Воля, совесть и избрание

Наталия Кобилева 2
В христианском учении понятие "спасение" имеет два смысла: общее (для мира) и частное (для отдельного человека).

"Ибо, не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него" Иоанна 3:17.

В общем плане Божья любовь, будучи по своей природе безусловной, совершила безусловное спасение мира Христом. Для того, чтобы умереть за мир, Иисус Христос не ставил миру никаких условий. "Ибо, так возлюбил Бог мир, что отдал Сына", "Но Бог Свою любовь доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы ещё были грешниками", "предавший Себя для искупления ВСЕХ" (Иоан. 3:16, Римл.5:8; 1 Тим. 2:5).

Но в частном плане требования Божьих принципов ограничили спасение, сделав его обусловленным, «чтобы...очистить Себе народ особенный». Какой же это особенный народ?

О вопросе "предопределения избранных".

Римлянам 8:29 "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал"

Прошу обратить внимание на этот стих: точка отсчёта — не предопределение (одних к спасению, других — к погибели), а предузнание. Предузнание — определяет (обуславливает) предопределение. Бог смотрит на поведение людей, на употребление ими их воли в направлении добра и зла, в направлении Бога, из чего делает выводы, какие люди перспективны для Него с точки зрения Его требований к человеку, а какие нет.

Титу 2:14 "Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам". Особенный – это ревностный к добрым делам.

Предузнание – это не то, что Богу известно, кого Он предопределил к спасению. И не то, что Ему известно, кто сможет уверовать. А знание наперёд тех людей, кто имеет в себе достаточно потенциала быть годными для вечной жизни, подобно доброй почве, доброму семени, из которого выйдет что-то путнее. Бог знает тех, чьё сердце будет склонно к Нему и к добру.

"Очи Господа обозревают землю, чтобы поддерживать тех, ЧЬЁ СЕРДЦЕ ВПОЛНЕ ПРЕДАНО ЕМУ".

И это "вполне предано Ему" и относится к предузнанию (2 Парал.16:9). Таких Он предопределяет быть подобными Сыну Своему, призывает и поддерживает.

Подобным образом объясняется и предузнание Богом тех, кто к погибели. Бог знает тех, чьё сердце не будет предано Ему.

"Cвет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
Ибо, всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» Иоанна 1:9

В кальвинизме точка отсчёта не с предузнания, а с предопределения, что вносит идею безусловности этой самой предопределённости (основу кальвинизма и его фатализма). И не учитывает первичный фактор предузнания сердец по их склонности к Богу и добрым делам.

Кальвинизм учит, что никто не может выбрать Бога, потому что, Бог Сам выбирает, причём, независимо от их воли, но это неверно. Люди не только могут, но наделены ответственностью обратиться к Богу с покаянием.

"Бог ПОВЕЛЕВАЕТ ВСЕМ людям покаяться" — Деян.17:30.
"Бог долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы ВСЕ пришли к покаянию"—2 Петра 3:9.

У всех людей есть способность избрать послушание Богу. Но не у всех есть желание сделать это, и они сами виновны в этом. Иоанна 5:40. "Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь". Поэтому, кальвинизм – это ересь.

Понятие о воле человека в кальвинизме толкуется превратно. Отрицается свобода воли. В кальвинистском понятии человек – марионетка или сатаны, или Бога. Но воля человека априори – СВОБОДНАЯ И НЕЙТРАЛЬНАЯ, и ей нельзя давать никакой нравственной оценки.

Само слово "воля" означает "свобода". Она относится к сфере духа и является инструментом выражения свободы личности, и, прежде всего, в духовно-нравственном поле, проявляя отношение сердца к лагерю добра и зла, Бога и сатаны и имея право на выбор. Поэтому, воля – свободна и не порабощена ни Богу, ни греху (плоти), ни дьяволу. А свобода наделена ответственностью за последствия, как этой свободой распорядишься. К этой ответственности относится в конечном итоге Суд Божий над каждым человеком за прожитую им жизнь.

Каждому дана совесть. Она является инструментом для интуитивного различения добра и зла, вложенным в наш дух, с функцией побуждения в сторону добра. И одни прислушиваются к ней, а другие – вероломны. И отношения человека с совестью – это основной фактор работы Бога с человеком, с теми, кого Он избирает ко спасению.

Псалмопевец Давид был склонен к Богу, любил Его, и на этот фактор совести опирается Давид. Пс.1:18 «Если бы я видел беззаконие в сердце моём, то не услышал бы меня Господь».

Об этом факторе говорит и апостол Павел, он благодарит Бога за предузнание его сердца и признание его верным, что повлекло избрание, он пишет о себе:
1 Тимофея "1:12 Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение,
13 меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии".

Совесть даёт оценку ситуации, но воля принимает решение, быть слугой совести или её врагом! И в этом её свобода. В рабстве греха находится плоть - ветхое естество человека, психофизические составляющие, но не дух, и не воля, относящаяся к духу. Итак, воля определяет направление движения, вектор жизненного пути личности. Это инструмент для принятия решений.

(Из статьи "Капканы кальвинизма)