Хранят память о подвигах героев

Сергей Минкевич-Одровонж
ХРАНЯТ ПАМЯТЬ О ПОДВИГАХ ГЕРОЕВ

Статью с таким названием Валентины Ковальчук я прочитал в газете Минская правда автор написала: “Если в вашей семье сохранились экспонаты времён Великой отечественной войны пишите в нашу редакцию мы расскажем вашу историю.”34 (15568) от 4 мая 2024 года.
С детства я знал, что мой дедушка Нечай (Нечаев) Михаил  Тимофеевич начал войну 22 июня 1941 года. Он был по одним документам полученных из Подольского архива МО РФ сержантом (по другим старшим сержантом), командиром артиллерийского расчета Их артиллерийский полк стоял под Гродно. Там он принял первый бой. Снаряды быстро кончились. Внезапно раздался взрыв. Недалеко разорвался снаряд. Дедушка очнулся в концлагере Масюковщина под Минском. Немцы из пленных украинцев формировали дивизию СС " Голичина".  Знакомый художник переправил в документах украинскую фамилию «Нечай» на русскую "Нечаев". Кто-то из родственников моей бабушки тогда Минкевич Анны Иосифовне, а ей  то было в 1941 году 18 лет, сказал: "Аня, мы выдели твоего Мишу в Масюковщине!" Бабушка, её мать Павлина Викентьевна (урожденная Комоцкая) бросились в концлагерь. Деда нашли сильно измождённым. Условились, что ночью его будут ждать в условленном месте. Дед положил на колючую проволоку шинель и бежал. Его привели в деревню Малявки к Комоцким. Дедушка несколько дней просидел в погребе в бочке. Потом по реке Свислочь его переправили в партизанский отряд. Отряд дислоцировался в Пуховичском районе. У моей мамы в Рыбцах там дача. Дедушка любил там бывать, ведь он там партизанил. У дедушки медаль "За отвагу", которую он получил за Белофинскую войну, два ордена Красной звезды. Орден "Отечественной войны" I степени. Дедушка не признавал юбилейных медалей. Он считал, что награды даются за пролитую кровь, а не участие в Великой Отечественной войне. Орден "Отечественной войны" давался всем фронтовикам. Мне запомнился случай. После окончания 3 класса мне  подарили книгу "Не когда не забудем". В этой книге собраны рассказы юных участников войны. Против имени и фамилии автора, стоял год его рождения. В книге был рассказ "Врыв вышки". Фамилию этого автора я забыл, ведь прошло уже 50 лет, мне уже 60 лет. Мой дедушка был командиром подрывной группы, на счету которой 28 подорванных эшелонов. Тогда бытовая поговорка: "Паровоз под откос, эшелон под уклон!" Вышка эта очень мешала партизанам, но подобраться к ней было невозможно. Все просматривалось и простреливалось. Партизаны поручили парню взорвать эту вышку. Он "подружился" с немцами. Ежедневно таскал им яйца и втерся в доверие. Они угощали его шоколадом и сигаретами. Одной из этих сигарет парнишка поджёг бикфордов шнур и взорвал вышку. У моей прабабушки, матери моей бабушки Анны Иосифовны было 8 детей. Старший сын Иван Иосифович Минкевич пал смертью храбрых. Его рота захватила высоту на Волховском фронте. Есть сайт: https://podvignaroda.ru/?#tab=navPeople_search. Там есть сведения о награжденных. Дочь Софья (в семье её звали Зоя) вышла замуж за Михаила Ануфриевича Шичко, глазного врача . Дочь Леокадия замужем за Мельникова Евгения Семёновича. Дочь Валя замужем за Терешко Александром ( к сожалению я не знаю его отчества, так как в детстве мы называли его дядей Сашей). Сегодня нету в  живых дедушки, ни бабушки, ни её сестер и мужей . Время не умалим. Если мне 60 лет, то моей маме 81 года, а моей бабушке было бы 1 мая 101 год, а дедушке Нечаеву Михаилу Тимофеевичу 18 октября исполнилось бы 106 лет, он ровесник Красной Армии. На сайте газеты "СБ сегодня" есть раздел "Партизаны Беларуси" https://partizany.by . Там вы можете найти сведения о своих родственниках.