Раскрывая сюжеты храмовых росписей. Часть 31

Георгий Летов
               
                Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник был установлен только в 8-ом веке от Рождества Христова. Праздник Введения принадлежит к двунадесятым праздникам. Нет описания этого сюжета в Евангелии. Оно описано в апокрифах, написанных намного позже. Самый старый датируется концом 3-го века. Однако сюжет довольно часто можно встретить на стеновых росписях православных храмов.

В этом сюжете центром композиции является сама Мария, которая изображена маленькой девочкой. Из апокрифов мы узнаем, что когда Марии исполнилось три года, родители привели её в церковь, выполняя обет посвящения дочери Богу, который дали перед зачатием. Когда Иоаким и Анна привели дочь в Иерусалимский храм, то на пороге храма их встретил священник Захария. Мария, преодолевая три ступени храма, поднялась к священнику,в левой руке она держа горящую свечу, а другую руку  протягивая навстречу Захарии.

Здесь, в этом храме, ей предстоит пробыть до достижения 12-ти лет. Родители Марии мягко указывают на Марию, концентрируя внимание находящихся в том месте других персонажей на поднимающуюся дочь. Священник протягивает маленькой Марии свою левую руку, а правой рукой указывает путь, куда им предстоит пройти. Сбоку или сзади родителей Марии окружают непорочные иудейские девушки с зажжёнными свечами, чтобы осветить путь Марии и исключить её возвращение назад к родителям.

Будущий отец Иоанна Предтечи, а это был Захария, повёл Марию по храму. Поднявшись ещё по крутым ступеням, священник ввёл в Скинии собрания, во Святая Святых, по откровению свыше, куда имел право входить только первосвященник. И всего один раз в год. Мария, оставшись жить при этом храме, часто молилась в этом месте.
По прошествии девяти лет, по закону отцов, она была поручена заботам престарелого Иосифа Обручника, будущего мужа её.

Богословы утверждают, что уже вхождение маленькой Марии в храм Иерусалима показывает о её предначерченном Богом пути. Что ещё до Благовещения Марии были открыты двери в Святая Святых, где ощущается физическое присутствие божественных сил, и этим самым была явлена Её особенная роль в судьбе всего человечества.

Западные художники, как всегда, плодовито потрудились над сюжетом. Вспоминается, например, итальянский живописец раннего Возрождения Чима да Конельяно с картиной «Введение Марии во храм» (1496-1497 гг.), или Тициан «Введение Марии во храм» (1485-1490 гг.).

Русские художники бедно представлены в живописном ряду. Возможно, это связано с многочисленной стеновой живописью в храмах, иконами и мозаиками.
Можно вспомнить русского художника Васильева М.Н. с картиной «Введение Пресвятой Девы во храм». Во время Отечественной войны церковь в Житомире, где она находилась. пострадала, а сама картина была уничтожена.

Изображение находится: Московская область, Павловский Посад. Церковь Вознесения Господня на Городке (1908 г.). Храмовые росписи начала прошлого века, неоднократно поновлявшиеся.
Псковская область, Печоры. Успенский Псково-Печерский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, (1758 – 1759 гг), роспись на фасаде церкви.
Архангельская область, Сольвычегодск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы, (1560 -1584 гг), роспись на фасаде церкви.

Корректура М. Зуйкова
Русавкино, май 2024 г.