Христианский философ П. Я. Чаадаев и черти...

Игорь Альмечитов
«Христианский философ» П. Я. Чаадаев и «черти, обжигающие горшки»


Знаменитый русский философ (или, как он называл себя сам – «христианский философ») и публицист, современник А. С. Пушкина и всего «золотого века» русской поэзии, Пётр Яковлевич Чаадаев вызывал и до сих пор вызывает немало противоречивых чувств: от откровенного восхищения своими трудами вплоть до полного неприятия и сомнений в его психической адекватности.

Достаточно упомянуть о том, что, являясь близким другом Пушкина, Чаадаев оказал заметное влияние на образ мышления величайшего русского поэта. Пушкин же, в свою очередь, посвятил Чаадаеву немало собственных стихотворений.

Все интеллектуалы того времени искали дружбы или хотя бы знакомства с Чаадаевым и откровенно гордились, если попадали в поле зрения знаменитого мыслителя. Более того, труды Чаадаева дали едва ли не основной импульс к развитию русской философской школы (если можно объединить в одно целое разнонаправленные философские течения, существовавшие в Российской империи в XIX веке).

Именно после «Философических писем» Чаадаева, а по сути, его основополагающего сочинения в жизни, в России появились два глобальных и непримиримых философских течения – западники, проповедующие связь России с Европой и неотделимость от неё (сторонники Чаадаева) и славянофилы, которые ратовали за поиск национальной идентичности, которая бы выделила Россию в отдельную цивилизацию (противники Чаадаева).

С другой же стороны, после публикации первого письма из цикла его «Философических писем» в 1836 году, где весь текст произведения буквально пронизан горечью за духовный застой с России и негодованием на фактическую отлучённость страны от «всемирного воспитания человеческого рода» (справедливости ради нужно добавить, произведения с массой абстрактных и обобщённых размышлений и наблюдений в стиле гоголевского Манилова, свойственных людям, имеющим достаточно свободного времени на «мечтательность» и которым не требовалось тратить особенных усилий на ежедневное добывание себе «куска хлеба насущного»), уже на официальном уровне, непосредственно императором Николаем I и правительством, Чаадаев был объявлен сумасшедшим, после чего за его «психическим состоянием» едва ли не насильно в течение целого года наблюдали назначенные для этой цели медики.

Впрочем, данное предисловие, не более, чем общий обзор того насколько заметен и популярен в целом П. Я. Чаадаев был на российском «культурном ландшафте». А также того, что даже при всём неоднозначном к нему отношении мало кто подвергал сомнению яркую манеру мышления «христианского философа», его выдающиеся интеллектуальные способности и умение вовремя и к месту отпустить соответствующую моменту остроту…

…Одна из откровенно курьёзных историй, непосредственным участником которой стал П. Я.Чаадаев, произошла, вероятнее всего, в 1836 году в Английском клубе. Том месте, которое философ, будучи потомком древнего дворянского рода и признанным интеллектуалом, посещал очень часто.

Сам клуб являлся элитарным заведением, куда новых членов принимали исключительно по рекомендациям и только после тайного голосования. Ещё с XVIII века Английский клуб стал буквально центром общественно-политической жизни в стране и часто не только влиял, но, более того, формировал общественное мнение во всей империи.

В одно из посещений клуба Чаадаевым к нему подошёл недавно назначенный морским министром Российской империи Светлейший князь Александр Сергеевич Меншиков (правнук легендарного фаворита и ближайшего сподвижника Петра Великого, Светлейшего князя А. Д. Меншикова).

Либо Чаадаев не увидел старого знакомца, либо по какой-то причине предпочёл его не заметить, но Светлейший князь сам приблизился к знаменитому интеллектуалу со словами:

– Пётр Яковлевич, вы уже и старых знакомых не узнаёте?

– Ах, князь, это вы? – якобы удивлённо ответил Чаадаев. – Действительно не узнал вас. И что это у вас за воротник чёрного цвета? Кажется, прежде был красный?

– Да, разве вы не знаете, что я назначен морским министром? – ответил Светлейший, намекая в том числе и на изменение цвета воротника мундира.

– Вы? Морским министром?! Александр Сергеевич, да вы же и шлюпкой сами никогда не управляли!

– Ну, что вам на это сказать? – ответил недовольно князь Меншиков. – Не черти горшки обжигают.

– Ну, да разве только на этом основании, – иронично заключил Чаадаев, поставив окончательную точку в коротком диалоге.

Увы, даже в якобы просвещённом XIX веке на крупные государственные должности в Российской империи часто назначали людей только по принципу лояльности к вышестоящей власти и не особенно соответствующих требуемой квалификации. А иногда и вообще не имеющих для этого необходимых знаний и умений…