Жан жак руссо просветитель и мученик мустафа ганиж

Мустафа Ганижев
                ЖАН ЖАК РУССО ПРОСВЕТИТЕЛЬ И МУЧЕНИК Мустафа Ганижев             

       Жан Жак Руссо родился в Женеве 1712 году семье часовщика. Отец его Исаак Руссо и мать Сюзанна Бернар, происходили из состоятельной семьи. Эта умная же-нщина умерла через девять дней после рождения сына. Отец перебивался своим ре-меслом, который из-за нелегкой жизни бывал раздражительным. Вспыльчивый Иса-ак мог ссориться, так однажды он подрался с капитаном Готье и ранил его шпагой. Суд его привлек к ответственности, но он сбежал, как настоящий еврей. Он сбежал в местечко, оставив сына на попечении брата жены в десятилетнем возрасте.

      Жан Жак был любимцем своих теток, которые с усердием воспитывали мальчи-ка, об этом он писал в своей книге. Добрый малый Жан Жак рос умницей, читал много литературы особенно греческих мыслителей. Он начел жить самостоятельно в одних лишениях, каких только профессий он не пробовал, даже лакеем служил, зат-ем не найдя своим умениям и силам применения стал скитаться бомжем. Будучи в переходном возрасте бродил по Европе. Он встретился со священником Попвером, который помог ему перейти от кальвинизма к религии своих предков.

       Скоро он познакомился в Аннеси с дворянкой Луизой де Варанс, которая жила милостями сардинского короля, занимавшая вербовкой молодых людей в котоличе-ство. Красавец Жан Жак произвел доброе впечатление на г-жу де Варанс.  Скоро, он стал католиком, но в зрелом возрасте вернулся в кальвинизм. За не большое время Руссо успел поменять много рабочих мест, он думал обратно встретиться госпожой Варанс. Скоро они встретились, она простила ему все скитания и приняла его в свой дом. Надолго они остались близкими людьми, но покровительство женщины не дав-али покой Жан Жаку. Ведь госпожа де Варнас имела еще другого возлюбленного, Клода Анэ. Руссо с огорчением покидал дом женщины и после мытарства вновь возвращался к женщине. Только после смерти Клода Анэ установилась идиллия любви между Жан Жаком и Луизой.

      Скоро де Варанс сняла среди чудесной долины и зелени с виноградником дачу «ле Шарметт». Жан Жак вспоминал в своей «Исповеди», что провел лучших три ме-сяца, где мог, определится своими духовными интересами. Он читал и погружался в философию трудами своих предшественников, изучал физику, химию и латинским языком в то же время брал уроки музыки. Живя в доме де Варанс, он накопил замет-ный багаж в изучении наук. В письме к отцу Жан Жак писал: «Я стремлюсь не толь-ко просветить ум, но и воспитывать сердце к мудрости».
       
         Недолго длился эта идиллия, в 1740 году взаимоотношение между Руссо и де Варанс ухудшились, что он вынужден был покинут снова свое пристанище. Жан Жак переехал в Лион, где нашел место воспитателя детей в доме господина Мабли – главного судьи города. Роль воспитателя не отвечала его запросам, через года Руссо снова вернулся в дом де Варанс, где не встретил прежнего расположения, где почув-ствовал себя лишним. В 1791 году разойдясь с де Варанс переехал жить в Париж.

         В Париже о рассчитывал на успех своего изобретения – нотной системы, где он разочаровался, ему вновь пришлось рассчитывать на подрабатывание. Два года, он переписывал ноты к урокам музыки, зато жизнь в Париже дали ему много знакомств в литературном мире. Расширился его круг духовного общения с известными людь-ми, он познакомился с Дидро, Фонтенельем, Гольбахом, Д.Аламбером.

       Руссо обращал внимание на социально-политические вопросы, заметно стался след его отношении с Дидро, где у них возник конфликт, чтобы порвать пятнадцати-летняя дружба. Руссо пытался, приспособится к обеспеченной жизни. Ему посовето-вали познакомится с дамами высшего света, чтобы использовать их влияния. От зна-комого патера-иезуита Жан Жак получил рекомендаций к дамам, как: г-жа Безенв-аль и ее дочери де Бролье, г-жа Дюпон жена богатого откупщика он получил должн-ость секретаря французского посланника в Венеции. В свободное время Руссо знако-мился с итальянской музыкой, где собирал материал для книги в государственном управлении. Высокомерное и грубое обращение графа де Монтегю вынудили его ос-тавить дипломатическую службу и вернутся в Париж.

        В Париже Жан Жак встретил молодую Терезу Левассер, которая обладала доб-рым характером, он прожил с ней до конца жизни. Он пытался свою жену просветит к грамоте, но результат не получил. У Руссо были пятеро детей, но материальное по-ложение заставило его отдать в воспитательный дом, где детям представляли снос-ную судьбу. Тереза явилась для Жана Жака несчастным подарком. Действительно Руссо связал себя с участью с камнем на шее до самой смерти, хотя в Исповеди он утверждал, что Тереза была для него утешением. Тереза действительно походила на желание конюха уединиться с женщиной, от которого пер потом и животным инст-инктом. В таком ключе писал, немецкий писал Л. Фейхтвангер.

      Нужно отметить, жизнь с Терезой не мешало Жан Жаку иметь связь и с другими женщинами, что печалило Терезу. Особенно обидной казался для Терезы связь мужа с Софии Д.Удето, эта связь даст резонанс в умах людей. Здесь сказать слово о урав-новешенности Руссо сказать было мало с своим эмоциональным нравом, несмотря на его одаренности, что был готов пожертвовать собой во имя добра, несмотря на враждебное гонение, будучи общественной личностью с своими идеалами.

       Руссо за десять лет с 1752 года внес новаторство литературном творчестве свое-го времени, напишет роман «Юлия, или Новая Элоиза», где раздавался особое слово о непобедимом могуществе свободной любви, без предрассудков и лицемерии. В пе-догагическом роман «Эмиль...» Руссо показал порочность в схоластической системе воспитания, изложив новый свободный, демократический порядок в умах людей, так восхваляя труд и добродетель по меркам общественных интересов. Его вклад разви-тии  общественных интересов был значительным, особенно в его трактате «Об об-щественном договоре». Он высказался резко против абсолютизма, тем развил демок-ратические принципы общества.

       Руссо проявил интерес к разным сторонам общественной жизни в политике, эко-номике, музыке на страницах «Энциклопедии» под редакцией Д.Аламбером и Дид-ро. В 1756 году Руссо изложил свое мнение к труду Шарля де Сен-Пьера под назва-нием «Рассуждение о вечном мире», где резко осудил грабительские войны, выразил страсть желания к миру, объявляя всех народов в дружескую семью.

       Литературный талант оказался незамеченный, напротив его травили и преследо-вали власти европейских стран, где бы он не оказался беженцем. После выхода книг «Эмиль..» и Общественный договор, парламент стал угрожать ему расправой. Коро-леский суд приговорил сжечь его труды, от чего боясь ареста Руссо бежит ночью в Швейцарию. Но и там его встретили враждебно, запретили ему появиться в предел-ах Женевского округа и вынесли решение сжечь его труды перед ратушей, как соче-нения противные христианскому миру. В это время он обратился к прусскому коро-лю Фридриху 11 поселится в княжестве Нейнбургское. Здесь он прожил два года.

      В новом месте Руссо писал немного, живя в уединение, вскоре после его писем о своей участи, местное духовенство проявил возмущение и протест в протестантском мире. Руссо бежал из Мотье и поселился на остров С. Петра на Бильском озере. Но и там ему не давали спокойно жить. Власти Берна предложили Руссо покинуть остров и область Берна.  В поиске покоя мыслитель отправляется вместе с женой в Страс-бург, однако и тут он не мог долго прижиться. К тому времени его приглашал в Анг-лии философ Д. Юм. Руссо поселился с помощью Юма в окрестности Лондона в Че-звике, а оттуда в замок Дербеншире, где к нему приехала и Тереза.

       В замке покой не нашли ни Жан Жак, ни Тереза, от непривычной обстановки. Тут он с женой переселился рядом  в деревне Вуттон, где продолжал работать над книгой «Исповедь». К тому же и друзья отворачивались от него, как Юм или Воль-тер, Руссо не мог простит Вольтеру, написанный против него памфлет «Мнение гра-ждан». Руссо не мог верит, что Вольтер напит против него такого, а приписывал этот пасквиль пастору Верну. Жан Жака описывается в памфлет, что он страдает от распутства и таскает за собой бедную женщину, отдав детей в воспитательный дом.

       Получался перед миром Руссо проклял все человеческие нравы, отрекшись от религии, потому его всюду окружали одни недоброжелатели. Вскоре он заболел от тяжелого недуга, манией преследования. В 1767 году он внезапно покидает дереву-шку Вуттон, то есть убежище в Англии. Бедный Жан Жак очутившись снова во Фра-нции он не мог дышать свободой, что вынужден был скрываться под именем Рену. Как бы не старались друзья помочь ему безопасную жизнь ни дю Пейр и маркиз Ми-рабо результат не давал. Одно одиночество, болезненный страх мучили гения. Да и сам Руссо разумно оценивал причины своего душевного переживания. Так, он писал дю Пейру и посетившего его во Флери: «Мне не ясно, что больше нуждается в лече-нии, мое тело или мой дух».

       Летом 1768 году Руссо оставил жену в замке Триэ и отправился в путешествие по старым, знакомым местам. В Шенбери его встретили знакомые и одолеваемый от воспоминания, посетил могилу госпожи де Варанс. Память о совместной жизни от-зывался благосклонно, не желая покинуть милые сердцу места. Руссо поселится в городке Бургоэне. Вскоре приедет сюда и Тереза. Тут Жан Жак решил закрепить свои сердечные отношения с Терезой свадьбою. С тех пор он называл ее госпожа Ре-ну. И снова переселение, через год в местечке Монкен. Здесь он продолжал дописв-ать свою книгу «Исповедь», думая вернуться в Париж. Он поселяется по улице Пля-триер тайно. Скоро власти в Париже начали воздерживаться от политических репре-ссии и Руссо мог появляться на улицах и посещать друзей.

        У Руссо возникают обширный план, при этом у него возникает самоанализ и оправдание своему прошлому, тем не менее он оправдывал себя и думал публично прочесть свою книгу «Исповедь», тут полиция ему запретила это делать. Последние годы жизни Руссо стал находить в себе утешение , писал музыку, сушил растения, при этом назвал свой сборник песен «Песни утешения в горестях моей жизни». Пос-ле обеда приходил в кафе, где читал газеты и играл в шахматы или делал прогулки в окрестностях Парижа.

       Наконец 1778 году маркиз де Жерарден дал возможность Руссо жить в особ-няке в Эрменонвиле вблизи Парижа. Он жил там прежней жизнью прогуливался, встречал знакомых и общался. Он здесь познакомился с М. Робеспьером с невзрач-ным юношей с умными глазами, да и сам Руссо выглядел стариком.

      Второго июля в разгар лето 1778 году, он вернулся с прогулки, где почувствовал Руссо острую боль в сердце и прилег, но вскоре застонал и упал на пол. Пришедшая на подмогу Тереза подняла его, он снова упал и, не приходя в сознание, скончался.
Падение и раны на лбу дали его недоброжелателям повод, что Руссо покончил с соб-ой самоубийством. Через шестнадцать лет прах Руссо был перенесен в Пантеон и положен рядом с прахом Вольтера. А на родине в Шейцарии воздвигли ему памят-ник на Бильском озере, сами жители Женевы.

        Во время реставрации Бурбанов и остальной период злобана на Ж. Ж. Руссо вскипали пеной, что клерикалы решались позволить себе глумление над остатками гения, просветителя. 1814 году клерикалы ночью тайно вывезли трупы Руссо и Во-льтера и закопали в яму в окрестности Парижа. Безнаказанно глумились реакционе-ры над останками великих людей..

 

                30. 04. 2024 г. Мустафа Ганижев