Кому и зачем нужно человечество?

Борис Гликман 7
Кому и зачем нужно человечество?
Что за вопрос! Многие наверняка скажут и сразу, что дескать человек венец Творения, царь природы и приведут другие красивые эпитеты. Также ответят и учёные-антрописты, ярые приверженцы антропного принципа. Заявят, что нужен и даже необходим. Без человека жизнь не в жизнь, он мол вносит смысл и не один, и вообще скукота. Более того, якобы вселенная так тонко отрегулирована своими параметрами (в частности, космологической постоянной, заложенной в тёмной энергии), что только при таких свойствах материи мог возникнуть человеческий разум. Но ведь вселенная существует около 13.5 миллиардов лет, а человечество максимум 300 миллионов. Значит вселенная подавляющую часть своего существования провела без наблюдателя, человека, в безжизненном состоянии? В то же время, как утверждают учёные, наше существование в Солнечной системе будет завершено вследствие исчерпания   солнцем своей ядерной энергии, примерно через пять миллиардов лет. И человечество исчезнет из нашей солнечной системы. А если мы единственная разумная цивилизация, то и из вселенной. И что в остатке? Конечно, можно мечтать о космических путешествиях, переселениях и прочих миражах.  Но путешествия, это всего лишь временные стоянки, а речь идёт о новой прописке на много-много лет.  А также кто останется и зачем? Возможно, это эксперимент внесения разума сознательного типа (разум бывает и без самосознания) не только планетарного масштаба, а и вселенского.  А вообще-то, кто-либо задумывался, какую роль может играть разум человеческого типа во вселенной, сложнейшей, необъятной и необъяснимой. Достаточно ознакомиться   с исследованиями специалистов-космологов, чтобы понять, насколько ювелирно устроена вселенная во всех своих проявлениях. Все свойства продуманы до мелочей, все явления имеют глубокий смысл. Всё многократно продублировано. Наиболее загадочно выглядит целесообразное поведение галактик и галактических скоплений. Вселенная полностью и самодостаточно живёт своей таинственной жизнью. Зачем ей человек, какое он может оказать влияние на космические процессы? Да, но ведь он проявился и обрёл уникальное свойство. Способность познавать не только себя, но и окружающий мир, вплоть до космического горизонта. Способность развитого мышления. Казалось бы, если допустить существование Высшего разума, зачем нужен низший, мелкий, болезненный и уязвимый до странности? Я так думаю, что это переходная форма разумной жизни.  Эксперимент Творца. Своего рода компьютерная игра высшего плана. Ведь мы, люди, фактически копирует мысли Высшего разума. Почему? Потому что, в основе проекта Мироздания лежит информация. А её источником как раз и является Высший разум. В Библии сказано, что мы созданы по образу и подобию Творца. Это не просто фраза, пусть и символическая.   Это звучит вполне откровенно, что Творец как бы отражается в образе человека, как Его копии. Пусть непохожая внешне, но содержащей какие-то его свойства.  А зачем Ему это? Сразу на ум приходит мысль, что скучно Творцу быть единственным сверхразумным существом в Мироздании. Но мы не уверены, что человеческие эмоции присущи Творцу. Конечно, так трактует Библия.  Хорошо, но тогда зачем Творцу вселенная? Каков в ней смысл и есть ли он? Ведь не может столь идеально сложенная система существовать без смысла. Тем более столь длительное время, миллиарды лет. Здравый смысл говорит, что не может. Всё, что создано существует для чего-то. Конечно, в Священном писании есть объяснение, но оно далеко не всех устраивает. А какова альтернатива? Любопытно было бы рассмотреть десятки существующих теорий о смысле существования человека. Они существенно различаются, но все сводятся к одной мысли, что человек главный он царь природы. Так уверенно трактует Библия. А зачем природе царь? Она что, разве не самодостаточна? Опять же, существовала и существует миллиарды и миллионы лет без присутствия человека.
Я вижу смысл появления человека во вселенной, как одной из разумных квантовых (по масштабу количества материи) единиц мироздания, в его способности принимать, обрабатывать, отражать и главное, преобразовывать информацию, создавая совершенно новую. А его эволюцию, в   способности в будущем получать знания из любого источника информации, циркулирующей во вселенной. В таком понимании, Высшему Разуму необходим человек, как посредник-поставщик новой информации, которая затем используется для совершенствования всего Мироздания. Спрашивается! А зачем Высшему Разуму, который сам непостижим, всемогущ и обладает неограниченными знаниями, такой посредник? Думаю, что наше понимание Высшего Разума неполно и сильно ограничено современными представлениями. Со временем оно будет меняться и наполняться новыми смыслами. Высший Разум также нуждается в новых знаниях, как Первопричина Мироздания, которое постоянно и бесконечно развивается, а охватить бесконечность невозможно. Можно лишь совершенствоваться.  Чем и занимается Высший разум. Следует пояснить, что понятие бесконечности, введённое математикой, также нам непонятно. Не в уравнениях, а в философском смысле.  Возможно, что само Мироздание (как таинственная среда) бесконечно, так как существует вне времени и пространства, но его структурные элементы, типа вселенных и других возможных форм, обретающие при проявлении пространство-время, безусловно конечны. Всё, что рождается, рано или поздно умирает. Можно заметить, что информация, это не просто знаки, символы, которые носят условный характер и для человека играют второстепенную роль, как учебное пособие. Думаю, что это не так. Существует общий методический принцип, одинаково применимый как в бытовой жизни, так и в мировоззрении: попытаться разобраться в самой сути проблемы. Во-первых, у нас пока не существует удовлетворительно определения этого термина, во-вторых, слишком легко и просто мы пользуемся готовой информацией, не замечая и не обращая внимания на её глубинный смысл. Я знаю, что этот вопрос постоянно стоит в центре внимания серьёзных учёных. Остальные не обращают на это внимания. Надеюсь, в последующих своих работах уделить информации особое внимание, предполагая хотя бы обозначить источник её появления и особенности восприятия различными структурами Мироздания. Заканчивая эту короткую заметку, отмечу, что особая сложность в ответе на поставленные вопросы состоит в том, что человечество (почти поголовно) попалось на приманку якобы всемогущества своего разума, способного быстро и эффективно решать все вопросы бытия. Это большое заблуждение (просто не с кем сравнивать, а без сравнения и выбора, истины не найти). На заре своего существования человечество училось у природы (окружающей действительности), понимая смысл своей эволюции, как уверенность и надёжность в настоящем и будущем своей жизни в незнакомой и опасной среде. Особый вклад в такое понимание внесла философия выдающихся представителей рода человеческого Фалеса Милетского, Сократа, Платона, Аристотеля, Пифагора, Анаксимандра и др. В дальнейшем, чисто субъективные факторы и многочисленные разрушительные войны привели к упадку этой науки. Определённую роль в этом застое, особенно в период Средневековья, сыграла Христианская церковь, переживавшая тогда сама период крайнего догматизма и консерватизма. Расцвет науки, начавшийся с прозрений И. Ньютона, наступил уже с определённым запозданием, когда среднестатистическое мышление людей во многом сформировалось. Поэтому, с исторической точки зрения, наше современное мышление несёт в себе серьёзное влияние двух крайних точек зрения на окружающий мир. Это, религиозное мышление, отдающее все вопросы миросозерцания Творцу всего сущего (который всё знает) и научное, которое якобы само в состоянии всё познать, если не в текущем, так в будущем. На мой взгляд, это необоснованная эйфория, очередной локальный дуализм человеческого мышления, вызванный недостаточным пониманием основополагающих принципов проекта построения Мироздания. Как и любой дуализм, он имеет эффективное решение лишь в сбалансированном понимании и учёте значимых факторов, влияющих на наше мышление.  Уверен, что такой подход всем понятен, но большинство не знает, как его реализовать. Это, безусловно, принципиальный момент, но решаемый при определённых условиях, которые зависят от индивидуальных способностей и настойчивости каждого человека.