Точно неизвестно, существуют ли вообще авторы-сочинители, которые литературно и художественно ТРУДЯТСЯ тся, для того, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ своими произведениями именно читательского ВОСХИЩЕНИЯ.
Предположив, что такие сочинители существуют, нужно понять, что такое - это самое чевэ? ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСХИЩЕНИЕ.
Предварительно чевэ можно определить как такое СОСТОЯНИЕ читательницы или читателя, в котором они ДУМАЮТ, что их ВНИМАНИЕ поглощено, ПОХИЩЕНО, НАВСЕГДА или НА какое-то ВРЕМЯ, определённым литературно-художественным ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
Если в рассуждения о читательском восхищении ДОБАВИТЬ побольше НАУЧНОСТИ, то станут вырисовываться два вида чевэ: УДОВОЛЬСТВИЕ или даже наслаждение от прочитанного эльхапэ и ОЦЕНКА какого-то литературно-художественного ПРОИЗВЕДЕНИЯ, если не КАК СОВЕРШЕННОГО, то хотя бы как МАСТЕРСКИ СОЗДАННОГО-СОЧИНЁННОГО.
Не все литературно-художественные произведения такие, что читательница или читатель, перечитывая их, получают каждый раз именно то УДОВОЛЬСТВИЕ, которое они получили ОТ его ПЕРВОГО ПРОЧТЕНИЯ.
И, наоборот, то произведение, которое кто-то из литературоведов и литературных криков признал МАСТЕРСКИ СОЗДАННЫМ-СОЧИНЁННЫМ, могло и НЕ ДОСТАВИТЬ, при его первом прочтении, не только наслаждения, но даже УДОВОЛЬСТВИЯ.
Некоторые критики и литературоведы считают, что ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ от ПРОЧТЕНИЯ конкретного эльхапэ означает:
Первое. УДИВИТЬСЯ неожиданной РАЗВЯЗКОЙ литературно-художественного произведения.
Второе. Несколько раз ПРОСЛЕЗИТЬСЯ или несколько раз УЛЫБНУТЬСЯ и даже РАССМЕЯТЬСЯ за ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ данного литературно-художественного ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Третье. Испытывать РАДОСТЬ при ВОСПОМИНАНИЯХ о данном эльхапэ.
УДИВЛЕНИЕ, ЧУВСТВЕННОСТЬ при чтении, РАДОСТЬ воспоминаний об эльхапэ - это три НЕОБХОДИМЫХ и, вполне возможно, ДОСТАТОЧНЫХ ПРИЗНАКА чевэ, ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСХИЩЕНИЯ, если рассматривать его ТОЖДЕСТВЕННЫМ ЧИТАТЕЛЬСКОМУ УБОВОЛЬСТВИЮ или даже наслаждению.
В отличие от обычных читательниц и читателей, у литературных критиков и, особенно, у литературоведов - своё представление о читательском восхищении.
По мнению многих литературоведов, читатели должны восхищаться ИДЕЙНОСТЬЮ рассматриваемого эльхапэ и БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ МЫСЛЕЙ, которые СФОРМУЛИРОВАНЫ ТАК, что их МОЖНО ЗАПОМНИТЬ и ЦИТИРОВАТЬ по памяти.
Встречаются, конечно, среди ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ДОСТАВИВШИХ читательницам и читателем при первом прочтении УДОВОЛЬСТВИЕ, те произведения, в которых какие-то МЫСЛИ ЗАПОМНИЛИСЬ ЛЕГКО, БЕЗ особых УСИЛИЙ самих ЧИТАТЕЛЕЙ.
И совершенно не важно то, с какой именно точностью - совершенно полной или недостаточно полной, запомнились какие-то мысли из литературно-художественного произведения, доставившего читателям, при своём прочтении, удовольствие. Главное, что запомнились!
Роман "Мастер и Маргарита" М. А. Булгакова может быть оценён как литературно-художественное поражение, которое и доставляет ни с чем не сравнимое удовольствие при первом чтении, и может быть оценено как мастерски созданное. Даже как СОВЕРШЕННОЕ.
Но НУЖНО ЛИ самим авторам-сочинителям, стремящимся к достижению читательского восхищения, СОВЕРШЕНСТВО СОЗДАВАЕМЫХ ими литературно-художественных ПРОИЗВЕДЕНИЙ?
Некоторые литературоведы думают, что СОВЕРШЕННО - это когда и ДЛИННО, и ПОНЯТНО. Когда не нужно возвращаться к началу длинного предложения или абзаца, чтобы удовлетворительно понять их содержание.
Получается, что совершенные тексты нужно обязательно понимать, а от несовершенных текстов нужно получать удовольствие.
Читательницы и читатели устроены так, что они НЕ БУДУТ ЧИТАТЬ те СОВЕРШЕННЫЕ ТЕКСТЫ, которые они НЕ ПОНИМАЮТ, и НЕСОВЕРШЕННЫЕ ТЕКСТЫ - тоже ОТБРОСЯТ, если НЕ БУДУТ ПОЛУЧАТЬ от их чтения УДОВОЛЬСТВИЯ.
Вполне возможно, что ошибаются те авторы и литературоведы, которые убеждены, что ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ВОСХИЩЕНИЕ эльхапэ, ОСНОВАННОЕ на ПОЛУЧЕННОМ при чтении УДОВОЛЬСТВИИ, является очень КРАТКОВРЕМЕННЫМ, а ДОЛГОВРЕМЕННЫМ является то ВОСХИЩЕНИЕ литературно-художественным произведением, КОТОРОЕ ОСНОВАНО НА его, произведения, ПОНИМАНИИ.
Так и остаётся НЕПОНЯТНЫМ то, НА ЧТО должен ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ автор-сочинитель, СТРЕМЯЩИЙСЯ ВЫЗВАТЬ у читателей ВОСХИЩЕНИЕ своими литературно-художественными ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ: на ЧИТАТЕЛЬСКОЕ ПОНИМАНИЕ или на ЧИТАТЕЛЬСКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ, а, если повезёт, то и на читательское наслаждение?
РАЗНЫЕ читатели одно и то же литературно-художественное произведение и ПЕРЕЧИТЫВАЮТ С РАЗНЫМИ ЦЕЛЯМИ.
Одни ПЕРЕЧИТЫВАЮТ те МЕСТА произведения, которые ДОСТАВИЛИ им УДОВОЛЬСТВИЕ.
Другие ПЕРЕЧИТЫВАЮТ в произведении то, что содержит в себе ГЛУБОКИЕ и УДАЧНО СФОРМУЛИРОВАННЫЕ МЫСЛИ.
Вот и получается, что ВЕЛИЧИНА ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВОСХИЩЕНИЯ определяется КОЛИЧЕСТВОМ МЕСТ в литературно-художественном произведении, которые ОДНИ в нём ПЕРЕЧИТЫВАЮТ из-за ВОСПОМИНАНИЙ о полученном при чтении произведения УДОВОЛЬСТВИИ или наслаждении, а ДРУГИЕ - для того, чтобы УТОЧНИТЬ, КАК именно ПОСТРОЕНА МЫСЛЬ, ПОРАЗИВШАЯ их своей ГЛУБИНОЙ при первом прочтении произведения.
Вполне возможно, что ЗАГАДКУ читательского восхищения НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ до конца РАЗГАДАННОЙ данным выводом.