Каждый музей имеет когда-то своё начало.
2005 год. В средней общеобразовательной школе №27 им. Ф.Т. Цветкова было два девятых класса, которые мы с Ниной Алексеевной Шамшеевой вели, начиная с 5-х классов. Вместе проводили все воспитательные мероприятия. По школе наши классы были самыми дружными и ответственными.
Задолго до праздника Дня Победы, директор школы Любовь Васильевна Подойницына, озадачила всех классных руководителей на педагогическом совете о том, что необходимо к празднику в каждом классе вместе со своими воспитанниками оформить уголки, посвященные важной дате. А также, провести со своими классами мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
Призадумались мы с Ниной Алексеевной. Как же так? Ведь привыкли вместе все мероприятия проводить. Думали- думали…
И тут ко мне пришла идея.
- Давайте-ка, - говорю, - мы с Вами, Нина Алексеевна, сделаем такое, что никогда ещё не было в школе. Создадим музей, посвященный тем, кто воевал в ВОВ. Именно в Вашем классе, так как он изолированный от основной школы, находится в старом здании вечерней школы. Это будет наш с ребятами секрет до поры, до времени. Из бесед со своими воспитанниками на классных часах о Великой Отечественной войне, я знала, что в некоторых семьях детей имеются реликвии: полевые письма фронтовиков (много полевых писем от брата Белодед Марии Кирилловны, бабушки моего воспитанника Пушкарского Евгения), предметы и вещи их. Да и в моей семье хранятся документы родных, прошедших войну и не вернувшихся с войны. Такие как: военный билет отца, орден Великой Отечественной войны 1 степени и орденская книжка, медаль за отвагу, медали юбилейные, посвященные ВОВ. А также малюсенькая справка с ленинградского эвакогоспиталя, выданная отцу Драчёнову Александру Константиновичу, о его тяжёлом ранении под Ленинградом в 1943 году, удостоверение, выданное Президиумом Верховного Совета СССР моей бабушке - Драчёновой Лукерье Ефимовне в 1946 году за её доблестный труд во время Великой Отечественной войны. Об этом ей сказала.
В семье Нины Алексеевны тоже есть фронтовики. Свёкр, Шамшеев Александр Николаевич, участник Великой Отечественной войны; сохранились документы, предметы и вещи: фронтовая фляжка, ложка, фонарь, немецкий кожаный плащ. У ребят класса Нины Алексеевны были дедушки и прадеды, которые тоже мужественно и самоотверженно защищали нашу Родину.
Продумали с Ниной Алексеевной всё до мелочей: как оформим класс, какие разделы в музее будут, как расположим историческую ценность; проведём беседы с жителями и, по возможности, соберём документы и экспонаты; составим списки вернувшихся фронтовиков с войны, списки погибших ключевцев в ВОВ, тружеников тыла. Что мы поручим детям при создании музея и т.д. Работа предстояла огромная. У Нины Алексеевны возникла прекрасная идея – оформить географическую карту боевых действий наших ключевцев в ВОВ от Калининграда до Владивостока.
Необходимо было провести совместно два мероприятия. Одно - «От Читы до Берлина», второе, посвященное погибшим советским людям: детям и взрослым в многочисленных фашистских концлагерях. Для того, чтобы наши воспитанники знали и помнили, что такое в истории 20 века было.
Посвятили в наш секрет наши с ней классы. И работа закипела.
Надо отдать должное ещё одному человеку, благодаря которому наш музей приобрёл законченный вид и имел историческую ценность. Это – Соловьёвой Ирине Юрьевне, дочери Шамшеевой Нины Алексеевны. Она копировала подлинники документов и награды инвалидов войны, фронтовиков и тружеников тыла (документы и награды тут же возвращали в семьи фронтовиков), занималась дизайном музея.
Основная часть работы по оформлению музея легла на плечи этих прекрасных женщин. Целую неделю они преображали кабинет географии в музей. Материала набралось много. Временно уроки географии проводила Нина Алексеевна в разных кабинетах школы.
В день проведения мероприятия музей был открыт. Мы с Ниной Алексеевной и ребятами наших классов достигли своей цели. Музеем о Великой Отечественной войне, предметах быта во время войны удивлялись; его посетили все классы школы, многие жители посёлка. А ребята наших классов вдвойне молодцы! Мероприятие было проведено трогательно, до слёз. Наши ребята после него стали взрослее, серьезнее.
А ещё, до поры, до времени – они умели держать секрет!
Важно, что с созданием музея ребята приобрели навыки поисково-исследовательской деятельности. У них развилось чувство патриотизма, уважение и почитание к участникам войны, труженикам тыла; гордость за своих родных, которые внесли свою лепту в общую Победу в период Великой Отечественной войны; любовь к малой родине.
В результате сбора материалов для музея выявлено было в посёлке 47 участников Великой Отечественной войны, из которых 18 инвалидов войны; 22 труженика тыла; 2 человека пережили блокаду Ленинграда. Географическая карта боевых действий показала, что наши воины - ключевцы принимали участие в крупных сражениях Великой Отечественной войны: Московской битве, Блокаде Ленинграда, Ржевской и Сталинградской битвах; Курской битве, Битве за Днепр, Прибалтийской операции, Висло-Одерской операции, Битве за Берлин. Принимали участие в разгроме японских милитаристов на Дальнем востоке.
Май - месяц Нина Алексеевна Шамшеева проводила уроки географии в своем кабинете, в нашем с ней музее. Таким образом, было положено началу музея.
В летние каникулы 2005 года все экспонаты и документы музея были переданы библиотекарю школы Бочарниковой Галине Анатольевне для дальнейшего сохранения. Так как Нине Алексеевне к началу нового учебного года нужно было готовить свой кабинет. Помещение библиотеки было небольшое. Галина Анатольевна вскоре передала основы нашего музея художественному руководителю Дома культуры поселка Ключевского - Вере Яновне Гуровой.
Вера Яновна не только сохранила музей, но и во многом его преумножила экспонатами, документами, фотографиями. Сохранила. И это стал уже музей истории жизни людей и развития нашего посёлка.