День Победы! Мой Бессмертный Полк

Виктор Ардашин
        День Победы! Мой "Бессмертный Полк"      

        Фото из семейного альбома:
        1 – мои бабушка Наташа и мама Даша (сидят); братья  Иван и Михаил (мои дяди) и их младшая сестра Маруся. Снимок сделан в городе Лихвин (ныне город Чекалин) Тульской области примерно в 1938 году.
         2 - Киреев Михаил Егорович (мой крёстный отец). С этой фотографией я ежегодно принимал участие в шествии "Бессмертного полка" в Москве.

        Иван Егорович Киреев - старший сын в семье моих дедушки Егора и бабушки Наташи, был призван в армию по достижении им возраста 18 лет. Он участвовал в Финской войне. За ней вскоре последовала Великая Отечественная война. На ней Иван и пропал буквально в первые её дни. В то время на фронте и в прифронтовых областях царила большая  неразбериха. Гибли и в плен попадали сотни тысяч военнослужащих и гражданских лиц.  Тогда было не до составления архивов. Люди пропадали, часто не оставив своим близким никаких сведений о своей судьбе. После войны его брат Михаил не раз обращался в соответствующие инстанции с просьбой о выяснении судьбы Ивана. Обращался он и в Подольский архив. Михаилу прислали справку, в которой сообщили: дивизия, в которой служил Иван Егорович Киреев, номер такой-то, попала в окружение в таком-то районе. Личный состав дивизии в основном погиб и частично попал в плен. Ничего конкретного об Иване выяснить так и не удалось.

        После такой страшной войны было очень тяжёлое время для всего населения страны.  Государству сначала просто не из чего было помогать родителям Ивана. Потом возникла  необходимость помочь в первую очередь народам братских стран встать на путь построения социализма. Помимо стран "социалистического лагеря"  помогали  Китаю, Корее, Кубе, Вьетнаму, Афганистану... Африканские страны срочно надо было от рабства освобождать. А потом уж и помогать стало некому - ушли из жизни сначала папа, а потом и мама Ивана. Ушли в Москве из барака с печками и сортиром на улице.

        Михаил Егорович Киреев молодым мальчиком приехал из колхоза в Москву и поступил на обучение профессии электрика в ремесленное училище. Тогда в промышленности ощущалась острая нехватка рабочих рук. Государство не препятствовало переселению молодёжи из деревень в города. Учеников обеспечивали местом в общежитии, формой, питанием. Выдавали какую-то стипендию. Но доучиться Михаил так и не успел. Началась Великая Отечественная война. Первого сентября 1941 года ученики ремесленного училища собрались на площадке перед зданием учебного корпуса. Комсомольский секретарь училища выступил с речью о том, что все учащиеся в полном составе добровольцами записываются в армию. Естественно, никто ни у кого согласия не спрашивал, хотя настроение у бОльшей части молодёжи действительно в то время было очень патриотичное. Возраст учеников был ещё не призывной (большинству из них было по 17 лет). Но добровольцами воевать было можно. Прямо на следующий день после собрания их отправили на подготовку. Военного обмундирования им не выдали. Поехали новобранцы на подготовку кто в чем был, в основном - в ремесленной форме. Готовить молодых ребят тоже было особенно некогда – немцы подступали к Москве. Буквально через две недели обучения по сжатому курсу бойца их отправили на передовую.

        Свой первый бой отряд Михаила принял под Тулой. Винтовок им ещё не выдали, порекомендовав брать оружие погибших и раненых. Но толком повоевать в том бою им не пришлось. Немцы на танках и мотоциклах обошли их воинскую часть стороной. Вся часть неожиданно оказалась в тылу неприятеля. Прятались какое-то время в лесах и пробовали перебраться к своим через линию фронта. Одна из таких попыток удалась. Ребята явились в ближайший военкомат. И тут дело чуть не обернулось для них трагедией. «Особист» допытывался - как они посмели, нарушив Присягу, оказаться на территории, занятой врагом. Каким образом и за сколько серебряников их завербовали фашисты и какие задания им дали. Всё дело шло к расстрелу по статье «За измену Родине». Но тут вмешался его Величество случай. В часть приехал какой-то начальник, более высокий по рангу, чем тот «особист». Начальник отругал того за то, что в то время, как в боевых частях катастрофически не хватает личного состава, тот тратит дефицитный боезапас на расстрел людей, вместо того, чтобы послать их для искупления вины на самые напряжённые участки фронта. Арестованных бойцов быстренько послали на передовую.

        В итоге Михаил провоевал всю войну с небольшими перерывами на лечение в госпиталях по ранению (всего он ранен четыре раза – в обе руки и обе ноги). Воевал в основном в разведке. Не раз и не два «ходил» в тыл неприятеля за «языками». Награждён многими орденами и медалями (в том числе – орденом Красной Звезды и орденом Боевого Красного Знамени, которым он очень гордился и который выдавали рядовому составу чрезвычайно скупо (награждён за форсирование реки Одер)).

        День Победы Михаил Егорович встретил в 1945 году. Ему в ту пору был всего лишь 21 год. Вернулся в Москву и устроился на работу по своей специальности электрика. Позже он поступил и закончил электромеханический техникум, и всю свою дальнейшую трудовую деятельность работал на инженерных должностях. В 1953 году Михаил со своей женой Валентиной окрестили меня и стали моими крёстными родителями.

         День Победы всегда был особым праздником для всей нашей семьи. В этот день крёстный со своей семьёй приезжали к нам с мамой в гости, поскольку мы жили практически в центре Москвы в Большом Каретном переулке. Крёстный приезжал увешанный «иконостасом» наград, что вызывало в то время у всех искреннее уважение. Мы всей семьёй ходили на демонстрацию.

        Праздник для нас всегда начинался на Самотёчной площади. Особенно трогательно и заметно было присутствие здесь большого количества инвалидов войны. В этот день на улицу выезжали даже самые «тяжёлые» инвалиды - без рук и ног на маленьких самодельных тележечках, снабжённых шарикоподшипниковыми колёсиками. Эти колёсики при движении издавали такой пронзительный звук, что приближение убогих инвалидных тележечек было слышно издалека. В большинстве своём инвалиды  подготавливали к этому празднику какие-нибудь немудрящие сувениры – маленькие мячики на резиночке, набитые опилками и завёрнутые в красивую фольгу; «уди-уди», «языки» и т.п. Часто при них были мышки или крыски, которые за символическую плату бегали по ящичку и вытаскивали желающим счастливые билетики. На билетиках всем без исключения доставались приятные предсказания дальнейшей судьбы. Многие инвалиды были увешаны орденами и их угощали особенно охотно, доброжелательно и благодарно.

        Вообще, в моем раннем детстве,  инвалиды были неотъемлемой частью городского населения. Они часто встречались на улицах, ездили на транспорте с гармошкой, гитарой или мышками, тем самым поддерживая своё весьма небогатое (а справедливее сказать нищенское) существование. Да, они практически всегда были немного «навеселе». Но разве за это можно бросить камень не то что в них, а хотя бы в их сторону? Так им было легче переносить свою трагедию (многие сознательно не вернулись в семью, чтобы не быть для неё обузой, а многие так и не успели до войны её создать – а теперь – ВСЁ!). Люди понимали это и с охотой подносили им «фронтовые 100 грамм».

        После Самотёчной площади мы шли вместе с колонной демонстрантов до самой Красной площади. Проходили мимо трибуны Мавзолея на которой стояли наши Первые руководители страны и Красной Армии. Так я помню на трибуне Мавзолея и Хрущёва, и Брежнева,  Жукова, Будённого, Ворошилова,  и многих-многих других. В то время многие люди шли на демонстрации с боевыми и трудовыми наградами на груди.  Праздничные колонны демонстрантов буквально «звенели» от них.

        После демонстрации крёстный, прихватив меня,  уезжал на встречу с однополчанами к парку Горького. Там, у входа в парк, было традиционное место их встречи. Крёстный отыскивал табличку со своей боевой частью и встреча начиналась!  Сколько было радости! Были бесконечные воспоминания о былых днях, о командирах и сослуживцах. Поднимались тосты за Победу, за павших друзей и за здоровье собравшихся здесь. Были и слёзы по погибшим и пропавшим однополчанам. Были и фронтовые песни.

        Домой мы возвращались, когда уже начинало темнеть. Там уже женщины  организовали домашнее застолье. Хорошо было!

        Светлая память всем героям, участникам боёв и ветеранам труда во имя Великой Победы!

        P.S. К сожалению, крёстного уже нет на этом свете. Но я продолжаю ходить на шествие "Бессмертного полка" вместе со своими и его родными в общей огромной колонне благодарных соотечественников.

        Но в этом году:

        К сожалению в этом (2024) году шествие не состоится:

        m.ok.ru›group/70000001311212/topic/157152270368236…

"В 2024 году очное шествие «Бессмертного полка» не состоится.
 Ограничения в этом году вводятся во всех регионах страны. Об этом стало известно 23 апреля на пресс-конференции, посвященной проведению акции.
«В связи с существующими угрозами общественной безопасности центральный штаб «Бессмертного полка» России принял решение не проводить шествие «Бессмертного полка» в 2024 году в очном формате», — заявила сопредседатель центрального штаба Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России», депутат Госдумы Елена Цунаева."