Рыбачок

Юджин Джексон
Слышал где-то. А может быть, даже читал, что настоящий рыбак помнит свою первую, пойманную собственноручно рыбу всю свою оставшуюся жизнь. Как первую женщину. Наверное, я не так уж сильно люблю рыбную ловлю.  А может быть, первые словленные мной рыбки были уж слишком маленькие и ничем не примечательные. Помню, что свои первые шесть пескариков поймал на речке Урал, куда мы отправились втроём - я, мой отец и дед. Было это летом и готовился я пойти в первый класс школы. На второй своей рыбалке, буквально на той же неделе, я поймал уже десять. Вот и все мои первые рыболовные воспоминания.

Когда пришло время, познакомил я с этой мужской забавой и собственного сына. Он был очень впечатлён, правда, не обошлось без приключений.


+ФОТО+ №1

К двум удилищам, изготовленным из подходящего сухостоя и довольно безуспешно опробованным в прошлом сезоне в окрестностях Английского пруда, расположенного в одноимённом парке Старого Петергофа, в этот отпуск прибавилась короткая раздвижная удочка, выписанная мной с помощью очень модного одно время в нашей стране каталога фирмы Euroshop. Пришедшего на смену советскому Роспосылторгу, он же Товары Почтой. Была она, кстати, вполне себе приличной, в отличие от основной массы откровенно низкого качества ширпотреба, распространяемой этой фирмой. И прослужила мне долгие годы. Единственный недостаток - малая длина стал в этом случае её достоинством. Ребёнку удобнее. И весила она всего ничего. Плюс были закуплены более качественные крючки.

Согласно видеозаписям, был август месяц 1999 -го. Предварительно я произвёл инженерную разведку окрестностей, набрав, кстати, на обратной дороге грибов:

+ФОТО+ №2

И определился с местом нашей будущей рыбалки. Первый наш выход на Дудергофский канал (ловили на хлебушек) принёс мне ноль одного карася:

+ФОТО+ №3

Плюс несколько маленьких рыбок и… кучу издёрганных нервов - сын постоянно крутился у самой кромки воды, ничего не поймал, а бортики у питерских каналов, как общеизвестно, отсутствуют. Впрочем, поход был предпринят не зря - возвращаясь, мы обнаружили речку-вонючку (*), как я её тут же окрестил, в этот канал впадающую. У ней было тихо и безлюдно, правда, тиной и гнилыми водорослями немного попахивало, но не так уж чтобы и очень сильно.

Надо бы наживку сменить - подумал я - и всё будет хорошо.

Технологию раскопок недр планеты Земля в поисках дождевых червей я к тому времени освоил очень хорошо, оставалось лишь приобрести само орудие труда. Отдыхали мы у бабушки жены Анастасии Герасимовны, на юго-западе Питера. А буквально через дорогу, был расположен рынок "Юнона" (на фото внизу современный вид):

+ФОТО+ №4

В те времена, на территории перед самим рынком, были расположены многочисленные развалы мелких торговцев, торгующих всякой всячиной. Именно туда я, перед обедом, и направился. Первой же лопатой, которую предложил мне вертлявый молодой мужчина, был образец 1913 года производства фирмы "Solingen", если мне не изменяет память. Задумчиво покрутив сей раритет, кстати, весьма неплохо сохранившийся, в руках, я только хмыкнул и сказал:

-"Да нет, мне червей копать!"

-"На нет и суда нет!" - весело ответил мне продавец и тут же указал, где торгуют нужным мне товаром.

После недолгого торга (10% от стоимости продавец сбросил) я стал обладателем отечественного изделия. Лопата была ещё и раскладной! Вечером с Сашей мы отправились в один из расположенных в шаговой доступности парков. Где, в одном из укромных уголков, и выкопали наживку на завтра. Банка была вместительной, земли я не пожалел, сверху положил кусочек дёрна - т.е. черви переночевали на балконе стандартной многоэтажки вполне себе, полагаю, комфортно.

Плотно позавтракав, мы отправились на рыбалку. Поначалу я сына откровенно обманывал:

-"Саша, смотри, клюёт - бери удочку, подсекай (а рыбка уже сидит на крючке)."

+ФОТО+ №5

А затем он самостоятельно вытащил одного пескаря, другого. Через полчаса где-то, я полностью посвятил себя наслаждению его искренними щенячими восторгами, а также насаживанию червей на крючок и снятию пойманных рыбок. Я очень хорошо помнил, как мой отец однажды с каменным лицом вырезал перочинным ножом цевьё крючка из большого пальца собственной руки, а допустить что-то подобное у собственного малолетнего сына - Боже упаси!

Дело шло довольно удачно, и вскоре стандартный бидончик наполнился рыбками где-то на треть. Я уже было засобирался в обратный путь, но Сашу угомонить и оторвать от явно нравившегося ему процесса всё никак не удавалось.

Астрономически был уже полдень. Но было не жарко, а состояние атмосферы соответствовало стандартному питерскому "переменная облачность". Проще говоря, облака сменяли друг друга, а солнце из них практически не показывалось. Вдруг, абсолютно внезапно, солнце выскользнуло из-за туч, ударив всей своей неожиданно по-настоящему летней мощью мне в глаза.

Я зажмурился, и откинул голову назад, всем лицом впитывая его неожиданно жгучее, но тем не менее приятное прикосновение. И тут в памяти моей промелькнула сценка из прошлого, спонтанно навеянная, скорее всего именно мощью нашего светила.


Излучина реки Урал, создающая практически идеальный маленький пляж, с трёх сторон надежно скрытый буйной зарослью ивняка. Жаркий полдень. Нас только двое - я, курсант третьего курса СВВМИУ, и знакомая девушка Лена. Солнце шпарит вовсю, но нам не жарко - мы только что вышли из реки и обсыхаем. Я, якобы очень увлечённо (ну куда без этого?) травлю очередную флотскую байку. Тем временем вежливо стараясь не слишком долго задерживать взгляд на вызывающем вырезе купальника своей спутницы. То есть изо всех сил стараясь, по-джентльменски, не слишком откровенно на неё пялиться. Она делает вид, что внимательно меня слушает. Вдруг я ощущаю, что уже несколько минут откровенно разглядываю её прелести, поднимаю глаза и вижу её взгляд. Он особенный, глубокий и немного насмешливо-испытующий. В нём откровенно читается:

-"Эй, морячок! Хватит уже разговоры разговаривать, мы разве для этого сюда пришли?.."

Видение - воспоминание гаснет так же внезапно - солнце поглотила очередная череда туч.

-"Эххх…" - глубоко вздыхаю я, разворачиваюсь, чтобы взять из лежавших чуть в стороне наших нехитрых припасов пачку сигарет и коробку спичек, но внезапно слышу негромкое "Бульк!" и отчаянный крик сына:

-"Папаааа!!!"

Мой сын почти по шею в воде - обманчивые пучки травы нависают над низким берегом - и тянет ко мне руки…

-"Ё* твою мать!" - привычно вывожу я себя из секундного ступора и принимаюсь за дело. По прогнозу всего плюс четырнадцать, наверху ещё и ветерок, а мой Саша ещё слишком мал. Поэтому, выдернув его из воды, я начинаю его переодевать. В ход идёт и моя собственная щёгольская подводницкая разуха:

+ФОТО+ №6

, а также джинсовая куртка и носки.

Минуты через три ребёнок у меня на руках, удочки свёрнуты, а черви выброшены в речку (сами себе копайте!). Плюс бидон и пакет с отжатой уже Сашкиной одеждой.

В таком, довольно-таки нагруженном состоянии, я перехожу Петергофское шоссе и начинаю отчаянно голосовать - и дело даже не в том, что до дома топать прилично. Меня беспокоит мысль, не успел ли сын нахлебаться воды. И я опасаюсь, что на ветру он простынет.

Машины потоком пролетают мимо, но вот одна останавливается. Впрочем, её хозяин пресекает мои попытки первым делом усадить ребёнка на заднее сиденье:

-"Куда это вы в салон с удочками!"

-"Вот **дор!" - успеваю подумать я, но буквально через минуту рядом с нами останавливается штатное такси. Его пожилой водитель мгновенно просекает ситуацию, а увидев протянутый ему стольник, переспрашивает адрес.

-"Так это же рядом, за углом!" - весело восклицает он - "За такие деньги я Вас к входной двери доставлю! Пятый этаж, говорите? Да не проблема!"

Вскоре мы уже тепло попрощались с гостеприимным водителем, поднялись на лифте и я нажимаю на кнопку звонка. Увидев Сашу у меня на руках в моём исподнем, с носками почти до колена и модной джинсовой курточке, на его маленьком тельце скорее напоминающей огромный широкий плащ; либо, что будет точнее, ментик гусара-великана, Анастасия Герасимовна и моя супруга буквально помирают со смеху.

Сашу тут же выкупали и он моментально заснул. Пескарей поджарили на ужин. Правда, я лишился последней заначки, на которую у меня были несколько иные планы (**), но это же такие мелочи?


В следующем уже, 2000 -ом году соответствующие коммунальные службы облагородили один из водоёмов Старого Петергофа. Сын гордо нёс домой около десяти рыбок, но мама его разочаровала, сказав, что они слишком маленькие и заморачиваться на их поджарку она не будет. Большинство рыбок переночевали на балконе. Чему, по всей видимости, способствовало то, что я положил в ёмкость солидный пучок водорослей. Саша же, проснувшись и позавтракав, сказал, что выживших нужно обязательно отпустить. Что мы и сделали. В результате Менчик, Диванчик, Вопилочка и Кичи (остальных не помню, но он всем им дал имена собственные) вернулись в привычную среду обитания. А трупики тех, кому выжить не удалось, с удовольствием сожрали дворовые коты.


Когда я отслужил своё на Северах и перебрался с семейством на ПМЖ в Славянку, мы с Сашей однажды посетили наше памятное рыбное место - речку-вонючку. Мы не специально туда ездили. Были совсем рядом по своим делам, и на обратном пути решили сделать небольшой крюк. Посмеялись. Повспоминали.

-"Сынок, получается, что ты поймал свою первую рыбку значительно раньше меня. Но это был всё равно пескарь!" - сказал я.

-"Батя, было весело. Но главное, что ты выдернул меня из воды моментально, как грибок!" - ответил он.
.

07.05.2024

Сноски:

(*) - официально речка-вонючка называется река Дудергофка. А впадает она в Дудергофский канал. Вот это место, ссылка: ( https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=iFZcEPcQ3cQ ), спасибо автору съёмки "Санкт-Петербург. Впадение реки Дудергофка в Дудергофский канал. 15.02.2020." Денису Кайдалову!

(**) - на ближайшей трамвайной остановке, в одном из ларьков пиво с заканчивающимся на следующей неделе сроком хранения продавалось со значительной скидкой. Каких я только сортов тем летом не перепробовал! Но успел, как Вы уже поняли, не все. Про "гигантские" отпускные, выдаваемые в те времена северянам, я могу сказать лишь одно - кто знает и помнит, меня не осудит. А остальных попрошу держать своё мнение при себе.
.