Уроки литературы для формировании здоровой личност

Любовь Коваленко
Дар слова - великое искушение

Фазиль Ирзабеков, филолог, языковед

Русская классическая литература была бы не полной без двух гениальных произведений Пушкина и Грибоедова, без двух поэм в стихах "Евгений Онегин" и "Горе от ума".
Кто не читал их в школе, тот может перечитать их сейчас.

Те, у кого не было урока литературы в школе, потерял больше, чем тот, у кого не было математики.

Глупо спорить, чей урок важнее, потому что каждый предмет важен, но словесность была одним из основных предметов.

Азы математики нужны, но высшая математика, по моему мнению, действительно, ничего не даёт ни уму, ни сердцу, если ты в ней не разбираешься, если учитель не может донести её до ученика.

Литературу тоже надо уметь преподавать.

Кому то повезло получить профессию филолога, но она сейчас не нужна, по мнению тех, кто "блаженствует на свете", как Молчалин.

Филолог переквалифицируется в психолога, но если бы он был компетентным филологом, то не стал бы дурным психологом, потому что второе имя Бога - это Слово.
"И слово было у Бога , и Слово было Бог".

За словами следуют действия, поэтому слова имеют огромное значение в жизни человека.

Никто не мог так владеть словом, как Пушкин, Лермонтов и Грибоедов.

У Лермонтова тоже есть поэма "Маскарад", которую тоже неплохо прочесть.

Мы плохо знаем русскую литературу, потому что сейчас писателей намного больше, чем было тогда, и пишут они, откровенно говоря, всякую чушь, которую любит читать современный человек.
Находится время для графаманства, для фантастики и для бульварного романа, но для серьезных произведений нет времени.
Возможно, не хватает не времени, а интеллекта и желания, потому что интеллект и разум сердца управляет желаниями человека.
Уровень его развития вдохновляет его желать что-то в этой жизни.

Окинешь взглядом своё окружение и понимаешь, какую роль сыграла школа и учителя в формировании той или иной личности...

Когда психолог с экрана поучает, что для современного мира каждому надо быть немного Молчалиным, чтобы преуспевать в этой жизни, становится не по себе.

Надо знать, каков был характер этого героя Грибоедова, чтобы понять, чему учит психолог.
Его слушают миллионы людей и верят в его профессионализм, а он учит быть лизоблюдом и льстецом.

Соглашусь, что в миру не прожить без лести, не сделать карьеру, не удержаться и не продвинуться ни на одной должности, если ты честный человек и не умеешь льстить, когда видишь перед собой подлеца, и не можешь промолчать, когда видишь несправедливость.
Такой человек, как бельмо на глазу коллектива и никто его не любит, потому что боятся обнаружить свои неприглядные качества характера и свои погрешности.

Но Чацкий честному человеку ближе по духу, хоть его и назвали бы сейчас дурачком, который учит нравственности бессловесное стадо животных и мечет бисер перед свиньями.

Чацкий говорил: "Блажен, кто верует. Тепло ему на свете".
Опять же в каком контексте он это говорил, немаловажно.
Он говорил не о вере в Бога, а о доверчивости людей, которые живут в неведении о существовании зла на земле.

Люди, живущие в неведении, глядя вокруг, думают, что все люди хорошие и добрые, что мир полон радости и красоты, что в нём нет войны, болезней, страданий, скорби и смерти.
Людям в неведении кажется, что это существует где-то очень далеко от них и никогда их не коснется, если они будут вести себя хорошо и никого не будут обижать.

Но они заблуждаются.
Будут обижать их, пока они не выйдут из этого состояния прелести и маниловщины.

Это уже Гоголь и его произведение "Мертвые души", где герой носил фамилию Манилов и верил только в самое прекрасное на земле.
Ходил в розовых очках и отгонял от себя мрачные мысли, будто на земле кому то живётся плохо.

Без русской классики нет православной веры и нет христианства.

Через литературу можно понять основы нравственности, и те, кто не изучал русскую классическую литературу, кто считает её ненужной для современного человека, сформирован ущербно.
Эта ущербность чувствуется в человеке при общении с ним, её никак не скроешь. Человек неинтересен, когда у него нет понимания основ и нравственного начала в человеке.
Это отсутствие света в человеке, отсутствие разумного начала нём и отсутствие сердечности.

Поверхностное же изучение литературы тоже не даёт нужного результата, так как теоретическое знание без практики становится хламом в голове, который захламляет мозг знаниями, которые некуда применить.

Самая главная специальность и должность - это стать человеком и оставаться им в любой профессии, и без глубокого изучения словесности это практически невозможно.

На пенсии можно перечитать всю русскую классическую литературу, но человек устремляется на огородные работы.
Казалось бы, одно другому не мешает, но даже на пенсии человек, который называет себя русским по национальности, не стремится узнать и изучить русскую литературу и великие классические произведения наших незабвенных авторов.

А те, кто остался в городе?
Неужели они первым делом берут в руки книгу?
Куда всё это делось в русском человеке, который всегда считался самым образованным в СССР, самой читающей нацией?
Что читают люди? Пелевина?

Я не прочла ни одной его книги.
Честно пыталась, но меня там ничто не зацепило, не показалось гениальным, не понравилось.
Не из чего черпать мысль. Мысль уже окончена.
Все выводы сделаны самим автором.
Гений же оставляет место для того, чтобы читатель сам делал свои выводы и делал их не сразу, а вдумчиво.

Иногда не хватает всей жизни, чтобы понять, что хотел донести до читателя автор классического произведения.
Перечитываешь снова, и уже иначе воспринимаешь текст, и иные выводы напрашиваются.

Тем и ценно классическое произведение, что оно актуально в любое время и не теряет своей своевременности, не теряет "злобы дня", всегда к месту и ко времени, всегда из него можно черпать, как из глубокого неиссякаемого колодца, живую воду истинного знания жизни.

Перечитывая критические статьи Белинского и Писарева, можно найти в них те выводы, которые не смог сделать сам, но лучше всё таки не мыслить штампами, а по своему воспринимать любое произведение великого автора.

Их так много в русской литературе, что не хватит целой жизни, чтобы ознакомиться со всеми их сочинениями, со всеми критическими статьями на их творения.

Немыслимо христианство и вера православная, немыслима история страны России без русской классической литературы, её писателей, поэтов и публицистов.
Поэты и писатели воспевали Русь, публицисты критиковали авторов, а читатели духовно возрождались с каждым новым произведением, научались видеть не только прекрасное и восхищаться красотой мира, но и учились страдать и плакать вместе с героями книг, развивая своё воображение и эмпатию.

Перед глазами проплывают образы героев, не обезображенные современными нравами, такие цельные и настоящие по своей сути, без примесей технологического прогресса.

Да, в них тоже было намешано немало предрассудков и суеверий, что их объединяет с нами.

Особенно герои Достоевского поражают нас своим двуличием, двусмысленностью, противоречивостью и импульсивностью.
Они так похожи на нас, также горячи и совершают подчас необдуманные поступки. Среди нас живут такие же братья Карамазовы, которые все разные, но такие несчастные, вышедшие из дурной семьи, не получившие должного воспитания и любви родителей.
Их судьба злая и несчастливая, как миллионы судеб русских людей.
В них узнаешь себя.
Женщины также непоследовательны и эмоциональны, чувственны и дурашливы, как и мы с вами.
Они современны и сейчас, они живы в нас.
Это наши предки, наши прабабки и прадеды, кровь которых течёт и в нас с вами.
Мы от них не далеко ушли, несмотря на технический прогресс.

Мы хорошо разбираемся в технике и электронике, но плохо понимаем русскую душу, мятущуюся и неспокойную, тревожную и непредсказуемую, подчас неадекватную, которую нельзя просчитать и изучить до донышка.
Так часто меняются настроения героев, что их поступки невозможно предсказать заранее.
Кажется, что сам автор не знает, что с ними будет завтра, на что они ещё способны, какие выкинут коленца.
Автор будто бы живёт рядом с ними и пишет их портреты сегодня, такими живыми они выходят из под его пера, такими самобытными и разноплановыми.

Это талант - видеть русскую душу и запечатлеть её во всей её широте и щедрости поступков.

Как способен русский человек на подвиг, на жертвенность, на широкий жест!
И как он способен на низость, на подлость, на предательство.
Весь диапазон широты русской души: от благородства и самопожертвования до ничтожности и трусости.
И порой всего лишь один шаг, одна мимолётная мысль отделяет один порыв души от другого.
Вот что такое русская душа, которую не понять и не измерить общим аршином.

Всё это предстаёт перед нами на страницах книг великих авторов, и проплывают перед глазами человеческие судьбы.
Вместе с героями ты поживаешь не одну жизнь, а десяток жизней в одном произведении, и становишься мудрее и опытнее, проживая чужие ошибки, как свои собственные.

Анализ чужих ошибок остерегает разумного современника от их совершения в настоящем времени, поэтому литература никогда не устареет и не будет пылиться на полках у человека разумного, образованного по образу и подобию и просвещенного светом истины Христом.

10.05.2024