Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах где-нибудь

Эль Ка 3
 Об огнях-пожарищах, о друзьях-товарищах
где-нибудь, когда-нибудь мы будем говорить...

Фото нашего "костяка" курса через полвека. Из личного архива автора.

Это произошло на третьем курсе Мухинского. Впрочем, я наверно и не вспомнила бы, но случился такой момент. Отбираю в плейлист музыку к празднику Победы на 9 мая, смотрю клип “Моя Россия” Ярослава Дронова(SHAMAN). Семья поёт за столом. Отец подыгрывает на акустической гитаре, а дедушка на баяне.
“Темною ночью никак не могу я уснуть. Звёзды в безоблачном небе так ярко сияют”
Как это откликается - “Тёмная ночь, только пули свистят по степи, тускло звёзды мерцают” Марка Бернеса, какая перекличка поколений!


И тут я вспомнила, как пренебрежительно относилась к аккордеону (мне ни разу не попалось исполнение классики на этом инструменте до определённого возраста ). Это я потом оценила как один аккордеон может изобразить весь оркестр, как может звучать Бах, Моцарт на этом инструменте. А так… да… снобизм у рафинированной девушки присутствовал вовсю. И я относила гармошку только к киношным образам - Максиму Перепелице и Ивану Бровкину и соответственно - сапоги кирзачи, кепка набекрень, по ухарски цветок за ухом и…и… и никакого уважения к инструменту.
Ну вот такая я была ....не идеальная. Не идеальная.


Так вот.
На третьем курсе у нашего друга появилась подружка с 4 курса. Хотя сразу понятно, что не подружка. Во всяком случае со стороны Володи всё очень серьёзно и значит... Значит мы приняли её в свою "группировку". На какой-то праздник Тома пригласила к себе. В нашем кругу сложилось так, что, отмечая праздники мы часто оказывались вместе с родственниками. Наверно наш возраст уже НЕ требовал уединения, отделения от "предков".
Тамара своих обожала. А это ведь очень важно, когда не родители гордятся ребёнком, а дети гордятся родителями.
Отец Томы, Евгений Михайлович, военный, после войны из отпуска привез в Ленинград с Дона молодую жену - настоящую казачку! Екатерина Яковлевна готовила изумительно, дом был хлебосольный. Впрочем, на праздниках в то весёлое время застолье у всех радовало кулинарными изысками.
Наступил праздник, мы собрались у Мухиных.


Стол ломится от яств и выпивки. Объевшиеся стЮденты натанцевавшись под советско-французско-итальянскую эстраду сидят и лениво приговаривают пироги с чаем.
И в этот момент Евгений Михайлович приносит из другой комнаты аккордеон и садится. Меня аж передёрнуло, внутри всё восстало, то есть сначала упало, потом подбросило и восстало. - “Ну вот … деревенское - гармошка, лапти-шмапти”.
И тут подошла Тамара, присела на ручку кресла, приобняла отца... Она такими влюблёнными глазами смотрела на него, сколько же нежности было в этом взгляде.


Евгений Михайлович растянул меха…- и я… услышала ОРКЕСТР.
Как он играл, как он пел! А мы подпевали его любимую "Ехал я из Берлина", и "Курская улица на запад нас ведёт", и “ У Черного моря цветущий в акациях город”, ” Смуглянка”, “Катюша”, “Прощай любимый город, уходим завтра в море”...
 
Во-первых я была ошарашена - возможностями инструмента.
Во-вторых мы же все(!!!), все подпевали! Откуда-то слова всплыли из детства. Утесов, Бернес, Шульженко. А ведь через музыку и слова, через песню проникают в душу наши традиции, наша родная вековая культура...культура русского мира.
Тома, я помню...
Низкий поклон вам, Евгений Михайлович. Сколько бы я потеряла, не познакомившись с вами. То-то я сейчас заслушиваюсь Марио Стефано Пьетродарки и его бандонеоном.
Потом, потом мы привыкли к этим хоровым спевкам и с удовольствием подпевали Евгению Михайловичу. Даже не так. Приезжая к Мухиным я уже дождаться не могла, когда Евгений Михайлович вытащит из шкафа свой инструмент, раздвинет меха и
и…..начнётся волшебство.


Вот надо же! Увидела баян в руках дедушки Ярослава, а вспомнила своё
и Евгения Михайловича.
Он очень Сашу полюбил. Тома рассказывала, что уже умирая ...
 почему-то всё спрашивал:" А Саша придёт? А где Саша?"
А Саши уже не было на этом свете.


Если б гармошка умела ..все говорить не тая, русая девушка в кофточке белой, где ж ты ромашка моя… Где ж ты, откликнись, ромашка моя…