Юлия Вревская, баронесса, сестра милосердия

Новосельцев Григорий Петрович
А кто не слыхал о дивной сестре Свято-Троицкой общины – баронессе Ю.П. Вревской, положившей и жизнь свою на алтарь любви в эту войну. Ей Тургенев посвятил эти чудные строки40.

«На грязи, на вонючей, сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращеннаго в походный военный госпиталь, в разоренной болгарской деревушке – слишком две недели умирала она от тифа.

Она была в беспамятстве – и ни один врач даже не взглянул на нее; больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черепке разбитого горшка.

Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез.

Нежное, кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! – Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастья... не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним.

Kaкие заветные клады схоронила она там, в глубине души, в самом ее тайнике, – никто не знал никогда, а теперь, конечно, не узнает.

Да и к чему? Жертва принесена... дело сделано.

Но горестно думать, что никто не сказал спасибо даже ее трупу, – хоть она сама и стыдилась и чуждалась всякого спасибо.

Пусть же не оскорбится ее милая тень этим поздним цветком, который я осмеливаюсь возложить на ее могилу!»

Ей же и поэт Я.П. Полонский посвятил это дивное стихотворение.

Под Красным Крестом

Семь дней, семь ночей я дрался на Балканах,

Без памяти поднять был с мерзлой земли,

И долго в шинели изорванной, в ранах ,

Меня на скрипучей телеге везли.

В каком -то бараке очнулся я снятый

С телеги и понял, что это барак.

День ярко сквозил в щели кровли дощатой,

Но день безотраден был – хуже, чем мрак.

А вот подошла и сестра милосердья!

Волнистой косы ея свесилась прядь...

Я дрогнул: «К чему молодое усердье?

Без крика и плача могу я страдать...

Оставь ты меня умереть ради Бога!»

Она поглядела так кротко и строго,

Что дал я ей волю и раны промыть

И раны промыть и бинты наложить.

И вот над собой слышу голос я нежный:

«Подайте рубашку!» и слышу в ответ, –

Ответь нерешительный, но безнадежный:

«Все вышли, и тряпки нестираной нет!»

И мыслю я: Боже, какое терпенье!

Я, дышащий труп, я одно отвращение

Внушаю, но нет его в этих чертах

Прелестных и нет его в этих глазах.

То грезил я, то у меня дыбом волос

Вставал; то в холодном поту я кричал:

«Рубашку, рубашку!» И долго мой голос

В ту ночь истомленных покой нарушал.

В туманном мозгу у меня разгорался

Какой-то злой умысел, и порывался

Бежать я, как вдруг, слышу, катится гром.

И ветер к нам в щели бьет крупным дождем

Притих я, смотрю, среди призраков ночи

Сидит, в красноватом мерцание огня,

Знакомая тень, и бессонные очи,

Как звезды сквозь сумрак, глядят на меня.

Вот встала, идет и лицо наклоняет

К огню, и одну из лампад задувает...

И чудится, будто одежда шуршит,

По белому темное что-то скользит...

И странно, в тот миг, как она замелькала –

Как дух, над которым два белых крыла

Взвились, – я подумал: бедняжка устала,

И если б не крик мой, давно бы легла.

Но вот снова шорох, и снова в одежде

Простой (в той, в которой ходила и прежде),

Она из укромного вышла угла

И светлым виденьем ко мне подошла,

И с дрожью стыдливой любви мне сказала:

«Привстань! Я рубашку тебе принесла»...

Я понял: она на меня надевала

Белье, что с себя потихоньку сняла.

И плакал я... Детское что-то, родное,

Проснулось в душе, и мое ретиво;е

Так билось в груди, что пророчило мне

Надежду на счастье в родной стороне.

...

И вот я на родине! Tе же невзгоды...

Но нет, не забыть мне сестрицы святой!

Рубашку ее сохраню я до гроба...

И пусть наших недругов тешится злоба...

Я верю, что зло отзовется добром:

Любовь мне сказалась под Красным Крестом!

Православная энциклопедия.