13. 4 Развитие внимания

Лариса Болотова
 «Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые – произвольным. Непосредственное внимание – это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребёнка люди  «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребёнка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребёнка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием».

                То есть вначале ребёнок не владеет произвольным вниманием.

«Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребёнок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), посредством которых он дальше направляет своё собственное поведение и внимание».

                О каких искусственных стимулов-средств (знаков) идёт речь? Думаю, об словах и их интонации.

«… с возрастом внимание ребёнка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идёт гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутреннее опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.

Л.С. Выгодский пишет, что с самых первых дней жизни ребёнка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд – это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают внимание ребёнка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребёнка.  Таким образом, с первых дней жизни ребёнка  его внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов- стимулов».

                В какой момент развития ребёнка приходит понимание слов? Связано ли оно с внешними причинами (воздействие звуковой волны слов) или включением внутренних механизмов психики ребёнка? Как происходит различие звуков и слов? Включение особой программы?

«Вместе с постепенным овладением активной речью ребёнок начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причём сначала – в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращённым к ним словом в нужную сторону, а затем и в отношении самого себя.

Общая последовательность культурного развития внимания по Л.С. Выгодскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребёнку, затем  он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя … Вначале взрослый направляет его внимание словами на окружающие его вещи и вырабатывает, таким образом, из слов могущественные стимулы – указания; затем ребёнок начинает активно участвовать в этом указании и сам начинает пользоваться словом и звуком как средством указания, то есть обращать внимание взрослых на интересующий его предмет».

                Врождённая ли эта способность у взрослых (по поводу указаний) или она требует специального обучения?

«Слово, которым пользуется взрослый, обращаясь с ребёнком, появляется первоначально в роли указателя, выделяющего для ребёнка те или иные признаки в предмете, обращающего его внимание на эти признаки. При обучении слово всё более и более направляется в сторону выделения абстрактных отношений и приводит к образованию абстрактных понятий.

Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же средство овладения внимания по отношению к самому себе, ребёнок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию».

                Рассмотрим последовательность основных этапов развития детского внимания.

1 Первые недели - месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врождённого признака непроизвольного внимания ребёнка».

                То есть, ребёнок реагирует на звуки голоса и излучения предметов, пытаясь определить, откуда они исходят. Вряд ли он  видит форму источника, из которого они исходят.

«2 Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской   деятельности как средства будущего развития произвольного внимания».

                Происходит видение окружающих объектов. Каким образом? По указке взрослых, или за счёт своего воображения, или то и другое вместе?

«3 Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослыми предмет.

4   Второй – третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.

5 Четыре с половиной – пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.

6 Пять – шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

7 Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое».

Состояние внимания ребёнка всегда сопровождается не только эмоциональным переживаниями, но также определёнными изменениями физического и физиологического состояния организма.

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 179).