Чем отличается вера от надежды?

Павел Кавалеров
Обычно этот вопрос ставит человек в тупик, в котором оказался и я, как-то задумавшись об этом.

ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ

Может быть различие между надеждой и верой заключается в том, что вера может касаться прошлого, настоящего или будущего, а надежда - всегда про будущее?

Надеюсь, он поступил правильно, - говорит отец про своего сына. Или надеюсь, что у них (сейчас) все хорошо. Как мы видим, надежда может касаться не только будущего, но и прошлого или настоящего.

СИЛА ВЕРЫ И СИЛА НАДЕЖДЫ

О том, что вера придает силу, ради веры люди готовы терпеть тяготы, лишения и даже пойти на смерть, наверное, очевидно, для всех. Можно вспомнить большое количество христианских мучеников, пострадавших за веру. Но речь идет не только про религиозную веру, можно вспомнить революционеров, которые ради справедливого с их точки зрения будущего шли на смерть. Можно констатировать, что вера есть источник силы.

Надежда, и в этом она похожа на веру, является определенного рода энергией. Хотя эта история иллюстрирует жесткое обращение с животными, но она произошла, и поэтому попробуем извлечь из нее урок о силе надежды и о наших возможностях. Сдаваться или нет в трудной ситуации — это выбор.

В 1950-х годах в Гарварде профессор биологии Курт Рихтер провел серию экспериментов с целью найти биологический механизм, который заставляет нас двигаться к цели.

Эксперимент получился довольно жестокий, хоть в нем и участвуют только грызуны. Сейчас в современной науке каждая мышь на счету и нужны веские основания, чтобы подвергнуть грызуна страданиям. Но в 50-е к этому относились проще. И Курт Рихтер совершил удивительное открытие.

Приведу ход его эксперимента. Ученый помещал крыс в ведра, наполовину заполненные водой. Крысы - хорошие пловцы, но даже это им не помогло. Крысы в среднем сдавались и тонули через 15 минут. Запомните эту цифру! Она нам еще пригодится.

«Что убивает этих крыс? Почему все свирепые, агрессивные, дикие крысы так быстро умирают при погружении в воду?», - написал ученый в журнале эксперимента.

Надежда — вот главная движущая сила! - сделал предположение ученый.

Во втором эксперименте Рихтер изменил условие. Когда он видел, что животное начинает сдаваться от усталости, он вытаскивал крысу ненадолго. А затем снова опускал ее в воду. Как вы думаете, сколько держались крысы во второй попытке?

Еще 15 минут?
Нет!
60 часов!

Потому что у крыс появлялась надежда. И поэтому использовали каждую каплю энергии, чтобы отодвинуть гибель.

Вы представляете - обессиленная, истощенная крыса нашла в себе еще силы продержаться на плаву 60 часов!? То есть в 240 раз больше, чем было изначально! Такой гигантский потенциал заложен в нас, если появляется надежда на спасение.


ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕРЫ И НАДЕЖДЫ


Человек верит, что медицинская операция закончится успешно. Сравним: человек надеется на успешный исход операции. В чем же разница?

Как говорят словари, надежда — положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения.

Вера — это признание чего-либо истинным независимо от фактического или логического обоснования. Вера  — это всегда про истину. Для человека «я верю» субъективно означает то же самое, что и «я знаю». Только «знаю» я могу научно или как-либо убедительно доказать, а «верю» не могу, но тем не менее считаю истинным. На основании разных обстоятельств и аргументов, которые убедительны для меня лично, но для других могут быть пшыком.

Если надежда говорит нам о том, чего бы мы желали, какая истина нам предпочтительна, то верить можно и во что-то нежелательное. Сатанисты верят в Бога (истина им известна), но надеются на победу лукавого (желаемый для них результат).

Таким образом, согласно определению, «я верю» означает тоже самое, что и «я знаю», что истина состоит в том-то. Разница только в том, что явных доказательств этому «знаю» у меня нет. А «я надеюсь» означает «я хочу», чтобы истина заключалась в том-то. Надежда — это предпочтение, какая истина более благоприятна для кого-то или чего-то. Для меня лично, для человечества, для группы лиц, для природы, для мироздания и т.д.

Надеюсь, что мой сын не виноват, - говорит отец обвиняемого, демонстрируя свое предпочтение. Он не знает, но надеется, ему хотелось бы, чтобы это было так. А вот если он скажет: Я верю, что мой сын не виноват - то это аналог «я знаю, хотя доказательств не имею». Эта вера может быть основана, например, на знании характера человека - «он и мухи не обидит».

УТОЧНЕНИЕ АПОСТОЛА ПАВЛА

Проанализировав определения, вроде бы все стало ясно и понятно. Тем не менее есть ощущение, что чего-то не хватает. Недопонимание различия этих двух терминов все равно остается.

Представим человека, который оказался в сложной ситуации и вероятность спастись у него прямо скажем небольшая (в тайге, в пустыни и проч.). Если он опустит руки и скажет себе: «Это конец», то шансы спастись, выжить резко уменьшаются. И наоборот, если человек скажет: «Где наша не пропадала, я обязательно дойду, я выживу» или «мне цыганка нагадала дожить до 100 лет», и откуда-то силы берутся, и человек упорно продолжает двигаться вперед. Не факт, что дойдет, но вероятность явно увеличивается.

В связи с этим споминаются два случая.

Первый - наш легендарный летчик Маресьев А.П. В 1942 г. одном из боев (к этому моменту в послужном списке Маресьева значилось три сбитых вражеских самолета) самолет Маресьева сумел дотянуть через линию фронта до своей территории, и в 4 км севернее деревни Рабежа при попытке совершить вынужденную посадку в лесу упал с высоты 30 метров. Алексею раздробило обе ступни. Восемнадцать суток лётчик через леса и болота ползком пробирался к людям на восток, ориентируясь по солнцу. Его полуживого нашли жители деревни. В результате ему апутировали обе ноги в области голени. В госпитале Маресьева поставили на ноги и он, решив вернуться в строй и вновь летать, стал упорно тренироваться. О том как он полз к своим, как учился ходить, танцевать, а потом летать рассказано в "Повести у настоящем человеке" Бориса Полевого. В результате он смог вернуться в строй и сбил еще 7 самолетов.

Второй случай произошел в 1972 году, когда в Андах (Чили) потерпел аварию самолет, на борту которого находилось 45 человек. На подлёте к Сантьяго лайнер попал в циклон, врезался в скалу и рухнул у подножия горы. 12 человек погибли при падении и столкновении со скалой, ещё 6 умерли позже от ран и холода. Затем из оставшихся 27 уцелевших погибли ещё 8 при сходе лавины, которая накрыла их «жилище» из фюзеляжа самолёта, а позже ещё 3 умерли от ран. У выживших был минимальный запас пищи, кроме того, у них отсутствовали источники тепла, необходимые для выживания в суровом холодном климате на высоте 3600 метров. Отчаявшись от голода и сообщения по радио о том, что «все мероприятия по поиску пропавшего самолёта прекращаются», люди, после того, как вся пища закончилась, чтобы выжить, они стали есть замороженные тела своих погибших товарищей. Спасатели узнали о выживших через 72 дня после катасторфы.

Чего здесь больше - веры (уверенности в благополучном исходе) или надежды (желания благополучного исхода)?

Или, скажем, сам человек едва ли понимает различие, произнося: «Я верю, что он выздоровеет». Он верит или надеется?

За подсказкой обратимся к апостолу Павлу, который писал: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» («К Евреям» 11:1). Мы видим, что данное толкование веры состоит из двух частей.

Первая часть «осуществление ожидаемого», по сути, означает реализованную надежду. Я ожидаю, я желаю, я хочу осуществления предмета моей веры. Что это, если не надежда? То есть я не просто знаю истину, но и хочу ее осуществления.

Вторая часть толкования апостола Павла говорит нам о знании истины - уверенность в невидимом. По сути, это знакомое нам словарное определение веры.

В чем же истина для христианина? Христианство говорит нам, что истина заключается в том, что Бог есть любовь. Это главное.

Толковать слова апостола Павла можно в том смысле, что вера заключается в том, что мы хотим царствия небесного (надеемся на его осуществление) и знаем, что царствие небесное наступит.

Это очень важный момент. Если бы мы верили только в смысле знали, то это пассивная позиция. Если оно все равно наступит, то зачем напрягаться, зачем тратить усилия, чтобы это произошло?

Но мы не только знаем, мы желаем его наступления. А это означает, что мы что-то делаем для его наступления. Соблюдаем заповеди, стараемся сделать себя лучше, делаем добрые дела и т.д. Это активная позиция, мы является сотворцами царствия небесного.

Таким образом, вера, надежда, любовь можно писать не через запятую, а вот так:
Вера = Надежда + Любовь.

Надежда еще не вера, а вера больше, чем надежда. Но без надежды, без ожидания осуществления - нет веры.