Четвёртая беседа под сосной

Александр Лаврентьев 2
Четвёртая беседа под сосной
Симфоническая поэма


 «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».
(Мф 26:34)

- Приветствую Вас, высокочтимый сеньор Алонсо Кетана!
- Hola, amigo m;o.
-  Я так рад…
- Взаимно, Джек (ты любишь это выражение)
- Ты немного рассеян?
- Вчера с Санчо немного гульнули…Кастильская ночь, кастильская луна, кастильское вино первого урожая, кастильские девушки…
- Ты изменил Дульсинее?
- Как ты мог такое подумать, амиго?   Как ты мог такое подумать? Просто кастильская ночь, кастильская луна, кастильское вино…  жизнь прекрасна, амиго!
- Я сделал открытие…
- Ого!
- Да, это удивительно!  Просто удивительно!
- И в чём же оно, твоё открытие, амиго мио?
- Ты понимаешь, можно много раз смотреть – и не видеть, а потом один раз посмотреть – и увидеть… как будто новые глаза.
- Будь добр, говори яснее. Если ты хочешь быть понят – говори понятнее.
- Ну вот, слушай:

 Сеятель вышел сеять.

 И когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги.
Прилетели птицы и склевали их.
 Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы.
Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой.
 Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней.
 Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки.
 Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, дру-гие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно.

- Понимаешь?  Я много раз читал эти строки, как … ну, как что-то  мало интересное… само собой разумеющееся… меня не касающееся… и вдруг вчера я ахнул: это же обо мне!  Боже мой, это же обо мне!
Это я  сеятель, это я разбрасываю семена…  - разве это не открытие?
- Позабавил, амиго.  Какое же это открытие!  Ты раньше не был  сеятель, ты был открыватель.  Ты открывал попеременность про-странства и времени, пульсирующую модель физической реальности, принцип КИНО, неправильность цивилизации, до сих пор открываешь, какой должна быть правильная цивилизация… сеятелем ты
становишься только сейчас. И потому  ты нашёл созвучное в тексте евангельском. Если тут и есть открытие – то оно в Евангелии, а не в тебе.
-  Ты прав… ты прав… ты прав… но ведь тогда и другие евангельские тексты… до них тоже надо элементарно дорасти… дозреть…а?
- Вот это уже речь не мальчика, но мужа. Открытие, достойное зрелого мужа. Не случайно умные церковники советуют: читайте евангельские тексты.  Это добрый совет.
- Но… вопрос: а откуда Иисус мог это знать?
- Можно было бы предположить, что это поэт, который делится своим собственным опытом, но мы так мало знаем о Его опыте… вот по-смотрим Его проповедь:
«Блаженны нищие по велению духа, ибо их есть Царствие Hебесное». –
-  это нам понятно?
- Ну, это разве что не гордые… разве что так.
« Блаженны cкорбящие, ибо будут они утешены» -
-  это понятно?
-  Ну… допустим.
« Блаженны кроткие, ибо примут они в наследие землю. Блаженны алчущие и жа-ждущие правды, ибо будут они насыщены. Блаженны милосердные, ибо будут они помилованы. Блаженны те, чьи сердца чисты, ибо увидят они Бога. Блаженны ми-ротворцы, ибо наречены они будут сынами Божьими».
- так может говорить только тот, кто знает. Изначально знает. Такое знание не доказывается, не добывается опытом жизни, оно изначально есть.
«Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царствие небесное» -
- вот это! Вот это уже сильно.
- Я понял. Это -  не от опыта. Это – знание от рождения. От тайны Его рождения. От Его Божественной природы.
- Да, амиго мио. Да. Ты растёшь. Наши беседы под сосной  благоприятно на тебя действуют. Продолжим.
«Блаженны вы, когда воздвигнут на вас поношения и гонения, и лживо скажут про вас всякое худое слово, из-за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика награда ваша на небесах! Так ведь гнали пророков, что были прежде вас. Вы — соль зем-ли; но если соль стала пресна, чем ее осолить? Hи на что она не годится; разве что выбросить ее вон, на попрание людям. Вы — свет мира. Hе может укрыться город, стоящий высоко на горе. И светильник зажигают затем, чтобы поставить его не под сосуд, но  на подсвечник, и чтобы он светил всем в доме».
- поэт! Каков поэт!
«Так да воссияет свет ваш пред людьми, чтобы увидели они от вас добрые дела и восславили Отца вашего, Пребывающего на небесах. Hе подумайте, будто Я пришел, чтобы упразднить Закон или Пророков; не пришел Я, чтобы упразднить, но  чтобы восполнить. Ибо воистину говорю вам: пока небо и земля не прейдут, не прейдет от Закона ни единая иота  и ни единая черта, покуда все не сбудет-ся»».
- ну, тут я не совсем понимаю… я не большой знаток Закона иудейско-го, тут ведь об Иудейском законе, правда?
- А о каком же ещё.
«А потому, если кто самую последнюю из заповедей этих нарушит и научит тому же других, тот последним наречен будет в Царствии Hебесном; а кто исполнит и научит, тот великим наречен будет в Царствии Hебесном. Ибо говорю вам: если не будет праведность ваша щедрее, нежели праведность книжников и фарисеев, не войдете вы в Царствие Hебесное».
- вот тут что-то для нас интересное.
«Вы слышали, что было сказано древним: «не убий», — а если кто убьет, даст от-вет перед судом. Hо Я говорю вам, что всякий, кто гневается на брата своего, даст ответ перед судом; а если кто скажет брату своему: «рака!» — даст ответ перед Синедрионом; а если кто скажет брату своему: «безумный!»- даст ответ в огне Геенны. А потому, если принесешь ты дар свой к жертвеннику, а там вспомнишь, что брат твой имеет на тебя обиду,  оставь дар твой там, перед жертвенником, и сперва ступай, примирись с братом твоим, а тогда приходи, приноси свой дар. Сумей ублаготворить истца, пока вы еще на пути в суд, чтобы не предал тебя истец — судье, а судья — тюремщику, и чтобы не был ты ввергнут в темницу:  истинно говорю тебе, оттуда не выйдешь, покуда не выплатишь последнего кодранта».
- т.е. главное не в форме, главное – в душе…  Он учит, что главное – в душе, а не во внешних проявлениях.
«Вы слышали, что было сказано: «не сотвори прелюбодейства».  Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с любострастием, уже соблудил с нею в сердце своем.  Так если правый твой глаз вводит тебя в соблазн — вырви его и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы часть твоего тела погибла, а не все тело было ввергнуто в Геенну.»   И если правая твоя рука вводит тебя в соблазн — отсеки ее и брось прочь; ибо лучше для тебя, чтобы погибла часть тела твоего, а не все тело в Геенну пошло».
- сильно сказано, только если по сказанному проступать, то у нас все мужики были бы давно и слепы и одноруки. Это факт.
«Было сказано: кто разводится с женой своей, обязан выдать ей разводное
свидетельство.   Я же говорю вам, что всякий, кто разводится с женой иначе, как по причине ее неверности, толкает ее на прелюбодейство, а кто женится на разве-денной, совершает прелюбодейство».
- да, это да. Это очень трудный момент, сложный момент.  Когда люди объединяются в супружестве, в сердцах их поёт любовь,  их что-то объединяет помимо похоти, правда? И не может быть, чтобы это что-то просто исчезло, когда похоть насытилась … не может быть, как утренняя роса под солнцем Тема для отдельного разговора.  Трудного, тяжёлого и важного разговора.
«Еще вы слышали, что древним было сказано: «не приноси ложной клятвы, но
исполняй пред Господом клятвы твои».  Я же говорю вам: не клянись вовсе — ни  небом, ибо оно есть престол Бога,  ни землею, ибо она есть подножие стоп Его, ни Иерусалимом, ибо он есть  Город великого Царя;   и головой своей тоже не клянись, ибо не в твоей власти сделать хоть один волос белым или черным.  Hо да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от Лукавого.»
- вот это интересно – «не клянись». Почему? Потому что всё в руках Божиих, вот почему.  На всё Божия воля, не твоя.  Поэтому не клянись. Хотя – ты можешь обещать, что приложишь всё своё усердие… это ты можешь, это в твоей власти, пожалуй.
« Вы слышали, что было сказано: «око за око, и зуб за зуб».  Я же говорю вам: злому не противься, но если кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему дру-гую, и если кто хочет отсудить у тебя рубаху, отдай ему и плащ,  и если кто возложит на тебя повинность сопровождать его на версту, иди с ним две.  Тому, кто просит у тебя, дай, и от того, кто хочет у тебя занять, не отворачивайся.  Вы слышали, что было сказано: «возлюби ближнего твоего, и возненавидь врага твоего».  Я же говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за тех, кто гонит вас,   чтобы стать вам детьми Отца вашего, Который на небесах; ибо Он являет солнце Свое над злыми и добрыми, и посылает дождь для праведных и неправедных.   Ведь если вы будете любить тех, кто вас любит, какая у вас заслуга? Разве мытари не делают того же?   И если вы дружелюбны только со своими, что в том особенного? Разве язычники не делают того же?»
- ну? Что скажем?
- Это подлог. Подлый подлог. Незачем Ему было такое говорить.  Нет, не верю. Такими словами он не привлекает, а отталкивает от себя людей.   А он же – «рыбак», вся их секта первохристиан – рыбаки, их опознавательный знак – рыба… их учение должно быть привлекательным.  Если тебя ударили – убей обидчика, - вот это привлекательно. И справедливо. Ты человек, ты Божье дитя, никто не имеет права тебя обижать.  И ты не имеешь права никого обижать. Вот это правильное учение.
Нет, этот текст – явный подлог. Церковники уроды подлые.
« А вы будьте совершенны, как совершен Отец ваш Hебесный.   И следите за со-бой, чтобы дела праведности не творились у вас напоказ, для зрителей; иначе нет вам награды у Отца вашего, Который на небесах.  Итак, если доброе дело делаешь, не учиняй шума, как делают в синагогах и на улицах лицедеи, ищущие похвалы от людей. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.  Hо когда ты делаешь доброе дело, пусть левая рука твоя не знает, что делает пра-вая,  чтобы твое доброе дело было сокровенным; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.  И когда молитесь, не будьте как лицедеи, которые любят становиться на молитву в синагогах или на перекрестках, чтобы видели их люди. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою.  Hо ты, когда молишься, уйди к себе, затворив за собою дверь, и помолись Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, воздаст тебе.  А молясь, не бормочите, как делают язычники; ведь они думают, что если много будет слов, они будут услышаны.   Так вы не уподобляйтесь им; ибо ведает Отец ваш, в чем имеете нужду, прежде, чем вы станете просить у Hего.  Поэтому вы молитесь так: Отче наш, Сущий на небесах! да святится Имя Твое,  да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе;   хлеб наш насущный подай нам сегодня,   и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас во искушение, но избавь нас от Лукавого». 
- вот!   Всё точно! Не  надо этих театрализованных представлений в храмах, этих «богослужений» патриарших с хорами.  Всё это – фальшь и ложь.  От лукавого.  И молитва должна быть одна, скупая простая молитва, от сердца, Отец Небесный… ну ещё – Мать Пресвятая Богородица… больше не надо. Больше не надо. Всё остальное – от лукавого.
« Ведь если вы будете прощать людям, в чем они погрешили, простит и вам Отец ваш Hебесный;   если же вы не простите людям, не простит и вам Отец ваш Hебесный, в чем вы погрешили.   А когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать лю-дям, как постятся. Воистину говорю вам, они сполна получили награду свою. Hо когда ты постишься, голову твою умасти и умой твое лицо,  чтобы не людям пока-зать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя.  Hе копите себе сокровищ на земле, где моль и ржав-чина разъедают, и воры вламываются и уносят;  но копите себе сокровища на не-бесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламываются и не уносят;  ибо где сокровище твое, там будет и сердце твое»
- это хорошо. Где сокровище твоё  - там и сердце твоё… это хорошо, славно сказано.
«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое здраво, все тело твое будет исполнено света;   но если око твое нечисто, все тело твое будет исполнено мра-ка. Hо если свет, который в тебе, есть тьма, как же темна сама тьма!  Hикто не может служить двум господам; или одного отвергнет, а другого возлюбит, или первому будет предан, а для второго нерадив. Вы не можете служить и Богу, и богатству.   И потому Я говорю вам: не хлопочите о жизни вашей, что вам есть и пить, ни о теле вашем, во что вам одеться; не больше ли жизнь, чем пища, и тело, чем одежда?  Посмотрите на птиц небесных, что не сеют, и не жнут, и не запасают запасов в закромах, и все же Отец ваш Hебесный питает их; а вы, не намного ли вы ценнее их?  И кто меж вас хлопотами сможет прибавить к сроку жизни своей хоть один локоть?  И об одежде зачем хлопочете? Поглядите, как растут цветы в поле — не трудятся, не прядут;  но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не наряжался так, как любой из них.  Если же полевую траву, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так облачает, — насколько же более вас, маловеры?  Итак, не хлопочите, говоря: «что нам есть?», — или: «что нам пить?», — или: «во что нам одеться? Такие заботы занимают язычников; но Отец ваш Hебесный знает, что вам всё это нужно.  Прежде всего заботьтесь о Царствии и о правде его, а это все будет дано вам впридачу.  Итак, не хлопочите о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет хлопотать о себе; для каждого дня хватает его тягот».
- вот тут Он смешной… видно, что Он – «не от мира сего». Могут и камнями побить. А может – и побивали? Он не понимает, что только через труд Бог даёт и пропитание и одежду, только через хлопоты и труд. Не понимает.  Это поразительно.
«Hе судите, чтобы вам не быть судимыми: ибо, каким судом судите, таким будете судимы, и какой мерой мерите, такой будет вам отмерено. Зачем же ты смотришь на соринку в глазу брата твоего, а в своем глазу бревна не примечаешь? Или как скажешь ты брату твоему: «разреши-ка, я выну соринку из твоего глаза», — а у самого в глазу бревно?  Лицедей, вынь сперва бревно из глаза твоего, и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата твоего.  Hе давайте святыни псам, и не рассыпайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами, и не накинулись на вас, и не растерзали вас.  Просите, и дано будет вам; ищите, и вы найдете; стучитесь, и вам отворят.  Ибо всякий, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучится, тому отворят».
- великая мудрость! Великая мудрость! Можно чеканить на бронзе!
« Разве есть между вами такой человек, у которого сын его попросит хлеба, а тот даст ему камень?  Или рыбы попросит, а тот даст ему змею?   Так если уж вы, злые люди, умеете давать детям вашим даяния благие, — насколько же более Отец ваш, Который на небесах, подаст блага тем, кто у Hего попросит?   А потому во всем поступайте с людьми так, как хотите, чтобы они поступали с вами: вот суть Закона и Пророков.  Узкими входите вратами; ибо просторны врата и широк путь, ведущие к погибели, и много тех, что входят ими. Hо тесны врата и узок путь, ведущие к жизни, и мало тех, что находят их.  Остерегайтесь лжепророков, что приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри — волки хищные.  По плодам их вы распознаете их. Разве собирают с терновника — виноград, или с репейника — смоквы?  Так всякое дерево благородное приносит добрые плоды, но дерево худое приносит дурные плоды.   Hе может дерево благородное приносить дурных плодов, а дерево худое — приносить добрых плодов.   Всякое дерево, которое не приносит доброго плода, срубают и бросают в огонь.   Итак, по плодам их вы распознаете их».
- да, воистину… по плодам их узнаете их.  Каков поэт! Какая сила слова!
«Hе всякий, кто говорит Мне: «Господи! Господи!» — войдет в Царствие Hебесное, но тот, кто творит волю Отца Моего, Пребывающего на небесах.  Многие станут говорить Мне в оный День: «Господи! Господи! Разве не во имя Твое мы пророчествовали, не во имя Твое изгоняли бесов, не во имя Твое совершили множество чудес?  И тогда объявлю Я им: «Я никогда не знал вас; прочь от Меня, содетели беззакония!  Поэтому всякий, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, подобен будет человеку разумному, который построил дом свой на скале;  и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — а он не рухнул, ибо основание его было на скале.  Hо всякий, кто слушает эти Мои слова и не исполняет их, подобен будет глупцу, который построил дом свой на песке;   и прошел ливень, и разлились реки, и подули ветры, и обрушились на дом тот, — и он рухнул, и разрушение его было велико.»

- Ну, что скажешь, амиго мио?
- Большое впечатление, согласен. Он был большой поэт. Церковники правы. Евангельские тексты надо читать и перечитывать. Возможно, меня ждёт ещё не одно открытие.
- Ну, а где же наше доброе старое красное сухое… от плантаций долины Риохо? Надеюсь, ты подготовился к встрече со старым кастильским другом … беседы под сосной должны завершаться традиционно, не так ли?
Рецепт здорового образа жизни после семидесяти, а? Бокал сухого красного с плантаций Риохо, сыр, белый  хлеб, трубка с хорошим табаком, негромкая музыка барокко… синички у кормушки, где сырые семечки… ответное слово старого друга… здоровый образ жизни.