Штурман Капитана Гнездилова, Глава 1

Игорь Шулепов
Штурман "Капитана Гнездилова", повесть

Книга публикуется в авторской редакции.
Все нижеописанные истории основаны на реальных событиях и субъективности автора.

Посвящается теплоходу «Капитан Гнездилов» и всем морякам Дальневосточного ордена Ленина и Октябрьской революции морского пароходства.


Что такое юность?
Сон.
Что такое любовь?
Содержание сна.

Серен Кьеркегор


ЕДУ В МАГАДАН!

Счастье наконец-то улыбнулось мне!
Я – молодой специалист. На руках у меня два новеньких диплома – учебный и рабочий, сертификаты РЛС, САРП, БЖС, паспорт моряка, книжка с аттестацией третьего помощника капитана во флагманском морском пароходстве – Дальневосточном.
В службе снабжения пароходства пошита новенькая штурманская форма!
Я безмерно счастлив, а потому сияю, как новая монета и жду своего звёздного часа!
Но вот беда, вновь испечённого штурмана, крайне жаждущего применить знания, полученные за почти шесть лет обучения в Морской академии, брать на пароход никто не спешит. Я было уже впадаю в отчаяние, как вдруг, удача вновь благоволит мне.

Спустя два месяца ежедневного хождения к инспектору отдела кадров, или, как называется у моряков – «сидения на биче», наконец, поступает долгожданная заявка на замену третьего и четвёртого помощников капитана на «банановозе» «Илья Мечников», который направлялся в Новую Зеландию за грузом яблок.
Направляют Гену Назаренко и меня. У Гены красный диплом, а у меня - синий.
Поэтому в приказах о назначении на судно инспектор вписывает Гену третьим помощником, а меня – четвёртым. Мы искренне рады, что нас отправляют вдвоём – будем держаться вместе и помогать друг-другу!
Однако, по прибытии на пароход оказывается, что судно ходило в Охотоморку, а сейчас направляется в Новую Зеландию и капитану четвёртый помощник в южных широтах теперь не требуется.
Гену капитан оставляет на замену штатного третьего помощника, а мне даёт «от ворот поворот»!

И вновь я предстаю пред светлыми очами Юрия Ивановича Сенчихина – штурманского инспектора отдела кадров.
Глядя на мой обескураженный вид, он пытается приободрить меня:
- Да ты не дрейфь! Был бы штурман, а пароход всегда найдётся. Скоро северная навигация начинается – там народу всегда не хватает! На ледоколах штурмана в отпуск побегут – вот и полетишь туда белым лебедем! А пока отдыхай, наслаждайся жизнью!

Я с досадой захлопываю дверь инспекторского кабинета и сталкиваюсь нос к носу с Берёзкиным.
Берёзкин – мой одногодка, мы с ним поступали вместе в 19-ую роту.
Он уже год оттрубил в пароходстве и пришёл брать заслуженный отпуск.
Здороваемся, слово за слово, сетую про несбыточную мечту о «банане», а он, утешая меня, вдруг предлагает занять своё место на контейнеровозе «Капитан Гнездилов».
К контейнеровозам у меня отношение особое ещё с морских практик – один «Пионер Находки» чего стоит! С ним ведь связаны яркие события моей юности: Гонконг, Шанхай, пьянки-гулянки с Саней Ершовым.* Эх, боевые тревоги!

Но, выясняется, что «Гнездилов» тоже линейщик, как и «Пионер Находки», но стоит не на заграничной линии, а на каботажной – Восточный-Магадан.
- Да ты не расстраивайся – утешает меня Берёзкин, украдкой глядя на мой безымянный палец с обручальным кольцом, - Зато к жене будешь мотаться через рейс. Я вот с третьим договорился – рейс он домой, рейс - я. Пароход то домашний – с северной линии вряд ли куда пошлют у него ледовый класс. Максимум в Пусан сгоняете – для разнообразия! Да и четвёртым проще сразу после бурсы работать – опыта поднаберёшься, если мастер будет нормальный - в третьи помощники переведёт!
- А тебя чего не перевели, ты ведь год на нём отработал?
- А я и не стремился! Зарплаты одинаковая, а у третьего гемора поболя будет - карты, пособия, корректура, деньги опять же…
- Понятно. Ладно пошли к инспектору! – решаюсь я.

Время к обеду, а потому я бесцеремонно распахиваю дверь инспекторского кабинета и нос с носом сталкиваясь с изумлённым Юрием Ивановичем, который только что водрузил, словно знамя полка, над своим рабочим столом новенький фирменный календарь, на котором изображён свежий контейнеровоз с логотипом FESCO на борту, эффектно проходящий под гигантским арочным мостом и явно любуется этим шедевром пароходских маркетологов.

- Видал какая красота! Самый большой стальной арочный мост в мире - Harbour Bridge, одно из современных чудес Света - Opera House! А какой красавец- пароход! Такой заслужить ещё надо!
А ты чего вернулся? Иди отдыхай, я же тебя отпустил на сегодня!
Юрий Иванович, календарь у вас классный! - забрасываю ему «леща».
- Чего хотел то? – раздражённо вопрошает Сенчихин, глядя на роскошные наручные часы. Видимо, ему пора на обед, и он хочет по-быстрому от меня отделаться.
- Так это, направление на пароход хотел, чтобы выписали. Я сам вот уже нашёл…
- Слышишь, пижон, мне обедать пора, хватит тут мне комедии разыгрывать! Нашёл он… Кто здесь инспектор я или ты?
- Вы конечно! Да Вы так, пожалуйста, не переживайте - идите обедать, а мы Вас с коллегой подождём.
- А мы это кто? – с явным раздражением вопрошает Сенчихин.
- Я, и вот он! И я вталкиваю в кабинет смущённого Берёзкина.

Сенчихин берёт у него из рук бумаги, внимательно осматривает их, насупливая густые брови, а потом, вдруг, лучезарная улыбка озаряет его хмурое инспекторское лицо.
- Магадан, солнечный Магадан! Отлично! И замену пора делать, и пароход здесь – на Светлой стоит!
- Так Вы согласны сразу меня туда направить? – уточняю я, на всякий случай, у Сенчихина.
- Конечно согласен, отличный северный пароход – поработаешь в каботаже, опыта поднаберёшься, а потом, если заслужишь, пойдёшь у меня на новенький контейнеровоз на полугодовой контракт! И кивает в сторону красочного календаря с ультрасовременным контейнеровозом, заходящим в Сиднейскую гавань Port Jackson, который он только что с воодушевлением водрузил над своим столом.
- А пока бананы будешь лопать только сушёные! – подмигивает он мне, явно намекая, на несбывшееся распределение на «Мечников».
Я в ответ делаю неприличный жест – не поднимая правой руки, вытягиваю средний палец вверх.
К счастью, довольный собой Сенчихин ничего не замечает, и благостно резюмирует:
– Завтра с утра получишь направление: приходи в кадры с вещами и сразу дуй на пароход! Примешь у него дела! - и он показывает на довольного Берёзкина, у которого от предвкушения долгожданного отпуска - рот до ушей.
Я благодарно киваю инспектору, жму руку Берёзкину и лечу на всех парах домой.

«Еду в Магадан!» - тихонько мурлыкаю  себе под нос.
И мне уже ничуть уже не обидно, что не довелось попасть на «банановоз».
Ведь я, наконец, получил своё первое назначение! А каботажом меня не напугать – плавали-знаем!

В повести используются морские термины и сокращения.
Разъяснения см. в приложении "Морские термины".

*Указанные события подробно описаны в автобиографической повести автора "Тельняшка".

Фото автора. На снимке: автор на крыле мостика т/х "Капитан Гнездилов", Сидней, Австралия, 1996 г.