32. Антикварные часы. Кража века

Тамара Давидова
      Глава 32. Аналитические размышления

     Следователь Сыщ, глядя на старинные часы, размышлял над этой находкой – старинными часами, и теми выводами, которые сделала экспертная комиссия. Он представил пожилого, солидного бюргера, который ещё в молодости получил эти часы в награду, он привык к ним и, носил их с достоинством и гордостью почти всю жизнь, была у него любимая собака и вечерами они вместе сидели у камина, и под мерное тикание часового механизма, бульдог засыпал рядом с хозяином. Но вдруг эта идиллия прервалась, и, что же произошло? Может быть, ушел из жизни пёс, а за ним и сам герой? Часы перешли к наследникам или достались соседям, которые уже не очень ценили память о чьей-то прошлой жизни, продали их, или заложили в ломбард, так и пошли гулять часы по «белому» и «чёрному» антикварному рынку. А может быть, виноваты грабители, которые знали, что в доме имеются ценности, они ворвались, убили собаку и хозяина, забрали награбленное добро, и уходя, сорвали с него часы.

     Вот в этом то и заключается вопрос: «Что же было дальше? Где, у кого они хранились?  Когда и при каких обстоятельствах именно эти часы попали в не очень добрые руки? И почему они теперь у нас? Сыщ стал мысленно сам с собой разговаривать:
      - Допустим, если их изготовили в середине 19 века, тогда получается, что носить, их могли начиная со второй половины 19 века и до первых десятилетий 20 века, то есть, до появления наручных часов, когда карманные хронометры превратились в  старомодную экзотику, в лучшем случае, поступили на долгое хранение в семейный, домашний архив.

     Но судя по тому, что «наши» часы были подброшены неизвестной личностью и частично не в первородном виде, то есть не в разно-вековом комплекте, то значит, что их судьба была не совсем благополучной. Безусловно, за этим красивым предметом стоят какие-то события и не совсем благородные поступки. Жаль, что мадам Крыскина не сделала полную экспертизу, и ничего про них не рассказала. Она, по мнению психолога, каким-то образом связана именно с этим экземпляром, наверное, знает про них что-то, но, кажется, что тогда мадам испугалась, расстроилась, и разыграла этот «спектакль».  Я верю, мы узнаем правду и она нам поведает про них более подробно.

     Сыщ взял в руки эти, найденные, антикварные часы, внимательно посмотрел, вздохнув, и обратился к ним по-человечески:
     - Что же Вы молчите, расскажите, кто Вас сделал, любил, продал, выбросил…? Нельзя ли узнать поточнее, когда у Вас был день рождения, кто Ваши родители, какая у Вас биография? Да, я понимаю, что Вы - не просто часовой механизм, а еще и очень дорогое украшение, и Вас не позволительно было носить их любому. Ваш благородный вид когда-то говорил о статусности, важности или знаменитости хозяина, его сословной принадлежности, свидетельствовал о наличии богатства, являлся именитым подарком по случаю важных событий, и даже  был наградой за особые государственные заслуги, Вами гордились, хвастались перед другими. Что же Вы не отвечаете на вопросы?

     Следователь, аналитически рассуждая над этой уликой, так размечтался, что его мысли улетели далеко, в разные эпохи, наполненные историческими событиями и известными личностями. Ему пришлось вспомнить не только всю французскую историю, но и экономические проблемы в Европе 19 века:
     - Из лекции мадам Юварт-Крыскиной известно, что в начале 19 века в мужской моде были штаны-кюлоты (бриджи) и часы носили в кармане брюк с прикреплённой часовой цепочкой, а их противоположный конец крепился к  широкому поясу, как на портрете «Филибера Ривьераилеты», который в 1805 году написал Жан Огюст Доменик Энгр, известный французский художник, или в картине 1812 года «Наполеон Бонапарт в рабочем кабинете Тюильри» кисти Жака-Луи Давида. Позже. С середины 19 века мужской гардероб изменился и, соответственно, появился новый вариант ношения часов, их стали  хранить в левом кармане жилета, а цепочка перешла на противоположную, правую сторону. Художник Гюстав Курбе показал, как в 1871 году выглядел европейский мужчина средних лет.

     Итак, что нам это дает? А то, что «наши» антикварные часы по заключению экспертизы были сделаны в середине 19 веке, а мода то уже была другая и они по внешней форме и роскошному оформлению не соответствуют этому времени, а, скорее всего, тяготеют к более раннему периоду, то есть к стилю рококо, а это примерно конец 18 века. Либо эксперты немного ошиблась, либо это был заказ на повтор по старым рисункам, но с какой целью, кто будет заказывать уже не модное изделие, тем более, - не дешёвое? Может быть, заказчик был их какой-то другой, не европейские страны, где мода была иная, или приходила с запозданием?

     Надо бы мне хорошо подумать, какая же была Франция в 19 веке? Но для меня Франция середины 19 века - это писатель Эдгара По, и его незабываемые рассказы, в которых умный и наблюдательный сыщик Огюст Дюпен, используя аналитический метод, раскрывает сложное двойное убийство. Так этот герой повлиял на мой выбор профессии, конечно, образ сыщика оказался в жизни не таким уж героическим и романтическим, как в книгах. Единственное, в чем прав писатель, так это в том, что сыщику нужен аналитический ум, тогда многие загадки, которые создают преступники, даже самые запутанные и таинственные, на самом то деле, оказываются разгаданными, потому что их выдают какие-то мелочи. Вот и мне в сегодняшнем, невероятно сложном деле, с воровством антиквариата и этими тремя одинаковыми часами, нужно найти малозаметные детали, которые станут тем ключиком, который откроет входную дверь справедливого возмездия.

     Вернемся к Франции середины 19 века. Да, это уже не аристократическая жизнь двора при королях Людовиках, Париж пережил баррикады и в конце 18 века Великая революция, уничтожившая абсолютную монархию, установила Республику.  Наполеоновские войны в первой половине 19 века почти полностью уничтожили французскую армию, а война с Пруссией закончилась поражением и крахом Франции, да ещё и целый ряд революций, сотрясая страну, поспособствовали окончательному установлению в 1970 году Третьей Республики.

     Так, что с 70-х годов 19 века во французской экономике начался глубокий кризис – «великая депрессия». Франция стала другой, власть перешла к третьему сословию – буржуазии. Это означает, что, с одной стороны, происходил процесс перераспределения богатств и его сосредоточение в руках  других богачей, а с другой стороны, эти смутные времена способствовали обнищанию других слоёв общества, и появлению криминальной среды. Таким образом, предметы роскоши, украшения стали находить новых хозяев, оседать в банках, становились залоговым капиталом, частично превращаясь в товар, который подлежал продаже, обмену. Может быть, такие дорогие часы спасли кого-то от голода, обменяв их на еду… Но несмотря на разные ситуации, везде, где есть торговля ювелирными ценностями, рядом могут быть охотники за чужим богатством, -  грабители, бандиты, воры и преступники разных мастей.

       Рассуждая логически дальше…. необходимо отметить, что ювелирная деятельность - это сложная, долгая, поэтому дорогая работа, а во время революционных событий, она становится еще и рискованной, поэтому стоимость такого товара должна подниматься всё выше и выше, и не столько художественная, сколько материальная значимость и стоимость изделия, то есть привлекательным становится вес, количество драгоценных материалов и наличие камней, бриллиантов.
 
       И кто же в состоянии был оценивать и приобретать такой товар, кто обладал такими «деньжищами»? Во Франции в 19 веке уже не до украшений, одни разбиралась в революциях, другие пыталась утвердиться за счет войн,  Испания  и Португалия обогатились и продолжали безбедно существовать за счет новых обширных колоний американских индейцев, известно, что они вывезли несколько тонн золотых изделий и их переплавили, обеспечив своих ювелирных дел мастеров. Конечно, самые торгаши – это англичане и голландцы, у них свои корабли бороздили Тихий и Индийские океаны, грабили колонии в Юго-Восточной Азии и Африке. Деньги рекой текли, а отсюда у них должен быть повышенный интерес к художественным произведениям и дорогим украшениям, ведь средства куда-то надо вкладывать.

     О, я вспомнил, в это время действовала знаменитая международная Ост-Индская торговая компания, сохранявшая связи с семью Ост-Индскими компаниями: Британской, Голландской, Датской, Французской, Португальской, Австрийской и Шведской. Самая большая и дольше всех просуществовавшая — это Британская, которая возникла в конце 16 века на основе королевского указа, который фактически предоставил ей монополию в торговле на территории Индии, Пакистана и Бангладеш, а к середине 19 века Британия получила господство над всей территорией Индии.

     Вывозили в Европу товары: чай, пряности, серебро, золото, жемчуг, хлопок, шёлк, в том числе и экзотическое искусство – лаковые шкатулки, ларцы, табакерки, ширмы, шитье шёлком, и, конечно, фарфоровые скульптуры, вазы, посуду. Вот откуда в Европе пошла мода на китайский стиль – «шинуазри», как его назвала наша умная мадам Юварт-Крыскина. 

      Жители колонизированных территорий ввозить из Европы особо ничего и не хотели, за исключением технических, оптических товаров. Но деньги то европейским продавцам нужны были, чтобы, хоть и дешево, но закупать в этих странах товар, поэтому в 19 веке Британская Ост-Индская торговая компания решила колонизировать Китай, продавая на китайском рынке опиум, произведенный в Индии. Затем последовали знаменитые «опиумные войны», маньчжурская династии Цин воспротивилась и начал борьбу с опиумом, но в итоге победила Великобритания при поддержке США и Франции.  Китай, признав поражение, открыл все порты для европейских стран, передал в аренду Гонконг на 99 лет, стал выплачивать огромную контрибуцию и, попав под зависимость Британии. В стране начался упадок экономики и культуры.

      Вот Вам и торговля, целую страну "посадили на наркоту". Вот откуда шли огромные деньги. Ну, а при чем здесь европейские часы? До конца, я не сам не понимаю, но чувствую, что эти ювелирные украшения должны быть связаны с торговлей, возможно, с какой-то из компаний Ост-Инд. Часы могли входить в посольские дары вместе с другими ценными предметами, а может быть, у следователя перехватило дыхание при мысли: «А не предназначались ли эти часы самому китайскому императору или чиновникам императорского двора?»

     Хотя это пока мое предположение, но кто его знает? А вот как они обратно вернулись в Европу и оказались в стране Гномов-Сад? Здесь, наверное, какая-то международная криминальная история, которая происходила в конце 19 века или на протяжении всего 20 века.

      Следователь подумал, что он действительно недостаточно знает про европейский рынок ювелирных изделий, про знаменитые ювелирные и часовые мастерские, поэтому дал поручение главному библиотекарю города, чтобы ему  подобрали всю имеющуюся литературу, по всем известным европейским мастерским, а также собрали в архивах каталоги, рекламные буклеты  со сведениями о выпуске, продаже и покупателях в разных странах.
 
      Заодно он сделал официальный запрос, и направил в два основных  и знаменитых антикварных салона Британии,  с просьбой сообщить, есть ли в настоящее время желающие на современном антикварном рынке на такого рода специфический товар и кто? Конечно, Сыщ прекрасно осознавал, что никто ему не ответит на такие вопросы, потому что информация  о покупателях является секретной, но он сделал заявку специально, чтобы дать понять заинтересованным лицам и профессионалам о наличии такого то изделия.

     (Продолжение следует)