «любовь», и может обозначать так же, что-то хорошее, большое и светлое!
– Это я знаю, а по сути?
– По сути, я бы выделил 2 варианта, один общечеловеческий и второй религиозный.
 И они совершенно разные по смыслу.
– Да? А я думала, что значение одно….
– Так многие думают, и я так думал, пока не почитал…
– И в чём разница?
– Разница в том, что если о духовности человека говорит священник, то он говорит
о связи этого человека с "божьим духом", которая возникаем (по его мнению), при частом
обращение человека к Богу с молитвами… И поэтому такая «духовность», не стоит ничего!
Ведь нельзя получить духовность, от того, кого нет… Эта духовность нереальная, условная,
призрачная, фантастическая….
– Согласна! Тем более, даже если бы такая духовность и была, то она была бы не заслужена
человеком, а просто приписана ему, как почётная грамота, ведь невозможно ни доказать,
ни даже представить наличие духовной связи человека с Богом!
– Всё верно, Анечка! Это великое звание «духовность», даётся всем верующим автоматически,
через короткое время служения церкви, и самое главное никак не влияет на самих верующих,
и не делает их более возвышенными над неверующими…
– А общечеловеческая духовность, это наверно только для высшего общества, для людей
которое посещает все выставки, концерты симфонической музыки?
– Не совсем так, просто "духовные" люди это скорее те, которые всю жизнь неустанно
работают над собой, стараясь всё познать и во всём разбираться…
– Но ведь это невозможно – всё познать, и тем более во всём разбираться…
– Да, невозможно, но уже стремление, и действие в данном направлении делает людей духовными…
по крайней мере я так себе это представляю.
– Ну спасибо, тогда и я себя считаю немножко, очень немножко - духовной, я ведь тоже стараюсь…
– Ты у меня большая молодец, и конечно духовная!
– Не надо меня хвалить, я ещё и скромная…, лучше подытожь, а то я затрудняюсь с умными выводами….
– Хорошо, попробую... Главная коварность этого слова «духовность» в том, что его можно
применять в любых обстоятельствах, но при этом оно не будут значить ничего, кроме того,
что это хорошо и возвышенно…
А если в религиозном смысле, то вообще это слово ничего не значит, потому что ни у кого,
никакой связи ни с Богом, ни со Святым духом быть не может, за их реальным отсутствием…
Так что я бы его вообще игнорировал, это слово неконкретное, а значит бесполезное.