Начало музея в п. Ключевском

Анастасия Павлова-Драчёнова
     Каждый музей имеет когда-то своё начало.
2005 год.  В средней общеобразовательной школе  №27 им. Ф.Т. Цветкова  было два девятых класса, которые мы с Ниной Алексеевной Шамшеевой вели, начиная с 5-х классов. Вместе проводили все воспитательные мероприятия.  По школе наши классы были самыми дружными и ответственными.

     Задолго до праздника Дня Победы,  директор  школы  Любовь Васильевна Подойницына,  озадачила всех классных руководителей на педагогическом совете о том, что необходимо к празднику в каждом классе  вместе со своими воспитанниками  оформить уголки, посвященные  важной дате. А также, провести со своими классами мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
     Призадумались мы с Ниной Алексеевной. Как же так? Ведь привыкли  вместе все мероприятия проводить. Думали- думали…
     И тут ко мне пришла идея.
 -  Давайте-ка, - говорю, -  мы с Вами, Нина Алексеевна,  сделаем такое, что никогда ещё не было в школе.  Создадим  музей, посвященный тем, кто воевал в ВОВ.  Именно в Вашем классе, так  как он изолированный от  основной школы, находится в старом здании вечерней школы. Это  будет  наш с ребятами секрет до поры, до времени.  Из бесед со своими  воспитанниками на классных часах о Великой Отечественной войне, я знала, что  в некоторых семьях детей имеются реликвии: полевые письма фронтовиков (много полевых писем от брата  Белодед Марии Кирилловны, бабушки моего воспитанника Пушкарского  Евгения),  предметы  и вещи их. Да и в  моей семье хранятся  документы родных, прошедших войну и не вернувшихся с войны. Такие как: военный билет отца, орден Великой Отечественной войны 1 степени и орденская книжка, медаль за отвагу, медали юбилейные, посвященные ВОВ. А также малюсенькая справка с ленинградского эвакогоспиталя, выданная отцу  Драчёнову Александру Константиновичу, о его тяжёлом ранении под Ленинградом в 1943 году,  удостоверение, выданное Президиумом Верховного Совета СССР моей бабушке - Драчёновой Лукерье Ефимовне  в 1946 году за её доблестный труд во время Великой Отечественной войны.  Об этом ей сказала.

     В  семье Нины Алексеевны тоже  есть фронтовики.  Свёкр, Шамшеев  Александр Николаевич, участник Великой Отечественной войны;  сохранились документы, предметы и  вещи: фронтовая фляжка, ложка, фонарь, немецкий кожаный плащ. У ребят класса Нины Алексеевны  были дедушки и прадеды, которые   тоже мужественно и самоотверженно защищали нашу Родину.

     Продумали с  Ниной Алексеевной всё до мелочей: как оформим класс, какие разделы в музее будут, как расположим  историческую ценность; проведём беседы с жителями и, по возможности, соберём документы и экспонаты; составим списки вернувшихся  фронтовиков с войны, списки погибших ключевцев в ВОВ,  тружеников тыла. Что мы поручим  детям при создании музея и т.д. Работа предстояла огромная.  У Нины Алексеевны возникла прекрасная идея – оформить географическую карту боевых действий наших ключевцев в ВОВ от Калининграда до Владивостока. 
     Необходимо было провести совместно два мероприятия. Одно - «От Читы до Берлина», второе, посвященное погибшим советским людям: детям и взрослым в многочисленных фашистских концлагерях. Для того, чтобы наши воспитанники  знали и помнили, что такое в истории  20 века было.
     Посвятили в наш секрет  наши с ней классы. И работа закипела.

     Надо отдать должное ещё одному человеку, благодаря которому  наш музей приобрёл законченный вид и имел историческую ценность. Это – Соловьёвой Ирине Юрьевне, дочери Шамшеевой Нины Алексеевны.  Она копировала подлинники документов и награды инвалидов войны, фронтовиков и тружеников тыла (документы и награды тут же возвращали в семьи фронтовиков), занималась дизайном музея. 
     Основная  часть работы по оформлению музея легла на плечи этих прекрасных женщин. Целую неделю они преображали кабинет географии в музей. Материала набралось много.   Временно уроки географии проводила Нина Алексеевна в разных  кабинетах школы.

     В день  проведения мероприятия музей был открыт. Мы с Ниной Алексеевной  и ребятами наших  классов достигли своей цели.  Музеем о  Великой Отечественной войне, предметах быта во время войны  удивлялись; его посетили все классы школы,  многие жители посёлка. А ребята наших классов  вдвойне молодцы!  Мероприятие было проведено трогательно, до слёз.  Наши ребята после него  стали  взрослее, серьезнее.
     А ещё, до поры, до времени – они умели держать секрет!
  Важно, что  с созданием музея  ребята приобрели навыки  поисково-исследовательской деятельности. У них развилось чувство патриотизма, уважение и почитание к участникам  войны, труженикам тыла;  гордость за своих родных, которые внесли свою лепту в общую  Победу в период Великой Отечественной войны; любовь к малой родине.

   В результате сбора материалов для музея выявлено было в посёлке  47 участников Великой Отечественной войны, из которых 18 инвалидов войны;  22 труженика тыла; 2 человека пережили  блокаду Ленинграда. Географическая карта боевых действий показала, что  наши воины - ключевцы  принимали  участие в крупных сражениях Великой Отечественной войны: Московской битве, Блокаде Ленинграда, Ржевской и Сталинградской битвах; Курской битве, Битве за Днепр, Прибалтийской операции, Висло-Одерской операции, Битве за Берлин.  Принимали участие в разгроме японских милитаристов  на Дальнем востоке.

     Май - месяц  Нина Алексеевна Шамшеева  проводила  уроки географии в своем кабинете, в нашем  с ней музее.  Таким образом,  было положено началу музея.
     В летние каникулы 2005 года все экспонаты и документы музея  были переданы библиотекарю школы  Бочарниковой  Галине  Анатольевне  для дальнейшего сохранения. Так как Нине Алексеевне к началу нового учебного года нужно было готовить свой кабинет. Помещение библиотеки  было небольшое.  Галина Анатольевна вскоре передала основы нашего музея художественному руководителю Дома культуры поселка Ключевского -   Вере Яновне  Гуровой.   
 
     Вера Яновна  не только сохранила музей, но и  во многом его преумножила  экспонатами, документами, фотографиями. Сохранила.  И это стал уже музей истории  жизни людей и развития нашего посёлка.