Менеджмент интеллектуальной компании Черкизово

Светлана Ермакова2
Аннотация. В данной работе рассмотрена система управления знаниями на примере интеллектуальной компании ПАО «Группа Черкизово», которая занимается производством и распространением мясных продуктов и полуфабрикатов. Мы считаем, что эта компания полностью подпадает под критерии интеллектуальной компании, поскольку она эффективно использует знания, а также управление инновациями на основе знаний в своей работе, что будет доказано ниже.
Введение. Актуальность работы состоит в необходимости рассмотрения менеджмента интеллектуальных предприятий как ключевого фактора успешного развития компаний в современных условиях. На взгляд автора, именно особое построение менеджмента позволяет этим компаниям оставаться востребованными на рынке. Цель работы: провести анализ системы управления знаниями ПАО «Группа Черкизово», выявив особенности в модели управления знаниями и людьми.
Постановка проблемы в работе заключается в том, что компания ПАО «Группа Черкизово» должна иметь все составляющие системы управления знаниями, а это иногда бывает проблематично, - на рынке труда не хватает соответствующего персонала. Из этого вытекает ключевая идея, компания вынуждена сама дообучать специалистов «под себя».
Основная часть. Перед тем, как рассматривать тему менеджмент инновационной компании, необходимо оговориться, что менеджмент можно рассматривать как алгоритмы и процессы, происходящие в компании (ответственные за управление), а можно как совокупность высших управленцев компании, которые влияют на стратегию ее развития. Мы будем рассматривать первый вариант, поскольку на наш взгляд алгоритмы управления стоят превыше, чем персонал. Ведь собственник может наметить стратегию (директивно), и затем набирать «под нее» персонал.
Итак, менеджмент инновационной компании представляет собой специфическую область управления, которая ориентирована на эффективное управление знаниями с тем, чтобы компания лидировала в своей области. Эффективное управление информацией и интеллектуальными ресурсами любой компании способна привести ее в лидеры, даже, казалось бы, абсолютно неприспособленных для этого сферах, - таких как производство мясной продукции.
Прежде чем рассматривать ПАО «Группа Черкизово» [2], которое будет объектом нашей работы, необходимо дать определение «интеллектуальной компании», чтобы понимать, о чем мы говорим. Если давать определение интеллектуальной компании своими словами, то можно охарактеризовать ее как организацию, которая в первую очередь основывается на своих знаниях, на знаниях персонала, которые являются частью компании, либо на патентах и интеллектуальной собственности, которая принадлежит компании в качестве активов. В таких компаниях развита система управления знаниями.
Составляющие системы управления знаниями следующие:
1. Поиск знаний,
2. Классификация и структуризация знаний,
3. Развитие знаний,
4. Сохранение и распространение знаний,
5. Применение знаний в решениях и продуктах.
Эти пять элементом замечательно характеризуют основную суть  системы управления знаниями.
Интеллектуальная компания, в отличие от традиционных производственных предприятий, использует инновации, креативных сотрудников, и именно это делает ее успешной и независимой на рынке аналогичных предприятий. Такие компании часто работают в сферах высоких технологий, информационных технологий, исследований и разработок, образования и других областях, где требуется высокий уровень интеллектуального потенциала и креативности. Важными характеристиками интеллектуальной компании являются постоянное инновационное развитие, активное использование интеллектуального капитала, стремление к созданию уникальных продуктов и услуг [1].
Тезисом статьи является то, что в компании есть все пять составляющих системы управления знаниями. Далее этот тезис будет аргументирован, рассмотрено соответствие нашего объекта этим требованиям: компания независима на рынке аналогичных компаний и единственное ее уязвимое место - это необходимость постоянно обновлять ее информационные активы. Лидер на информационном рынке, компания РБК, считает, что ПАО «Группа Черкизово» «крупнейший в России производитель мяса», а также отметила, что «В холдинге действует лабораторный комплекс европейского уровня по исследованию и разработке продуктов питания» [3].
Вышеприведенный пункт соответствует составляющим «классификация и структуризация знаний», также «сохранение и распространение знаний» и «поиск знаний» из приведенного выше перечня. Также можно отметить, что ПАО «Группа Черкизово» применяет эти знания и решения при производстве своих продуктов. В качестве примера приведем использование компанией в своей продукции вакуумных упаковок, которые дают возможность хранить мясную продукцию от 5 до 30 дней без потери качества и вкусовых свойств.
 Для успешного управления ПАО «Группа Черкизово» необходимо иметь хорошую стратегию, которая способствует созданию, накоплению и передаче знаний внутри организации. Эти знания должны оперативно и грамотно использоваться нуждающимися в ней сотрудниками. (Возможно, это звучит странно, грамотно использовать информационные ресурсы, однако нужно понимать, что даже вычислительные мощности, которые очень часто необходимы, чтобы получить те или иные расчеты или ту или иную информацию, либо смоделировать последствия того или иного решения, они тоже не безграничны.) Стратегия ПАО «Группа Черкизово» направлена на развитие поддержания инновационного потенциала компании. Это соответствует пункту «развитие знаний» из приведенного выше перечня. Это иллюстрирует пример цифрового предприятия ПАО «Группа Черкизово» - завод сырокопченой колбасы «Черкизово». Там трудится 150 человек, тогда как на других таких заводах — 700. Система сама выставляет план, а автоматика сама производит продукцию. Упаковка и доставка по территории завода также автоматизирована. То есть, компания «развивает знания», - пятый компонент из перечня, приведенного выше. Но нужно заметить, что компания для такой слаженной работы много вкладывается в обучения персонала: как в теоретические знания, так и в навыки работы на высокоточных линиях по переработке мяса.
Заключение. Сельское хозяйство таит в себе множество сюрпризов, способно принести неожиданные незапланированные сюрпризы. Однако знания могут «обуздать» и это. Как показаны выше, на заводе ПАО «Группа Черкизово», который является истинным примером интеллектуального производства, человек не касается продукции руками в работе, а всего лишь контролирует работу техники. Данный завод при желании может обеспечить около 30% потребности российского рынка в мясных продукциях и полуфабрикатах. Замечательный вкус продукции, а также высокое качество, увеличенные сроки хранения за счет грамотных упаковок и широкая география продаж, обеспечивает ПАО «Группа Черкизово» лидерские позиции в сфере. И все это благодаря тому, что компания вовремя вложилась в «знаниевые» ресурсы. И продолжает работу с персоналом.